чт, 25 апр.
17:19
Ставрополь
+25 °С, ясно
Эксклюзивы

Жёлтый лист в летнем Ставрополе

Статья

24 августа 2018, 17:00

Недавно ставропольцы в соцсетях поделились фотографиями необычных граффити. Корреспондент «Победа26» в первом Instagram-интервью нашего ресурса раскрыл тайну жёлтых листьев на стенах города

По центру города в разных местах кто-то нарисовал осенне-жёлтый лист. Комментаторы в стороне остаться не могли. Одни пожурили вандалов, другие обрадовались, что хотя бы не огромный пенис, как на разводном мосту, третьи не могли определиться, клён это или конопля. Необычно уже то, что горожане выделили эти рисунки из остальных многочисленных надписей и изображений на стенах, и предчувствие не обмануло. Оказалось, что Ставрополь стал частью холста большого арт-проекта, распространившегося на 20 стран и сотню городов.
На самом деле рисунки принадлежат руке Кости August. «Победа26» пообщалась с художником, чтобы узнать, где лежит граница вандализма и искусства, а также о стрит-арте в малых городах.
Информацию о Косте найти нетрудно, по запросу поисковик выдаёт официальный сайт, примеры работ, новостные заметки и страницу в Instagram. Через неё и связались. Это создавало ощущение, что говоришь с человеком, а вроде и с идеей или культурным феноменом, опавшим жёлтой листвой на города.
– Привет! Скажи, ты бывал в Ставрополе, или листья тут — подделка?
– Привет, настоящие, был одну ночь. Слушай, а ты не подскажешь, откуда вдруг столько сегодня пришло ставропольских и вообще южных подписчиков, где-то лист выложили?
(Я присылаю ему скриншот из ставропольской группы. Через какое-то время он выкладывает его в stories с подписью «За это я люблю небольшие города»).
– Как ты оказался в Ставрополе и как впечатления от города?
– Я ехал из Грузии в Москву, и Ставрополь был одним из городов, где остановился на ночь. Ночью мне город показался с советским уклоном. Особенно когда увидел рядом с пешеходной улицей высаженные в рядок серебристые растения. И удивило полное отсутствие людей. Днём мне город понравился намного больше, есть очень крутые старинные здания, бульварчик в центре.
– Что означает рисунок, который ты оставил тут?
– Каждый лист сам по себе ничего не значит, а вот все вместе листы должны создавать эффект моего присутствия. Ты идешь, встречаешь новый лист и если ты его уже знаешь, то он тебе как старый друг. Ты где-то его уже видел. И с каждым новым листом ты начинаешь представлять, как художник его рисовал в этом месте, как передвигался по городу, залезал на крышу, чтоб нарисовать. Поэтому листов должно быть много и в хорошо заметных местах. Но при этом важно, чтобы рисунок подходил дому или забору и не портил его внешний вид.
– Почему в Ставрополе ты рисовал именно там?
– Я доехал до центра и пошёл по улицам, выбирал понравившиеся места.
– Горожане у нас развернули спор о границах искусства и вандализма. Где по твоему мнению лежит граница?
– Вандализм — сила, направленная на разрушение. В моём рисовании такого мотива нет, я вношу новое в облик города.
– Сколько времени уходит на один рисунок? А если полиция?
– На один лист 1-2 минуты. Стараюсь чтобы меня никто не видел. В России полиция меня никогда надолго не задерживает, поэтому не беспокоюсь.
– Как я понял, ты много путешествуешь. В скольких городах и странах ты рисовал свой символ?
– В скольких городах точно — сложно сказать, думаю, число перевалило за сотню. В России ещё очень много крупных городов не охвачено, а очень бы хотелось их посетить. Рисовал примерно в двадцати странах.
– А есть ли место, где ты мечтаешь оставить свой рисунок?
– Прям какого-то суперзаветного места нет, мне хочется просто расширять географию, посещать новые места.
– Где ты оставил первый рисунок?
- Первый раз я рисовал у себя на районе вдоль железной дороги, больше 20 лет назад. А первый лист нарисовал на списанной электричке в Ростове-на-Дону в 2005 году.
– Ты профессиональный художник? Зарабатываешь ли этим на жизнь?
– Специально нигде не учился, но имею очень сильную школу уличного рисования. Периодически я продаю холсты, сувенирку с листами, иногда рисую на заказ в своей стилистике. Рисование — один из источников дохода.
– Я видел в Инсте портрет Путина. Что побудило тебя его создать?
– Портрет вождя – просто эксперимент, попробовал изобразить его из листочков. Тебе пришлось неплохо пролистнуть мой Instagram, чтобы его найти.
– Работа такая. Говоря о школе уличного рисования: какова с ней ситуация в России? Особенно не в столице.
– В России очень много талантливых ребят, и некоторым удаётся вырваться на мировую сцену. Но мы всё-таки страна, к которой уличное искусство пришло после Америки и Европы. И мы в основном повторяем то, что придумали до нас. Чем крупнее город, тем выше уровень. В провинциальных городах можно встретить отставание от Москвы на много лет.
– Легитимизировалось ли в последнее время уличное искусство?
– Да, и это очень заметно. Когда я начинал рисовать, это была закрытая субкультура. Сейчас, будучи нелегальным художником, ты можешь делать коллаборацию с брендами, и это обычная история. Уличными художниками интересуются галереи, проводятся выставки. Задача художника – максимально раскрыть свой потенциал. А глобальная задача искусства – расширять границы понимания зрителей и менять их мышление.
– В твоих постах встречается иногда, что твоя цель – мировое признание. Что это значит? Как выражается?
– Речь про мировое признание в искусстве. Отправная точка для меня – улица, но у меня есть прорывные работы музейного уровня. И есть своё собственное направление «Ощущение пространства», которое я развиваю. Моя цель – показать его на топовых площадках, мировых выставках и конкурсах.
– Какой свой проект ты считаешь самым значимым?
– На сегодня самый важный проект – «Присутствие в пространстве». Это работа из всех листьев, нарисованных на улице, и когда их встречаешь – создаётся ощущение моего присутствия. Успешность проекта подтверждает, что это самый узнаваемый символ граффити из России.
– Почему August?
– Август — месяц моего рождения.
Никита Пешков.