вс, 13 окт.
19:27
Ставрополь
+10 °С, облачно
Эксклюзивы

Три «Кисловодска» и два «Ставрополя»: какие корабли названы в честь городов края

25 июля 2021, 12:00Статьи

Ставропольский край не имеет выходов к морю, зато уже более двух десятилетий держит шефство над 31 дивизией атомных подводных крейсеров Северного флота, а ряд кораблей ВМФ назвали в честь городов края. Некоторые из них с гордостью носят такие имена и поныне. Почему так — в материале ИА «Победа26».

Подводная лодка К-447 «Кисловодск»
Единственной подводной лодкой, названной в честь топонимов Ставрополья, стала К-447 проекта 667Б «Мурена». Её ввели в строй в 1973 году и оснастили 12 баллистическими ракетами Р-29.
Летом 1981-ого в Арктике субмарина выполнила уникальные стрельбы. Впервые в истории отечественного ВМФ пуск баллистических ракет произвели после проламывания льда корпусом подлодки. В 2000-ом командование Северного флота присвоило подводному крейсеру имя «Кисловодск». Сама К-447 оказалась единственной из проекта 667Б, удостоившейся собственного названия, остальные «Мурены» так и остались безымянными.
Подводная лодка «Кисловодск» прослужила три десятилетия, а в 2003 году была выведена из состава флота. После её утилизировали в Североморске.
Сухогруз «Кисловодск» (проект 936)
Имя курортного города носил не только атомный подводный крейсер, но и суда попроще. Например, сухогруз, уже полвека бороздящий просторы Енисея.
Судно проекта 936 спустили на воду в 1970 году на Красноярском судостроительном заводе имени Побежилова. С тех пор оно эксплуатируется Енисейским речным пароходством.
Сухогруз «Кисловодск» (тип «Архангельск»)
Ещё одно судно, названное в честь Кисловодска, на этот раз морское. 140-метровый теплоход построили на финской верфи Wärtsilä Crichton-Vulcan в городе Турку в 1959 году.
«Кисловодск» был приписан к Ленинграду и эксплуатировался Балтийским морским пароходством. Там он прослужил 25 лет и окончил свой трудовой путь утилизацией в югославском городе Сплит в 1985-ом.
Ракетный катер «Будённовск»
Большой ракетный катер Р-30 проекта 206МР построили на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде и включили в состав флота в 1983 году. Имя «Будённовск» судно получило в 2005-ом. Постоянным местом базирования на протяжении всех 30 лет его службы была Каспийская флотилия.
Катер списали в 2014-ом. Сначала планировалось установить его в качестве памятника в городе Михайловске, однако туда он так и не добрался. В 2017 году с «Будённовска» сняли вооружение, а в 2019-ом — утилизировали на заводе «Дагдизель» в Каспийске.
Базовый тральщик «Минеральные Воды»
Тральщик проекта 1265 изначально не имел имени и был спущен на воду в 1989 году под обозначением БТ-241. С завода «Авангард» в Петрозаводске он поступил в состав Черноморского флота с базированием в Новороссийске.
В 2000-ом тральщику присвоили имя «Минеральные Воды» в честь города, взявшего над ним шефство. Металлические буквы для бортовой надписи изготовили ставропольцы. За последующие 18 лет там отслужили более сотни призывников-минераловодцев.
Судно списали в 2018 году. Некоторые приборы, а также его эмблема и буквы названия, передали в военно-морской музей Минеральных Вод.
Малый ракетный корабль «Ставрополь»
В 2018 году имя краевой столицы получил строящийся ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М». Это 12-й и последний объект проекта 21631, заложенный на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького в Татарстане. Корвет вооружат 8 крылатыми ракетами, а также артиллерией: одной 100-миллиметровой и одной 30-миллиметровой пушками. Предназначение «Ставрополя» — несение службы во внутренних морях.
Введение в строй ракетного корабля запланировано на 2023 год. Он будет передан либо в Каспийскую флотилию, либо на Черноморский флот.
Танкер «Ессентуки»
В 1959 году со стапелей Адмиралтейского судостроительного завода № 194 в Ленинграде сошёл танкер «Ессентуки» проекта 563Е. Оттуда он поступил в Латвийское морское пароходство с портом приписки в Риге.
Карьера судна в Прибалтике продлилась больше 30 лет, и в 1991 году «Ессентуки» списали. Ещё через 2 года танкер утилизировали.
Траулер «Зеленокумск»
В честь топонимов Ставрополья называли не только военные и транспортные суда. В 1981 году в состав промыслового флота СССР вошёл траулер «Зеленокумск» проекта 1332, построенный в литовской Клайпеде. 59-метровый корабль предназначался для ловли рыбы в Норвежском и Баренцевом морях с помощью тралов.
В сутки «Зеленокумск» мог производить до 25 тонн солёной рыбы или до 6 тонн пресервов.
Траулер 33 года проработал в Мурманске. В 2004 году судно списали и порезали на металлолом.
Траулер «Георгиевск»
