чт, 18 апр.
17:37
Ставрополь
+30 °С, ясно
Эксклюзивы

Общемировой тренд добрался до Ставрополья: почему дорожают продукты?

15 декабря 2021, 16:27Статьи

Жители Ставропольского края обратили внимание на то, что ценники на многие товары, в том числе и социально значимые, пошли вверх. В чём причина такой тенденции, выбивается ли регион из числа других субъектов РФ в этом плане и почему растут цены? В этих вопросах разбиралось ИА «Победа26».

Немного статистики
Согласно данным, опубликованным на сайте Севкавстата, в целом индекс потребительских цен на продовольственные товары по Ставрополью составил 112,1 процента, что заметно ниже общемирового показателя. В нынешнем году продукты подорожали сильнее, чем в прошлом: показатель за 2020 год составил 108,5 процента.
Стоимость условного минимального набора продуктов питания на одного человека на месяц по краю в ноябре, согласно данным ведомства, оценивается в 5116 рублей. По сравнению с декабрём она подорожала на 16,6 процента. Если сопоставить с ценами на минимальную продуктовую корзину по СКФО, то там она подорожала на 17 процентов, в ЮФО — на 15,8 процента, а по стране — на 15,3 процента.
Согласно сведениям портала Севкавстата, в ноябре стоимость фиксированного набора товаров и услуг, в который включены 83 наименования, на Ставрополье составила 18271 рубль. За месяц он подорожал на 1,2 процента, а с декабря прошлого года — на 8 процентов. Схожие тенденции прослеживаются и по стране в целом, и в соседних регионах. По России набор подорожал на 7,7 процента, по СКФО — на 8,3 процента, а по ЮФО на 7,7 процента.
Общемировой тренд
Подорожание продовольствия — не уникальная ситуация, а общемировой тренд. Об этом свидетельствуют данные экономистов. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ФАО — обратила внимание на то, что цены на продукты растут уже четвёртый месяц подряд. Причиной ситуации назван высокий спрос на пшеницу и молочную продукцию.
Согласно опубликованным данным, в ноябре 2021 года индекс продовольственных цен по всему миру в целом составил 134,4 процента. Это наиболее высокий уровень с июня 2011 года и на 1,2 процента превышает октябрьские значения. При этом индекс поднялся на 27,3 процента выше, чем в ноябре 2020 года. Сильнее всего в итоге подорожала молочка: с октября по ноябрь в мире она прибавила 3,4 процента.
«Золотые» овощи

На Ставрополье принимаются меры, чтобы сдерживать подорожание социально значимых продуктов. В этот список входит 33 наименования товаров и услуг, они перечислены в приказе Росстата от 25 декабря 2020 года. Их стоимость отслеживается ежемесячно. Председатель комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Денис Полюбин рассказал, что сильнее всего в регионе в этом году подорожали овощи.

«Даже появилось новое понятие, применяемое для группы овощей, — «борщевой набор». Рост цен вызван целым рядом причин, которые наложились друг на друга. Это, прежде всего, инфляция, конъюнктура рынка, система налогообложения, транспортные и эксплуатационные расходы, сезонный фактор, влияние внешнего фактора»,
пояснил Полюбин.
Инфляция ускоряется

Глава комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности Ставрополья рассказал, что, по данным Центробанка РФ, ещё две недели назад инфляция в стране превысила прогнозируемые показатели вдвое и составила более 8 процентов. Продовольственная инфляция в крае превысила 12 процентов. Индекс потребительских цен на продовольственные товары на Ставрополье в ноябре 2021 года к предыдущему месяцу составил 101,3 процента, а с начала года — 112,2 процента. По стране в целом показатели составили: 101,3 процента в ноябре и 109,1 процента с начала года.

«Значительно выросла стоимость логистики из-за роста цен на ГСМ, оборудование. Цена на пшеницу в этом году выросла так, как не росла последние 40 лет. Это ведет к удорожанию кормов, сырья и по цепочке — продуктов питания», — отметил Денис Полюбин.
При этом продовольствие подорожало во всем мире. Сейчас Европа испытывает продовольственный кризис, из-за чего существенно возрастает роль российского экспорта. Нестабильность национальной валюты подталкивает производителей получать сверхприбыль от экспорта. Чтобы устранить дефицит на внутреннем рынке, правительство приняло решение установить квоты и увеличить экспортные пошлины на отдельные виды сельхозсырья и продукты переработки.
Сдержать рост
Денис Полюбин пояснил, что прямо воздействовать на цены на продовольственные товары нет никакой возможности. Торговые организации определяют их самостоятельно. Это соответствует условиям рыночной экономики и федеральному законодательству. Эффективными механизмами в такой ситуации могут стать только переговоры с самими продавцами и развитие конкуренции.
«Государство предпринимает меры по стабилизации ситуации. Так, были выделены субсидии для производителей муки, хлеба, сахара и растительного масла. Они уже выплачены, соглашения прекратили свое действие, предприятия постепенно повышают цены. Когда начали расти цены на гречку, был введён запрет на экспорт гречки»,
— рассказал глава комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности СК.
В третьем квартале 2021 года ставропольским хлебопекам оказана господдержка на сумму свыше 16 миллионов рублей. Субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию рафинированного бутилированного подсолнечного масла и белого сахара в крае составили более 161 миллиона рублей.
Расширенный список

Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности СК внёс изменения в распоряжение регионального правительства. Корректировки расширяют перечень социально значимых продовольственных товаров, на которые рекомендуется устанавливать торговую наценку в размере не более 10 процентов.

