Агломерация Кавминвод: для чего она нужна и что это даст жителям городов-курортов?

29 апреля , 14:44СтатьиФото: СКИА // Агломерация Кавминвод позволит создать единую стратегию развития городов-курортов без потери их уникальности

Что нужно Кавминводам, чтобы жить и отдыхать здесь стало комфортнее? Какие направления требуют особого внимания? Как сохранить уникальную природу региона? Ответы на эти и множество других вопросов пытались найти участники проектных семинаров по созданию и развитию агломерации курортов Ставрополья.

Что такое мастер-план?

Агломерация Кавминвод стала темой большого трёхдневного форума, который состоялся на территории курортов. Пленарное заседание в Железноводске открыло серию проектных семинаров по этому вопросу. Разработкой проекта общей стратегии развития региона КМВ занимаются фонд «Дом.РФ» и Институт Генплана Москвы. Представители этих организаций презентовали идею главам городов, сотрудникам администраций муниципалитетов, местным архитекторам и активистам-общественникам.

В первую очередь, прозвучало, что агломерация не подразумевает как такового объединения территориальных границ и установления единого центра. Целостность муниципалитетов останется прежней. Агломерация лишь позволит объединить города и населённые пункты региона КМВ, чтобы повысить уровень комфорта, улучшить инфраструктуру, выявить и решить болевые точки на всех территориях в равных долях.

Кроме того, было дано определение понятию «мастер-план». Ведь именно он должен стать основой будущей агломерации и, соответственно, стратегического развития региона. Мастер-план — это документ, который определяет основные цели, приоритетные задачи и направления развития региона, даёт понять, что надо изменить в первую очередь, чтобы достичь максимального эффекта.

На основе мастер-плана будут разработаны в дальнейшем и генпланы каждого отдельного города на КМВ, он же повлияет на схему территориального планирования всего Ставропольского края. Но в отличие от генплана, этот документ является более открытым и гибким, его можно корректировать на любом этапе реализации в зависимости от потребностей жителей, возможностей региона, инвестиций, изменения законодательства и так далее.

Разработкой проекта общей стратегии развития региона КМВ занимаются фонд «Дом.РФ» и Институт Генплана Москвы
Фото: Дарья Шерстюкова/ СКИА
«Мастер-план позволит сконцентрироваться на приоритетах, точках роста и самых важных проектах региона. Это тот документ, который координирует и учитывает мнения власти, жителей и бизнеса»,
пояснил заместитель директора Института Генплана Москвы Максим Гурвич.

Всегда на связи с властью и жителями

Чтобы понять, что на самом деле нужно региону, инициаторы проекта постарались провести всеобъемлющее исследование жизни и быта, истории и культуры, экологии и природы местности. Как рассказала в эксклюзивном интервью «Победе26» главный архитектор проекта Екатерина Катканова, группа разработчиков, начиная с февраля этого года, несколько раз приезжала на КМВ, проводила натурно-полевые обследования. В рамках этой работы собиралась полная информация по всем городам и населённым пунктам, всем знаковым местам, а также кафе, ресторанам, развлекательным заведениям, экскурсионным турам. Учитывалось не только их наличие и собственное восприятие, но и отзывы на специальных порталах от местных жителей и туристов.

Главный архитектор проекта агломерации КМВ Института Генплана Москвы Екатерина Катканова
Фото: Дарья Шерстюкова/ СКИА

Также проводился соцопрос населения региона на платформе проекта агломерации. Все желающие в нём поучаствовать заполняли анкету социального исследования и могли отметить на виртуальной карте места и точки, которыми недовольны или возмущены с кратким описанием проблемы.

«На основе всего этого рождается идеология агломерации и представление о территории. Мы всё время находимся в плотном общении с администрациями и жителями не только через платформу, но и по телефону, на официальных сайтах. Мы узнаём, почему не пошла какая-то идея. Поняв причину, можно скорректировать. Тот же проект велотерренкура переработан, решено его реализовать, но не с такой антропогенной нагрузкой на гору, с учётом анализа инициативы местными экоактивистами, архитекторами, общественниками, с которыми мы также тесно сотрудничаем. Это постоянная связь позволяет создать полное впечатление о регионе и понять душу территории»,
сказала Екатерина Катканова.

Идеология межмуниципального развития

По итогам проведённых исследований у команды разработчиков проекта агломерации КМВ уже есть первоначальная идеология. Как рассказала «Победе26» Екатерина Катканова, она состоит в объединении всех муниципалитетов для равномерного развития территорий.

«Сейчас они развиваются отдельно. Каждый город проводит свои мероприятия, фестивали, благоустройство. Но нет общей структуры, которая объединила бы все 8 муниципалитетов: Минераловодский городской округ, Георгиевский городской округ, Предгорный муниципальный округ, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск и Лермонтов. Агломерация предполагает межмуниципальное развитие, общие объекты для усовершенствования»,
объяснила главный архитектор проекта.

