чт, 28 март
20:01
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

«Зелёная книга»: толерантность здорового человека, или кино в старом добром стиле

Статья

31 января 2019, 16:17

На экранах кинотеатров идёт фильм, который найдёт своё место в истории кинематографа, а ещё — в вашем сердце. Если, конечно, вы решитесь в очередной раз смотреть на проблемы афроамериканцев.

Заранее стоит предупредить, что этот текст не претендует на звание профессиональной рецензии, он не будет баловать искушённого читателя уникальными фактами из голливудского закулисья и отсылками к другим произведениям. Автор пишет мнение только о фильмах, вызвавших особенно сильные впечатления. В последний раз это случилось, кажется, после просмотра «Невероятных жизнь и приключения Уолтера Митти», но вот опять… Итак, приступим.
Фильм рассказывает историю Тони Валелонга — американца итальянского происхождения. Он любит детей, хорошо поесть и решать проблемы при помощи подвешенного языка (и — при необходимости — крепкого кулака). Когда с работой возникли проблемы, герой устроился к темнокожему пианисту-виртуозу, утончённому Дону Ширли. Хоть Тони и недолюбливает, как он говорит, «баклажанов», пустеющий семейный бюджет не оставляет выбора: или идти заниматься мафиозными делишками, или отправляться с музыкантом в его концертный тур по южным штатам в роли водителя и телохранителя.
В помощь Валелонга получает «Зелёную книгу» — это сборник, ежегодно издававшийся в США с 1936 по 1966 год. Он содержит советы, как «негритянским путешественникам» не попасть в беду во время поездок по югу страны, где в период, о котором говорится в фильме, была узаконена дискриминация афроамериканцев.
Тони Валелонга и Дон Ширли отправляются в путь, который изменит их, подружит до конца жизни.
Первая мысль после выхода из зала: давненько же, оказывается, на большие экраны не выходило просто хорошего и доброго кино. Что-то такое по стилю снималось чаще, кажется, лет двадцать назад, но сейчас пришла другая мода. Любителям блокбастеров последнего десятилетия под знаком студии Marvel будет трудно избавиться от постоянного ожидания какого-нибудь резкого сюжетного поворота. Из-за этого синдрома кино-гика будет постоянно покалывать сердце в самых трогательных моментах, но до финальных титров ничего «такого» не произойдёт. Этот фильм просто талантливо рассказывает историю. Возможно, немного сказочную историю. Вообще, это в России «Зелёная книга» вышла 24 января, а в зарубежных кинотеатрах фильм показывался ещё до конца прошлого года, что логично. Концовка фильма делает его рождественской сказкой со всеми атрибутами: чудесными воссоединениями, добрым застольем и зрительской слезой умиления, капающей в горячий глинтвейн уютным зимним вечером.
Но не в этом главная, на мой взгляд, заслуга фильма. И не в том, что он качественно сыгран, снят и скроен, это отдельный повод для восхищения. Махершала Али мастерски преобразился из лидера чёрной мафии в сериале «Люк Кейдж» в рафинированного интеллектуала и мастера Дона Ширли, хотя обоих персонажей связывает любовь к клавишным. Признаюсь, оценить его оскароносную роль в «Лунном свете» и игру в нашумевшем втором сезоне «Настоящего детектива» пока не удалось. Ну а соотнести итальянского болтуна Тони Валелонга с Вигго Мортенсенном, специально поправившимся для роли, мозг вообще поначалу отказывался. Что же с тобой стало, Арагорн?
Но вернёмся к главному. А это, на мой взгляд, то, как именно фильм поднимает проблемы расизма, дискриминации и сегрегации. «Зелёная книга» вышла тогда, когда хихиканье над нарочитой толерантностью звучит всё сильнее, а обыватели считают, что «Оскар» не получит фильм без темнокожих актёров и героев-гомосексуалистов (возможны варианты). Сегодня и правда случается, что люди и фильмы, когда говорят о чём-то, думают, как бы их слова не вызвали желания побежать в суд с иском об оскорблении. Но в такой толерантности маловато искренности. «Зелёная книга», несмотря на свои претензии на Оскар, не пытается играть в толерантность, картина идёт другим путём. Она доходчиво объясняет, почему вообще проблема возникла, а затем даёт на неё свой простой ответ: тренируйте друг к другу человечное отношение с сочувствием, будьте терпеливы — и тогда для ненависти не останется места. Да, отказываться от стереотипов больно и сложно, это демонстрируют оба главных героя фильма, но разве счастливый финал не стоит того? Ах, если бы в жизни всё было так просто, как на экране…
 
Никита Пешков