Региональное игровое кино: станет ли Ставрополье российским Голливудом?

19 мая , 16:46СтатьиФото: СКИА / На Ставрополье проходят несколько крупных кинофестивалей

Как увлечение кино доводит до призов на крупных фестивалях? Можно ли в Ставропольском крае научиться снимать и сниматься в кино? Есть ли будущее у «важнейшего из искусств» в регионах? Кто и о чём снимает кино на Ставрополье? Ответы на эти вопросы — в большом материале СКИА.

«Профессий много, но прекрасней всех — кино», — звучало в известном советском мультфильме, созданном больше полувека назад. В то время сфера кино была уделом избранных, а те, «кто в этот мир попал», если и не «стал навеки счастлив», то уж точно считался небожителем. Советский кинематограф был известен во всём мире, а после ленинского выражения о том, что «важнейшим из искусств для нас является кино», украшавшего практически каждый кинотеатр страны Советов, развитие кинематографа стало, как мы бы сказали сейчас, одним из национальных приоритетов.

Галопирующее развитие технологий в конце XX — начале ХХI принесло человечеству новые форматы и возможность создавать видеопроекты появилась почти у всех желающих. Сейчас, пожалуй, никому не составит труда снять видеоролик и выставить его на всеобщее обозрение в интернете. При этом большую часть таких произведений назвать искусством нельзя. А вот есть ли на Ставрополье «большое кино», или хотя бы его ростки?

Ставрополье как трамплин для молодых кинематографистов: кто и о чём снимают фильмы в регионе?

Сегодня Ставропольский край стал столицей крупных кинофестивалей: в Железноводске проходит форум «Герой и время», президент которого заслуженный артист России Сергей Пускепалис, в Ессентуках — «Хрустальный источникЪ», основанный заслуженным артистом России Эвклидом Кюрдзидисом. Ежегодно на Ставрополье при поддержке губернатора Владимира Владимирова проводят международный форум творческих союзов «Белая акация». В рамках проекта в регион приезжают известные российские деятели искусств: актёры, режиссёры, продюсеры, художники, писатели, поэты. А у молодых кинематографистов есть возможность представить на питчинге свои проекты, чтобы получить финансирование. Словом, киножизнь на Ставрополье кипит.

Кино среди россиян по-прежнему остаётся одним из любимых жанров искусства
Фото: СКИА

По словам руководителя Ставропольского краевого отделения Союза кинематографистов России Геннадия Хазанова, у киноиндустрии в регионе есть хороший потенциал. Есть люди, готовые снимать кино; есть те, кто хочет постигать это искусство; есть поддержка регионального кино со стороны российского Союза кинематографистов, Минкультуры России. Создан фонд развития регионального кино.

Руководитель регионального отделения Союза кинематографистов России Геннадий Хазанов уверен: у ставропольского кино есть потенциал
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА
«Фонд создали, и через 2 месяца он уже объявил конкурс, подкреплённый финансово. То есть, пожалуйста, делайте проекты. Если ваши проекты будут интересны — мы вам выдаём достаточную сумму. Например, для документального фильма от 10 до 25 минут — полтора миллиона. На это уже можно кино снять. Я думаю, с такой ситуацией, при очень активной поддержке Союза и фонда развития регионального кино — мы это дело сдвинем в места»,
говорит Геннадий Хазанов.

Руководитель регионального отделения Союза кинематографистов, выпускник ВГИКа, кинокритик Геннадий Хазанов ведёт проект «Школа кино» в Ставрополе. Когда при поддержке администрации краевого центра пару лет назад «Школа кино» начинала свою работу, на бесплатные занятия приходили до 25 человек. Со временем здесь остались самые преданные этому виду искусства люди. Они уже создают свои работы и участвуют в российских и международных кинофестивалях. Конечно, «Школа кино» для них не единственный источник получения профессиональных знаний, но пополнить их запас, посоветоваться с опытным мастером, обсудить новые идеи увлечённые кинематографом ставропольцы не отказываются.

Среди слушателей Школы — режиссёр Дмитрий Москвитин. Он влюбился в кино с детства и не изменил своей мечте. Первый фильм снял ещё в школе. А после монтажа, признаётся, плакал. Оттого, что «творение» получилось далёким от замысла и от совершенства. Но от своего пути в кино не отказался. Получил профессиональное образование в школе Александра Митты, после чего стал работать над полнометражной картиной. Снял два фильма в Михайловске, один — картину «Тьма» — в Анапе. В его творческом портфолио — короткометражки «Письма с фронта». Работал над фильмами в качестве продюсера. Ставропольская киношкола, по словам Дмитрия, — это хороший способ проверить правильность выбора творческого пути.

