сб, 28 янв.
19:31
Ставрополь
-1 °С, облачно
Эксклюзивы

Когда из города песок сыплется

1 марта 2019, 15:00Статьи
Фото:

Как в Ставрополе борются с гололёдом и почему это неправильно

Зима в Ставрополе — не лучшее время года. В зависимости от температуры воздуха состояние города меняется по известному принципу «грязь, грязь засохла, грязь замёрзла». Ну и временами традиционный коктейль «грязь со снегом» в произвольной пропорции. Благо, наступила весна, и уже скоро всё отмоют и очистят, краевой центр вновь напомнит о том, что он самый благоустроенный и зелёный на всю Россию. Но пока что его вид удручает.Особенно неудобно перед гостями и теми, кто переехал к нам не так давно. Олег, молодой программист из Саратова, в силу жизненных обстоятельств перебравшийся в Ставрополь, жалуется:
Ехал на юг ради тепла и красоты, но удивился, сколько у вас грязи зимой. В Саратове снег чистят плохо, но он даже скрывает всякие уродства, а тут всё такое серое. Пройти или проехать, не запачкавшись, невозможно. Поэтому по городу не гуляю, жду апреля.
Причину того, что город, на внешний вид которого не жалеют сил и средств, на несколько месяцев покрывается толстым (ладно, иногда вполне тонким) слоем не самой приятной субстанции, мы все знаем: песочек, которым посыпают дороги. Если точнее, это пескосоляная смесь — самый известный и примитивный противогололёдный реагент, который применяется уже не первое столетие во всех городах и весях, где вообще бывает холодная зима. Вернее, применялся: во многих странах Европы, да и в некоторых российских мегаполисах от него отказываются по причине низкой эффективности, экологической опасности и эстетических качеств.
Почему песок — это плохо?
Главное преимущество пескосоляной смеси — цена. Ингредиенты доступны и стоят дёшево, особых условий хранения не требуют. Для скромного бюджета Ставрополя это важный фактор. Правда, принцип «скупой платит дважды» здесь работает в полную силу.
Ведущий дорожный институт России РосдорНии провёл исследование, в результате которого выяснилось, что такая смесь не плавит лёд, а если и делает это, то очень плохо. Выбитый колёсами и сметённый ковшами спецтехники песок быстро оказывается на обочинах дорог (в течение часа на проезжей части остаётся только 20 процентов), а сама поверхность продолжает быть скользкой. Когда весной всё подсохнет, песок создаёт «роликовый» эффект. Коэффициент сцепления колеса на посыпанной песком дороге в три раза ниже нормативного.
Отсюда два вывода. Во-первых, раз пескосоляная смесь малоэффективна, то ни на аварийность, ни на износ дорог её использование особо не влияет. Во-вторых, как только становится тепло и сухо, коммунальные службы вынуждены чистить дороги от этого самого песка. То есть, делать двойную работу, причём, судя по состоянию обочин и автомобилей, не особо эффективную.
Но самое страшное в другом. Песок сметается колёсами на обочины не просто так, а со всем, что есть вредного на поверхности асфальта. На заседании комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды несколько крупных учёных заявили, что использование песка на зимних дорогах ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. По результатам анализа дорожного смета в нескольких городах России выяснилось, что в нём содержатся свинец, мышьяк, цинк, кадмий, нефтепродукты, бензапирен и прочие прелести в концентрациях, сильно превышающих допустимую норму. В СЗГМУ им. И.И. Мечникова подтвердили, что содержимое наших обочин относится ко второму классу опасных веществ и может вызывать сердечно-сосудистые, аллергические, иммунные заболевания, а острые песчинки в дорожной пыли вызывают микротравмы дыхательных путей, особенно у детей.
На фоне всего этого необходимость отмывать автомобили, дорожные ограждения и фасады зданий вкупе с двойной работой Горзеленстроя, который вынужден постоянно подсыпать чернозём в отравленные газоны вдоль магистралей и сеять там траву, выглядят не столь значимой, но всё же неприятной проблемой.
Как делать правильно?
Несмотря на то, что от пескосоляной смеси отказались во многих городах и странах, единого мнения о том, на что её заменить, не существует. Всё зависит от климата, наличия тех или иных ресурсов и главное — объёмов муниципальной казны. Пример Москвы с эффективными, но крайне едкими реагентами мы не рассматриваем, есть варианты и поинтереснее.
Все способы избавиться от снега и гололёда так или иначе сводятся к химическому или физическому воздействию на эту самую замёрзшую воду. В первом случае это добавление веществ, понижающих температуру плавления, во втором — механическая уборка и/или растапливание.