Как и «Зеленокумск», траулер «Георгиевск» принадлежал к проекту 1332 и был выпущен в том же 1981 году. Траулер занимался обычной для промыслового судна работой: выловом и заготовкой рыбы в Заполярье.
Спустя 40 лет работы в управлении мурманского тралового флота судно списали и утилизировали.
Сухогруз «Пятигорск»
В советское время суда со ставропольскими именами трудились и на Дальнем Востоке. Один из них — сухогруз-лесовоз «Пятигорск». Выпущенный в 1953 году в Финляндии, этот корабль мог перевозить 3960 кубометров леса и был оснащён ледокольным носом для плавания в северной части. Экипаж составлял 31 человек, а дальность плавания достигала 5340 морских миль.
Прописан «Пятигорск» был в порте Владивостока. Владельцем судна выступало Дальневосточное морское пароходство. После списания корабль порезали на металлолом в начале 1980-х годов.
Как корабль назовёшь, так он и поплывёт
Председатель Ставропольского движения поддержки флота, капитан первого ранга Юрий Виноградов рассказал, что имена для кораблей военно-морского флота выбирают в соответствии с определёнными традициями. Так, важную роль играют класс судна и задачи, которые на него возлагаются. Разработкой соответствующих директив занимаются специальные отделы в Минобороны и главном штабе ВМФ.
«Например, есть классы и типы кораблей, которые называются в честь географических топонимов. В своё время у нас было спасательно-буксирное судно «Машук», другие спасательные корабли тоже называли в честь знаменитых гор: «Эльбрус», «Памир», «Саяны» и так далее», — пояснил Юрий Виноградов.
В региональном отделении Российского военно-исторического общества рассказали, как корабль может получить имя какого-то города или жителя страны. В этом случае порядок мало отличается от наименования какой-либо улицы, здания или иного объекта.
«Законодательно это та же самая процедура. Инициативная группа — личность или общественная организация, пишет ходатайство, это утверждается законодательно на местном уровне и идёт по инстанциям. Чаще всего корабли называют в честь людей. Если ставрополец служил на корабле или возглавлял экипаж, то команда может ходатайствовать о таком наименовании», — пояснили в РО РВИО СК.
С таким обращением может выступить и малая родина моряка. Регион может попросить руководство ВМФ увековечить имя земляка, назвав в его честь корабль, на котором он служил.
«Решение назвать в честь города — это чаще всего уже связи с администрацией какого-то субъекта и военно-морской базой. Как правило, это бывает на условиях спонсорства. Если судно назвали в честь города, то предполагается, этот населённый пункт будет впоследствии помогать кораблю. В принципе, названия в честь топонимов субъекта страны — это своеобразная реклама региона», — рассказали в региональном отделении Российского военно-исторического общества.
Подводная лодка в степях Ставрополья
Как упоминалось выше, у края есть «своя» дивизия атомных подлодок. Речь идёт о 31-й Краснознамённой дивизии, которая входит в состав Северного флота. В 1999 году подписали договор «Об установлении шефских связей и сотрудничестве между Ставропольским краем и 31 Краснознаменной дивизией пл (СН)». Он действует уже более двух десятилетий.
«Договор подразумевает культурный обмен, работу по сохранению традиций военно-морского флота и сотрудничество по другим направлениям — в документе прописано много положений. Не один раз делегация Ставрополья посещала место базирования дивизии и привозила подарки её личному составу», — рассказал Юрий Виноградов.
Дивизия помогала открывать музей морской славы в школе № 18 Ставрополя и оказывала содействие в создании и содержании музея имени Бурмистрова. Подшефное флотское соединение даже хотели назвать в честь Ставрополья, но эта инициатива не нашла поддержки в Минобороны.
«В своё время мы обращались в Министерство обороны РФ, чтобы 31-й дивизии атомных подводных крейсеров Северного флота присвоили почётное наименование ставропольской. Однако нам ответили, что данная дивизия не имеет заслуг, которые дают основание выделить её таким образом», — пояснил Юрий Виноградов.
Вторая жизнь «Ставрополя»
Строящийся сейчас малый ракетный корабль «Ставрополь» станет единственным в составе ВМФ, который носит данное имя, но при этом не будет первым.
Судно примет эстафету у другого «Ставрополя» — пограничного сторожевого корабля, построенного в 1989 году. Последний до недавнего времени нёс службу в Каспийской флотилии, однако сейчас выведен из её состава.
«Город Ставрополь шефствовал над этим кораблём. Когда списывали старое судно, было принято решение его имя передать вновь построенному. Такая преемственность имён — одна из традиций морфлота», — объяснил Юрий Виноградов.