Режиссёр Дмитрий Москвитин уверен: в кино приходят многие, а остаются самые преданные
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА
«Киношкола это классное испытания для того, чтобы понять — а нужно ли оно тебе. Всем кажется, что кино — это круто, большой экран, популярность и так далее. Но когда люди сталкиваются не с развлечением, а с профессией, они понимают, что это тяжёлый, адский, каторжный труд, и что не всё так радужно. Если это не твоё, то тебя перемалывает — и в сторону. Потому что это либо страстное занятие деятельностью, либо ты идёшь заниматься другим, не связанным с этой профессией, делом»,
рассуждает Дмитрий.

Дмитрию Москвитину не раз предлагали работу в Москве, но он отказался. Ставропольский режиссёр уверен, что в качестве наёмного сотрудника будет выполнять чужую волю. А свобода творчества ему дороже.

Кадр из фильма «Тьма» (режиссёр Дмитрий Москвитин)
«Есть у нас задумка насчёт полного метра с продюсером, но мы этот фильм хотим за свои деньги снимать. Не будем ни у кого просить и снимем так, как хотим. Если всё получится — это будет прокатный фильм»,
делится планами режиссёр.

Время от времени ряды «киношкольников» пополняют новые поклонники экранного искусства. Здесь, например, будущий дизайнер Елизавета Исакова оттачивает мастерство написания сценариев.

Елизавете Исаковой нравится конструировать сценарные образы
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА
«Мне нравится писать сюжеты, создавать, придумывать персонажей. Я очень люблю копаться в человеческой психологии, я хочу погрузиться во все сферы: в кино мультипликацию, видеоигры, книги, мне всё интересно, но из кино — мне больше нравится анимационное. Надеюсь, что смогу в будущем написать много своих историй»,
говорит Елизавета.

Как рассказал Геннадий Хазанов корреспонденту Ставропольского краевого информагентства, также среди активных кинодеятелей в региональном центре можно отметить Руслана Давронова, Сергея Масальского, Ивана Деревянко, Владимира Маркина, Владимира Чернявского и ряд других. А за ними стоят киногруппы, которые превращают неформальное сообщество киношников в немаленькую группу людей, объединённых одной идеей, — созданием кинопродукции.

Сергей Масальский: «Надеюсь, что мы из Будённовска и Нефтекумска сделаем Голливуд»

У Сергея Масальского три диплома об образовании и ни одного — в сфере кино. Когда-то он обучался на агронома, педагога, юриста, почти четверть века преподаёт детям, подросткам и сотрудникам российских спецслужб основы самозащиты, но увлечение кинематографом оказалось настолько захватывающим, что, придя однажды в жизнь Сергея, поселилось в его сердце навсегда.

Самостоятельно снять кино Сергей решил после массового выхода на экраны в начале ХХI века большого количества фильмов о Великой Отечественной, где по мнению Масальского было много неправдоподобного, как с точки зрения военной тактики, так и с точки зрения здравого смысла и отношений, между людьми на войне. Фантазия режиссёров била ключом и не знала никаких границ. В фильмах было множество искажений исторических фактов. И тогда Сергей решил создать свой фильм о войне. Так была снята картина «Товарищ Леший. Операция «Багратион», которая стала первым режиссерским опытом Масальского.

Кадр из фильма «Товарищ Леший. Операция «Багратион» (режиссёр Сергей Масальский)
«У нас был режиссёр Владимир Гурьев. Я рассказал ему о своей идее и своих сомнениях. Говорю, у меня нет образования, а он мне отвечает, что можно и 15 лет учиться и не научиться. Если есть задатки — талант какой-то — то надо пробовать и делать. Поэтому я без страха начал пробовать снимать»,
рассказывает Сергей Масальский.

Фильм о событиях Великой Отечественной войны режиссёр снимал для детей. Поэтому, признаётся Сергей, в кадре его герой даже разговаривает медленнее, чем обычно, чтобы маленьким зрителям всё было понятно. Практика показывает, что фильм прошёл испытание временем — современные младшеклассники смотрят его с тем же удовольствием, что и их сверстники десятилетие назад.

Фильм Сергей Масальского о войне даже спустя десятилетие после создания очень нравится школьникам
Фото: Андрей Львов / СКИА
«В прошлом году в Светлограде 400 детей из третьих-шестых классов собрали со всех школ города и показали им эту картину. Дети были в восторге, очередь стояла, вопросы задавали после фильма»,
не без удовольствия вспоминает режиссёр.

После перерыва в несколько лет Сергей снял фантастический фильм о путешествиях во времени. А сейчас хочет доработать сценарий и, возможно, снять на основе своей же картины сериал. Затем был создан документальный фильм «Даследчыки» ( «Исследователи»), который был отмечен на нескольких кинофестивалях в России. А сейчас на первом месте у Сергея Масальского идея создания полнометражного фильма о военной операции в Сирии. Режиссёр уверен, в этом проекте он создал образ героя для молодых россиян, военного инженера, который защищает интересы России на территории другого государства, спасая местных жителей.

