сб, 28 янв.
06:16
Ставрополь
-5 °С, облачно
Эксклюзивы

Дороги смерти: как снизить число ДТП на ставропольских автострадах

25 февраля 2019, 17:37Статьи
Фото:

На днях подоспела статистика дорожно-транспортных происшествий за 2018 год. Как всегда, цифры пугают: всего на территории Ставропольского края зафиксировано 3184 аварии, которые унесли жизни 439 человек. Ещё 4241 получили травмы. Пятая часть из них приходится на региональную столицу: 635 ДТП, в которых пострадали 834 человека, 19 погибли.

К слову, это вторая по распространённости причина смерти мужчин трудоспособного возраста в России — в авариях они погибают реже, чем от сердечно-сосудистых заболеваний, но чаще, чем от рака и прочих недугов.
Самое страшное, что стать участником дорожного происшествия может любой: даже если вы неукоснительно соблюдаете правила, никто не застрахован от того, что перед ним выскочит на встречку лихач или прилетит в лобовое стекло корнеплод, выпавший из едущего впереди свекловоза.
Мы изучили статистику и пообщались с экспертами, чтобы найти главные причины аварий и узнать, как у нас пытаются снизить их количество.
 
Кто виноват?
Вечная присказка про две главные российские беды в данном случае как никогда актуальна. Правда, их соотношение со временем меняется. Ещё лет 15-20 назад у нас были не дороги, а направления, и большинство аварий происходило из-за плохого состояния полотна, отсутствия освещения и нужных знаков. Теперь ситуация иная: дороги стали несоразмерно лучше, вот только количество автомобилистов выросло едва ли не в разы, чего нельзя сказать о качестве их вождения.
Так, по данным ГИБДД, лишь в каждом третьем случае на месте ДТП были выявлены «нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения БДД».
По информации, подготовленной ФКУ Упрдор «Кавказ», на федеральных автомобильных дорогах Ставропольского края произошло 582 ДТП, в которых ранено 862 и погибло 144 человека.
«В 2018 году в Ставропольском крае количество ДТП выросло на 6% (на 33 ДТП в количественном выражении), но при этом количество раненых сократилось на 2,6%, количество погибших сократилось на 16,3%, количество ДТП, в которых были отмечены недостатки состояния автомобильной дороги, сократилось на 17,4%», — сообщил специалист по связям с общественностью ФКУ Упрдор «Кавказ» Александр Божков.
При этом 3011 ДТП из 3184 произошли из-за нарушения водителями правил дорожного движения. В них погибли 400 человек и пострадали 4093. То, что большинство смертей приходится на междугородние трассы, неудивительно: там и скорости выше, и помощь не такая оперативная. Но так или иначе, в подавляющем большинстве аварий виноват кто-то из водителей (а иногда и сразу несколько).
 
Что делать?
Видимо, поэтому сложно говорить об эффективности мер по снижению аварийности на наших дорогах. Делается очень многое, тратятся миллиарды, а количество ДТП не снижается. Тем не менее, муниципалитеты, ГИБДД и дорожники не жалеют сил и средств, чтобы исправить ситуацию.
Только на федеральных трассах в прошлом году отремонтировали несколько десятков километров полотна, установили 44 км линий искусственного освещения, поставили 55 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, а также заменили и привели в соответствие стандартам половину всех дорожных знаков. Чтобы разделить потоки транспорта, построили 12,7 км тросового ограждения, а ещё 600 м пешеходных и 1,5 км барьерных ограждений. На нескольких опасных перекрёстках поставили светофоры.
«В результате работы дорожников в 2018 году получилось ликвидировать 47 очагов аварийности», — рассказал Александр Божков.
В феврале-марте этого года дорожники вместе с ГИБДД обследуют все места концентрации ДТП и разработают план противодействия им. Делать будут то же, что и раньше, но планируется несколько нововведений. В частности, ведомство рассматривает использование легкосборных композитных ограждений для разделения потоков, структурную разметку и продольные шумовые полосы для предотвращения ДТП, связанных со съездом с дороги, а также применение разметки жёлтого цвета. Помимо этого, планируют чаще устраивать «лежачих полицейских» в населённых пунктах.
В муниципалитетах и на дорогах местного значения делают то же самое: чинят полотно, ставят светофоры (в Ставрополе за прошлый год их заметно прибавилось) и камеры наблюдения. К слову, совсем недавно заработал новый «умный» комплекс видеофиксации на пересечении улиц Доваторцев, Тухачевского и Космонавтов в краевом центре. Говорят, он способен регистрировать не только превышение скорости, но и выезд на красный свет, игнорирование пешеходов и попытки перестроиться в последний момент, чтобы не стоять в пробке. Нарушителей ждут «письма счастья», а злостных могут вовсе лишить прав.
В рейтинге регионов по доступности бензина Ставропольский край занимает аж 66-е место, но, увы, это не останавливает ни местных лихачей, ни приезжих. Стараниями дорожников и полицейских удаётся сдерживать рост числа ДТП, но говорить о его снижении пока не приходится. И, видимо, не придётся, какими бы хорошими ни были наши шоссе и как много камер на них ни поставят. Возможно, ситуацию исправит массовое внедрение беспилотных автомобилей: компьютер не пьёт, не спит, не рискует и всегда соблюдает правила. Пока же всё, что остаётся нашим автомобилистам, это стараться ездить аккуратно и держаться подальше от залётных большегрузов и заниженных «приор», совершающих странные манёвры.
 
Станислав Маслаков
Иллюстрация: Сергей Лычак
Фото: управление ГИБДД по Ставропольскому краю