«В этот список мы включили овощи, входящие в «борщевой набор»: картофель, лук, морковь, капуста, свёкла. Сейчас эта мера носит рекомендательный характер, так как у нас нет полномочий сделать ее обязательной к применению, надеемся, что наше предложение будет поддержано федеральным центром»,
рассказал Денис Полюбин.

Также комитет подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Документ предлагает ввести государственное регулирование ценообразования на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. В их числе хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, некоторые мясные продукты, а также яйца. На них предлагается установить предельное значение торговой наценки не более 10 процентов.

«Мы — первый регион, который пошел на такие меры. Сегодня к соглашению по установлению 10-процентной наценки на группу социальных продовольственных товаров присоединилось порядка 250 организаций традиционной несетевой розницы. Работа продолжается. Спасибо индивидуальным предпринимателям, которые идут навстречу своим землякам»,
подчеркнул Денис Полюбин.
Нужно больше ярмарок

Глава комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности СК рассказал, что с целью сдерживания цен также ведётся расширение каналов сбыта продовольственной продукции, прежде всего — плодоовощной. Так, например, было заметно увеличено количество ярмарочных площадок. В 2021 году объемы продаж на ярмарках выросли на 60 процентов. Кроме того, в цепочки реализации продукции активно вовлекают её производителей. Это позволяет сократить количество перекупок товара и убрать сопутствующие наценки.

«Кроме того, мы наращиваем количество торговых мест для реализации сельскохозяйственной продукции. В нынешнем году количество мест для размещения нестационарных торговых объектов по продаже продовольственных товаров и сельхозпродукции, по сравнению с прошлым годом, увеличено почти на 700. В настоящее время количество таких точек составляет около 5 тысяч»,
рассказал Денис Полюбин.

Также впервые была опробована практика подписания соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с предприятиями, занимающимися фирменной торговлей. Сегодня таких магазинов уже более 500.

«Они вполне могут составить конкуренцию торговым сетям и положительно сказаться на формировании цен на продукты питания. Комитетом подписаны соглашения с 12 предприятиями о присутствии на полках их фирменных магазинов не менее 70 процентов продуктов, произведённых в крае. Это позволит жителям края покупать ставропольские продукты с минимальной наценкой, а предприятиям — реализовать произведенное и наращивать мощности»,
отметил Полюбин.
Держать руку на пульсе

Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности постоянно отслеживает цены. Если по результатам мониторинга выясняется, что в течение 60 календарных дней подряд рост розничных цен превысил 10 процентов, то об этом сообщается в ФАС.

«Мы обращаемся в ведомство с запросом о проведении анализа деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию данного товара, обоснованности повышения цен на него и принятии соответствующих мер»,
пояснил Денис Полюбин.
Что ещё разгоняет инфляцию?

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента СКФУ Ольга Година рассказала, что значительный рост цен на продовольственные товары действительно наблюдается не только на Ставрополье, но и по всему миру. На это влияют как макроэкономические факторы, так и внутренние, связанные с политическими и экономическими решениями.

«Рост цен связан в увеличением стоимости сырья, топлива, энергии. Плюс сказываются проблемы, обусловленные климатическими изменениями, пандемийными ограничениями. В частности, были нарушены устоявшиеся цепочки поставок»,
пояснила Ольга Година.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, маркетинга и агроэкономики СтГАУ Елена Косинова отметила, что, по оценкам ООН, индекс мировых цен на продукты питания вырос почти на треть, в сравнении с предыдущим годом. Это приводит к обострению глобального дефицита продовольствия.