Разумеется, нет ничего лучше, чем просто быстро и качественно чистить снег. В скандинавских странах дорожная техника расставляется по боевым постам сразу после тревожного сигнала из метеослужбы — ещё до того, как упадёт первая снежинка. В одной маленькой Норвегии работает 2600 снегоуборочных машин, не считая вспомогательной техники. Они содержатся в отапливаемых боксах, обслуживаются у дилеров и служат по 20 лет минимум. Благодаря этому скорость очистки трасс достигает 90 километров в час.
В Финляндии не используют соль. Междугородние трассы посыпают особыми фракциями крупнозернистого песка, а внутри городов используют гранитную крошку: она обеспечивает хорошее сцепление, не создаёт грязи и легко сметается.Есть у викингов и более брутальная технология: в сильные морозы по дорогам разбрасывается смесь мелкого щебня и кипятка, которая в считанные секунда растапливает лёд. Разумеется, щебень следом собирают и используют повторно.В Японии широко распространены дороги с подогревом — на первый взгляд дорогое удовольствие, но на деле весьма эффективный способ. А на севере страны из уборки снега сделали настоящее шоу: там его выпадает столь много, что дороги превращаются в коридоры с многометровыми стенами. Доходы от туристов, приезжающих посмотреть на это чудо, направляют на всё ту же борьбу с последствиями ежегодной стихии.В близких к нам по климату и масштабу Канаде и США используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озёрах в штате Юта. Это вещество содержит меньше хлора, чем обычная соль, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Специальные машины с боковыми прицепами и боевое построение клином позволяет за один прогон очистить многополосную трассу. Главное — снег, как правило, растапливают на месте, а вода сливается в ливнёвки.
Что интересно, каждый владелец дома или магазина там обязан очищать тротуар напротив своего участка: за этим следят городские службы, а тем, кто не соблюдает это правило, грозит крупный штраф.
А как у нас?
В Ставрополе уже не первый год говорят о необходимости отказа от пескосоляной смеси. Ещё в марте 2017 года на заседании общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при губернаторе Ставрополья первый заместитель главы администрации краевой столицы Александр Мясоедов выступил с докладом о проблемах уборки населённых пунктов в зимний период. По его словам, в Ставрополе площадь, обрабатываемая в осеннее-зимний период противогололёдными материалами, составляет 2 371 434,3 м2. На зимнее содержание улично-дорожной сети на 2016-2017 годы были заключены муниципальные контракты на сумму 69,4 миллионов рублей, закуплено более 40 тысяч тонн песчано-соляной смеси, подготовлено к работе 89 единиц специализированной техники. Но из доклада следует, что всего этого сильно не хватало. Автопарк изношен, технологии устарели. На тот момент требовалось не менее 63 единиц специализированной техники (комбинированные дорожные машины, самосвальная техника, тракторы, мини-погрузчики с доп. оборудованием для очистки тротуаров), на приобретение которой по предварительным расчётам было необходимо 290,4 миллиона рублей. Отдельно указано, что город хочет перейти на использование реагентов, более эффективных, чем песок. Но для их закупки нужны «дополнительные денежные средства в сумме 94 857 600,00 рублей, которых в бюджете города нет».
За прошедшее время кое-что изменилось к лучшему. По информации, подготовленной пресс-службой администрации Ставрополя, этой зимой было заготовлено 37700 тонн пескосоляной смеси. В ликвидации снежных заносов участвовало 113 единиц специализированной техники.
«Совокупные расходы городского бюджета на противогололедные мероприятия, а также очистку/вывоз снега на 1 марта 2019 года составили 64,3 миллиона рублей», — говорится в сообщении пресс-службы администрации краевого центра.Горожане по привычке продолжают жаловаться, но в целом с последствиями снегопадов стали бороться оперативнее, но пока по старинке: посыпают песочком и потом вывозят бесконечные «КамАЗы» грязного снега за город.
В ответ на вопрос корреспондента ИА «Победа26», планируется ли отказ от этой устаревшей технологии в пользу более совершенных методик, мы получили следующий ответ:
«Вопрос использования других противогололедных составов пока остается открытым. Специалистами изучается эффективность использования представленных на рынке реагентов, а также финансовая сторона вопроса».
Станислав МаслаковИллюстрации: Сергей ЛычакФото: Родион Колчанов, Сергей Пархисенко