сб, 28 янв.
07:39
Ставрополь
-5 °С, облачно
Эксклюзивы

У страха глаза велики – и пробки широкиСтатья

12 октября 2018, 19:35

Ставропольские водители боятся оформлять европротоколы. Они «по старинке» вызывают сотрудников ГИБДД и провоцируют транспортные коллапсы.

Пятничное утро оказалось совсем недобрым для жителей центральных районов Ставрополя, спешивших на работу и учёбу. В 8:45 на перекрёстке Артёма/Дзержинского столкнулись троллейбус и легковой автомобиль. Участники аварии не стали оформлять ДТП самостоятельно и вызвали сотрудников ГИБДД. Сразу несколько участков города погрузились в страшнейшую пробку. Заторы были на улицах Кавалерийской и Дзержинского и даже на проспекте Карла Маркса.  
Как пояснил старший инспектор группы пропаганды отдельного батальона ДПС по Ставрополю Сергей Бубырь, для региональной столицы этот случай далеко не единственный и весьма показательный. Ежедневно в городе случаются 30-35 аварий, и лишь в каждом четвёртом случае водители предпочитают составлять европротокол.
– Сергей Иванович, почему так происходит? Не хотят связываться?
– Совершенно верно. Не привыкли к тому, что есть возможность решить проблему без привлечения инспекторов. Говорят: мы больше доверяем ГАИ. Боятся, что могут возникнуть какие-то проблемы со страховыми компаниями, разногласия; придётся потратить определённое время. А зачастую просто не приходят к соглашению на месте аварии.
Справочно: Европротокол – это извещение о дорожно-транспортном происшествии, которое составляется участниками аварии в отсутствие сотрудников полиции. Документ призван не только сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений. Бланки водителям дают страховые компании в виде вкладышей к полисам в комплекте с другими документами.
– В каких случаях водители могут оформить ДТП самостоятельно?
– Когда столкнулись два автомобиля и авария незначительная (без пострадавших – Прим. ред.), а также если оба водителя застрахованы и не находятся в состоянии алкогольного или иного опьянения. У них должны быть действующие страховые полисы. Кроме того, один из автомобилистов признаёт вину.
– Так как всё-таки действовать, если я стал участником незначительного ДТП?
– Зафиксировать факт аварии. Нарисовать схему ДТП, сделать фотографии – не менее семи кадров с разных ракурсов, в том числе общие планы. Необходимо детально показать повреждения, отметить транспортные средства по осям. Снять видео. А затем уже убирать машины. Составив европротокол, обратиться в страховую компанию – и разрешить вопрос с выплатами. Процедура максимально упрощена. Оформление занимает от силы 15-20 минут. А пока прибудет инспектор… Это целая история.
Справочно: Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, совместно заполненный водителями в двух экземплярах, направляется фирмам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня аварии. Потерпевший передаёт страховщику собственный экземпляр бланка вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
По словам представителей Российского союза автостраховщиков, упрощённой процедурой оформления аварий можно пользоваться и при наличии разногласий между водителями. В связи с этим подчёркивается, что участники ДТП обязаны «фиксировать данные об аварии с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, обеспечивающих формирование информации в некорректируемом виде» для внесения в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Максимальный лимит страхового возмещения – 100 тысяч рублей.
– А если в аварию попал троллейбус? Должно быть, его непросто убрать с проезжей части?
– Ну почему же. Можно его отогнать подальше, где-то припарковаться, отцепить от линии. Тут уж сам водитель обязан проявить желание и смекалку. Если адекватный – то поймёт, что как минимум перекрывает движение для всех, кто следует по тому же маршруту. Так что на подобные ситуации необходимо реагировать правильно.
– Но водители всё равно имеют право «по старинке» вызывать инспекторов?
– Конечно же, имеют. И мы сразу приезжаем. Однако ещё раз скажу, что по времени это будет гораздо дольше. Иногда ущерб вообще минимальный – лёгкая царапина, а из-за неё раздувают целую проблему. Хотя в каких-то случаях без вызова ГИБДД не обойтись – если, например, кто-то из участников ДТП не застрахован должным образом.
– Как вы считаете, в ближайшее время произойдёт «перелом» в мыслях водителей?
– Видим, что понемножку-потихонечку автомобилисты всё же к этому приходят. У нас ведь как: пока не посоветует кто-то или сам не попробуешь – доверия нет. Так что нужно определённое время для того, чтобы водители действительно осознали такую возможность и начали активно применять её на практике.
Почему мы этого боимся?
Европротоколы действуют во всех регионах России. По данным за 2017 год, ими воспользовались уже 33 процента автомобилистов. Однако многие водители, ссылаясь на юридические тонкости документа, и сейчас признаются, что «никогда в жизни не притронутся к этим страшным бумажкам» и лучше доверят фиксирование данных о ДТП сотрудникам правоохранительных органов.
Как пояснил ставропольский психолог Антон Грицай, такое поведение в первую очередь свидетельствует о страхе совершить ошибку.
– Ещё с древних времён мы боялись чего-то нового. Новое – это нечто неизвестное, тревожное, к нему относишься с определённым трепетом. Прежде чем совершить тот или иной поступок, мы хотим удостовериться, что он уже был кем-то опробован. А некоторые ещё и не хотят брать на себя ответственность.
Есть боязнь ошибиться, которая складывается из воспитания. Мы опасаемся условного «родителя», который не выплатит нам страховую компенсацию, подаст в суд или оставит ни с чем.
Важен приобретённый опыт. Вспомним «замечательную» организацию «МММ», когда людей обманывали в глобальных объёмах. Та негативная практика плохо отражается и на настоящем.
От себя как от автолюбителя могу сказать, что водителям стоит читать одну-две статьи в неделю об автотранспорте, правилах его эксплуатации, законодательных нюансах. В этих вопросах необходимо самосовершенствоваться, как и в любом другом деле.
Сергей Сыровацкий