Мастер-план позволит создать своеобразную карту, как для путешественников, так и для агломерационных объектов. Это даст полную картину понимания, где что располагается и где как развивается.

Так, например, выявлена общая проблема для всех Кавминвод — транспортная доступность. Не всегда у жителей и отдыхающих региона есть чёткое понимание, как добраться из одного пункта в другой. Особенно остро эту проблему ощущают в Железноводске.

Глава Железноводска Евгений Бакулин
Фото: Дарья Шерстюкова/ СКИА
«Отдыхающим тяжело до нас добираться. В идеале должна быть электричка или шаттл, которые бы ходили из аэропорта напрямую до нужного города. Это было бы удобно для всех КМВ. Тем более, что турпоток растёт, и мы можем позволить себе это сделать. Да, „Ласточка“ уже запущена, но так как Железноводск находится в стороне и имеют свою отдельную ветку, то скоростная электричка идёт в обход него. Можно выйти на станции „Бештау“ и пересесть на ветку, ведущую в Железноводск, но она, к сожалению, работает только по выходным и ходит всего два раза в день»,
прокомментировал глава Железноводска Евгений Бакулин.

Но эксперты отмечают, что у Железноводска есть и положительный опыт, который следовало бы распространить и на соседние курорты. Это, в частности, система «Умный город». Она работает как для жителей, так и для отдыхающих. В частности, местные с помощью специального приложения могут узнать, когда к остановке подойдёт нужный общественный транспорт, а также пожаловаться на неубранный мусор, разбитую лавочку или яму на дороге — в оперативном порядке специалисты свяжутся с заявителем и ответят, когда проблема будет устранена. Туристы так же через специальное приложение могут, гуляя по терренкурам и общественным территориям города, зарабатывать «курортные рубли», которыми частично можно расплатиться в ряде кафе, ресторанов или культурных заведений.

В то же время Георгиевский городской округ, который также входит в состав Кавказских Минеральных Вод, не воспринимается большинством местных жителей и, тем более, туристов, курортной территорией. Кроме того, имея большую производственную базу, зачастую испытывает недостаток бюджета.

«Численность населения нашего округа — третья в крае после Ставрополя и Пятигорска. У нас проживает 162 тысячи человек. Несмотря на то, что Георгиевск издавна включён в эколого-курортный регион Кавказских Минеральных Вод, он не получил своего развития, как курорты Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск. При разработке мастер-плана мы увидим и развитие Георгиевска. Бюджет нашего округа на сегодняшний день является дотационным из регионального бюджета. Собственные доходы в налоговую хотя и приросли в прошлом году значительно — с 660 миллионов рублей до 717 миллионов рублей, несмотря на пандемию. Но в увязке с городами-курортами, думаю, что возможно развитие более быстрыми темпами экономики, туризма»,
поделился с корреспондентом «Победы26» глава Георгиевского городского округа Андрей Зайцев.
Глава Георгиевского городского округа Андрей Зайцев
Фото: Дарья Шерстюкова/ СКИА

Будут учитываться и такие факторы, как соотношение площади территории и плотности населения, перемещение жителей из одного населённого пункта в другой в связи с работой и проживанием, поездками за покупками, на прогулки. Цель агломерации, как утверждают эксперты, — сохранить уникальность каждого города, при этом дать общий спектр развития.

Первые — Пятигорск, Ессентуки и Железноводск

Урбанист из Москвы Андрей Елбаев, который также участвовал в пленарном заседании, прокомментировал корреспонденту СКИА, что мастер-план включает в себя две составляющие: стратегическую и тактическую. Определив все ценности и приоритеты стратегические, следует переходить к некой программе развития города на какой-то обозримый период. Из большого пула проектов необходимо приоритезировать главные — те, которые возможно реализовать и которые максимально приблизят к тому видению, которое сформировали разработчики при составлении мастер-плана.

«Если здесь большая ценность — защищать природные ресурсы, значит, надо те проекты приоритезировать, которые позволят это сделать. Или развивать другие проекты таким образом, чтобы не вредить»,
отметил эксперт.
Урбанист Андрей Елбаев считает, что необходимо приоритезировать проекты, которые позволят защитить природные ресурсы на КМВ
Фото: Дарья Шерстюкова/ СКИА

Разработчики начнут реализацию концепции агломерации с формирования мастер-планов для трёх городов: Железноводска, Пятигорска и Ессентуков. У Кисловодска такой документ уже есть и начал воплощаться. Это будет учтено при развитии всей агломерации. В целом этапы выполнения работы рассчитаны на ближайшие 5, 10 и 20 лет.

В рамках презентации проекта проектные семинары прошли также в Пятигорске и Ессентуках. Обсуждались вопросы, предложения и проблемы в разных направлениях: городская среда, экономика, экология и другие.

Авторы:Дарья Шерстюкова