сб, 28 янв.
07:33
Ставрополь
-5 °С, облачно
Эксклюзивы

Андер Арт: послесловие

23 апреля 2018, 14:15Статьи
Фото:

Всероссийский форум современной молодёжной культуры «Андер Арт», проходивший на площадке ставропольского музея «Россия. Моя история», оставил приятные впечатления и гору неудобных вопросов. Попробуем разобраться, что это было и для чего вообще нужны подобные события.

Для тех, кто знает, что такое Оффбитс, знаком с их лидером Валентином Работенко и бывал на прошлых мероприятиях этой команды, «Андер Арт» стал источником перманентного дежавю. Всего пару месяцев назад они провели грандиозный по нашим масштабам фестиваль «Кардо», приуроченный к вручению одноимённой премии за вклад в развитие современной молодёжной культуры. И хоть содержательно это совершенно разные события, по форме они похожи как однояйцевые близнецы: те же лица, те же активности, такой же диссонанс между происходящим и декорациями.
Вместо ставропольского Дворца культуры, где даже стены пахнут Брежневым, в качестве площадки был выбран новодельный типовой музей «Россия. Моя история». С технической точки зрения – более подходящее место. Огромные площади, современное оборудование, удобная логистика – спору нет. Но, если по сути, то тиражируемый по регионам центр пропаганды правильного взгляда на историю соотносится со свободолюбивой уличной культурой примерно так же, как и советский ДК – от слова «никак». 
Тем не менее, команда Оффбитс продолжает отчаянные и достойные всяческого уважения попытки сочетать несочетаемое, легализовать неформальность и наладить взаимопонимание между частями общества, которые и внешне мало похожи друг на друга, и на языках говорят разных. 
В случае с «Кардо» это делалось через статус (читай – крутизну) события: всероссийский уровень, отсутствие аналогов в мире, возможность поднять престиж и узнаваемость Ставрополья. И главное – властям это не стоило ни денег (Оффбитс выиграли президентский грант, который на это дело и потратили), ни усилий (ребята всё сделали сами, им просто предоставили площадку). Под таким соусом идея была воспринята на ура, и пусть не всё прошло идеально, «Кардо» стал самым громким и значимым событием, что видели престарелые стены Дворца культуры.
«Андер Арт» на планетарный масштаб не претендовал, но возросший опыт организаторов и проведённая работа над ошибками были заметны во всём. Воркаут, брейк-данс, паркур и прочие уличные активности просторно расположились на площадке перед музеем. Внутри осталось то, чему могла помешать плохая погода. Все зоны работали как надо, нервотрёпки и нестыковок было на порядок меньше, но главное не это. При всей внешней похожести «Андер Арт» – не второй «Кардо», а попытка выхода на новый уровень. Пока на улице гремела музыка и тусила молодёжь, в стенах музея проходили мастер-классы и 3 конференции, на которых эти же молодые люди сошлись лицом к лицу с представителями власти, бизнес-сообщества и средств массовой информации.
По сути, «Андер Арт» был в первую очередь образовательным форумом, результатом которого должны стать новые знания и компетенции участников, а также (возможно, это главное) новый уровень диалога между нынешними хозяевами жизни и теми, у кого на эту жизнь совсем иные взгляды. По сути, представителями параллельных миров, которые лишь формально можно считать частями одного общества. Говорить о том, насколько это удалось организаторам, пока рано. Конференции прошли по-разному. На одних разгорались полномасштабные дискуссии, на других всё прошло более-менее гладко. Но чаще всего оказывалось, что стороны попросту не понимают, чего хотят друг от друга.
Претензии у молодёжи закономерные и во многом справедливые: её не замечают, не слышат и не помогают. Но при переходе к конкретике оказывается, что всё не так однозначно. Город и край идут навстречу, выделяют площадки, дают гранты; многие коммерческие структуры готовы вкладывать деньги и налаживать взаимовыгодное сотрудничество; пресса, телевидение и особенно интернет-ресурсы рады рассказывать об интересных молодых людях и их проектах, выступать информационными спонсорами того же «Андер Арта». Но в итоге получается, что все ломятся в открытые двери, а прорыва не выходит. Не складывается паззл, не случается химии.
И в этом, пожалуй, кроется главная проблема. Можно провести ещё не один десяток громких форумов с яркими названиями, сотнями участников, брейк-дансом, стрит-артом, мастерклассами, конференциями и так далее. На них будут приходить если не первые, то вторые лица города и края, их с радостью будут освещать местные СМИ, уставшие от бесконечных унылых заседаний органов власти. Продвинутый бизнес будет вносить свою лепту и использовать эти события для своей рекламы. И всё будет весело, задорно, в той или иной степени полезно… Но как всё это может повлиять на жизнь города, края, страны? Что качественно изменится в нашем обществе?
К этому вопросу мы вернёмся в следующем материале, который посвятим глубинам взаимоотношений молодёжи и власти, а пока вернёмся к самому «Андер Арту». Форум, безусловно, удался и как яркое культурное событие, и как место, где все заинтересованные стороны могли пообщаться между собой. Но он же показал опасность того, во что может выродиться подобный формат, если делать на него слишком большую ставку. Эффект новизны пройдёт быстро. Активности останутся те же.
В итоге такие события могут легко сводиться к весёлой тусовке для молодёжи, попавшей в орбиту Оффбитс, куда будут приходить чиновники, чтобы продемонстрировать свою открытость, «продвинутые» бизнесмены и журналисты – а жизнь вне всего этого будет идти своим чередом. Революция смыслов, на которую претендуют Работенко сотоварищи может и не состояться. Наступит усталость и разочарование. Вчерашние молодые и дерзкие срежут дреды, спрячут татуировки под костюмами, станут такими же бизнесменами и чиновниками, не понимающими, чего от них хочет эта шумная молодёжь. Ведь мы всё это проходили, не правда ли?
О том, как этого избежать и почему такие, как Оффбитс, это исторический шанс для Ставрополя, который может быть упущен, мы поговорим в следующий раз.
Станислав МаслаковФото: Сергей пархисенко