«Цены выросли из-за нарушения логистических цепочек поставок и высокого спроса на основные товары: пшеницу, пальмовое масло, кукурузу, что усиливает волатильность (изменчивость. — Прим. ред.) цен на мировых агропродовольственных рынках и не может не отразиться на ценах внутри страны и нашего региона в частности. Не исключён новый рекорд мировой инфляции из-за роста цен на продукты, приводящий к сдвигу макроэкономических балансов, в том числе и из-за пандемии коронавируса»,
считает Елена Косинова.
При этом эксперт отметила, что основное воздействие на ускорение продовольственной инфляции оказало стремительное подорожание плодоовощной продукции. Лидерами по росту цен на продукты в ноябре оказались огурцы свежие — 7,7 процента, ягоды замороженные — 7,1 процента, капуста белокочанная свежая — 6,9 процента, мясопродукты — 3,9 процента, рыбопродукты — 8 процентов. Такие изменения вызваны сезонным ростом цен и дополнительными расходами продавцов на сохранение сельскохозяйственного сырья.
Цены на бензин и упаковку — тоже фактор роста инфляции
Свой вклад в ускорение инфляции вносят и другие факторы. Растут затраты на упаковку, логистику, увеличиваются посреднические наценки торговых сетей. Постоянно возрастающие расходы аграриев, производителей продуктов питания и ритейла перекладываются в структурной цепочке на итоговые цены для потребителей.

Елена Косинова отметила, что в крае существенно выросли цены на удобрения — за полгода рост составил 1,5–1,7 раза. Кроме того, дорожает и бензин.

«Конечная цена на продовольствие определяется уровнем затрат на производство сельскохозяйственного сырья, а также расходами на его транспортировку и переработку. В структуре материальных затрат сельхозтоваропроизводителей региона затраты на нефтепродукты и топливо достигают 15–20 процентов. При этом цены на газомоторное топливо на Ставрополье с начала года прибавили в росте 32 процента, на дизельное топливо — 7,6 процента, на автомобильный бензин — 6,8 процента. Поэтому подорожание энергоносителей приводит к росту цен на продовольствие во всей цепочке товародвижения: от поля до прилавка»,
отметила Елена Косинова.

Ольга Година тоже обратила внимание на сильную взаимосвязь ценовых факторов. Подорожание бензина среди них — едва ли не самый весомый.

«Рост цен на бензин напрямую влияет на подорожание продовольствия, так как в себестоимости всех товаров и услуг всегда заложены затраты на доставку сырья или готовой продукции»,
подчеркнула Ольга Година.
Нездоровая инфляция

Определённые показатели инфляции всегда должны присутствовать в экономике для её стабильного развития. Елена Косинова рассказала, что этот уровень колеблется в пределах от 2 до 4 процентов ежегодно. Именно на него ориентируются Центробанки разных стран.

«Такой уровень устойчиво низкой инфляции традиционно рассматривается как необходимое явление «здоровой экономики». Более низкие её значения свидетельствуют об отсутствии экономического роста, снижении совокупного спроса, сокращении производства и объёма инвестиций»,
пояснила Елена Косинова.
Эксперт отметила, что интенсивные темпы роста инфляции приводят к отраслевому дисбалансу между производством и потреблением. Это чревато снижением покупательской способности и обострением социально-экономических процессов в стране.
Спасёт ли советский опыт?

В условиях растущих цен всё чаще раздаются предложения ввести их государственное регулирование. Может ли эта мера оказаться эффективной и исправить ситуацию? Или же она приведёт к дефициту и пустым полкам, как это было во времена позднего СССР? Вот что думают по данному поводу эксперты.

«Поскольку мы уже давно в условиях рынка, то роль государства — создавать благоприятные условия и необходимую инфраструктуру для развития сбалансированного, саморегулирующегося рыночного обмена. Я считаю, что самое главное — повышать уровень культуры потребления и финансовую грамотность населения. Это позволит избежать инфляционного ажиотажа, при котором под влиянием различных факторов лавинообразно возрастает спрос на отдельные виды продукции»,
считает Ольга Година.
Отметим, что иллюстрацией в данном случае может служить знаменитый «гречневый бум», когда этот вид крупы начал резко и при этом безосновательно дорожать. Свой вклад в ситуацию внесли запаниковавшие люди, которые бросились закупать гречку впрок и разогнали цены намного сильнее, чем они могли подняться сами. Ещё один пример искусственно созданного спроса — история со слухами о якобы готовящихся прекращениях поставок соли с Украины, в результате чего товар сперва резко взлетел в цене, а потом и вовсе исчез с прилавков.

Елена Косинова напомнила, что с конца 2020 года Правительство РФ предприняло ряд мер по регулированию внутренних цен на отдельные виды пищевой продукции, в том числе сахара и подсолнечного масла. Практика доказала эффективность этих шагов в части снижения зависимости внутренних цен от волатильности на мировых рынках, стабилизации динамики цен на данные товары и повышении их доступности для россиян.

«Меры прямого регулирования цен являются распространённой и достаточно эффективной практикой реагирования государства на дисбалансы на агропродовольственных рынках. Однако чрезмерное и долгосрочное вмешательство государства в процесс ценообразования может привести к нарушению рыночного равновесия, возникновению риска дефицита продовольствия»,
пояснила Елена Косинова.
Эксперт отметила, что, по её мнению, в условиях неспособности рыночных механизмов оперативно привести цены на продукты питания к равновесию, только мерами государственного регулирования можно сгладить ценовые скачки. Это позволяет бороться с резким понижением уровня жизни и качества рациона населения.