Кадр из тизера к фильму «Снег над пустыней» (режиссёр Сергей Масальский)
«Это реальный человек, я с ним встречался. У него интересная история. Наша встреча длилась три с половиной часа, а этот сценарий я писал три месяца. Я тогда о Сирии мало знал. У нас вообще мало рассказано о том, что наши там делали. А пообщавшись с этим человеком, я уверен на 100 процентов, что если бы не Россия, то пол-Турции было бы под террористами»,
волнуется Сергей Масальский.
Кадр из тизера к фильму «Снег над пустыней» (режиссёр Сергей Масальский)

Уже снят тизер для фильма. На съёмки специально из Голландии приезжал оператор Энтони Хаускамп, который работал над проектом бесплатно. Во время съёмок Сергей Масальский обратил внимание, что природа Ставрополья настолько разнообразна, что позволяет реализовывать на территории региона самые амбициозные кинопроекты.

«Мы ничем не хуже, чем побережье Чёрного моря. Там и сериалы, и фильмы снимаются. У нас тут тоже достаточно всего этого. Я надеюсь, что мы из Будённовска, Нефтекумска сделаем Голливуд. Я об этом сказал во время съёмок тизера — что у нас такие превосходные места для съёмок кино»,
отмечает режиссёр.

Оператор из Голландии со своим оборудованием снова готов приехать на Ставрополье, даже если придётся добираться через Турцию, но пока не готов режиссёр. Идёт поиск финансирования.

«У меня цель — снять фильм, не чтобы его не только по России показали, но и за рубежом. В тех же арабских странах. Потому что о России там мало знают. У меня есть консультанты из Сирии. Но пока всё упирается в финансирование. Предварительная стоимость была 50 миллионов, а сейчас уже явно больше надо. Оборудование подорожало»,
сетует Масальский.

С идеей создания банка локаций на Ставрополье выступает и Геннадий Хазанов. Глава регионального отделения Союза кинематографистов России отмечает, что в ряде регионов страны хорошо зарекомендовала себя практика создания кинокластеров.

«Кинокластерами руководит группа, в которую в этих территориях входит министр финансов региона, министр культуры региона, представители Союза кинематографистов. Идёт финансирование — небольшое, но постоянное, что очень важно. Эта группа готовит локации для студий, потому что приезжает студия и привозит реальные деньги. И это даёт возможность создать рабочие места для местных жителей, и в общем, привлекает деньги в край. Такой банк локаций сделать надо»,
говорит Геннадий Хазанов.

«Киношники, ау!»: как во Дворце детского творчества Ставрополя учат снимать кино

В киношколе ДДТ занимаются дети и подростки в возрасте до 18 лет. Руководитель проекта Денис Цопарь решил создать мастерскую, потому что это направление было редкостью для Ставрополя. Театральных кружков и мастерских для детей в краевом центре много, а вот киношкол — нет, рассказывает Денис. Учиться ему приходится вместе со своими подопечными. Денис Цопарь внимательно изучает опыт работы аналогичных школ в других регионах, читает специальные интернет-издания. Школа постепенно приобретает оборудование для съёмок и монтажа видео.

Во Дворце детского творчества Ставрополя тоже открыли киношколу
Фото: Андрей Львов / СКИА
«У нас идут занятия по актёрскому мастерству, по сценарному мастерству, занятия по видеосъёмке. Я хочу, чтобы каждый ученик уже в первый год обучения попробовал себя во всех направлениях. Чтобы он попробовал немножечко поиграть, например. Даже если он не будет актером, он раскрепостится, получит какие-то новые навыки, а может и откроет в себе какие-то таланты, которых раньше не знал»,
рассказывает Денис Цопарь.
Занятия в киношколе для подростков ведёт Денис Цопарь
Фото: Андрей Львов / СКИА

И так уже происходит. Например, одна из воспитанниц киношколы София пришла на занятия с мечтой стать режиссёром, а уже через полгода поняла, что ей больше нравится стезя оператора.

Дети из киношколы в ДДТ уже снимают свой первый сериал
Фото: Андрей Львов / СКИА
«Мы снимаем здесь свой проект, это такой мини-сериал будет. Уже сняли первый эпизод. Я там выступаю в роли главного оператора. Сейчас раскадровку ко второму эпизоду делаю. Я не могу сказать, что это моя мечта. Но здесь я развиваюсь в том направлении, которое мне очень нравится»,
говорит София.

Похожая история у Артёма Солонинкина. Юноша пришёл сюда, потому что интересуется искусством кино. За время занятий понял, что ему интересно писать сценарии и выполнять обязанности режиссёра.

Артёму Солонинкину нравится руководить процессом за кадром
Фото: Андрей Львов / СКИА
«Здесь тёплая обстановка. В моих кругах никто так углублённо кино не интересуется, а здесь изучают это направление. Как кино работает: на фундаментальном, на базовом и на других уровнях»,
делится Артём.

По словам Дениса Цопаря, киношкола в ДДТ — проект, рассчитанный на долгое время, не на месяц и даже не на год.

«В дальнейшем, думаю, выпускники киношколы уедут в Питер, Москву, а кто-то останется. И с этими людьми, я надеюсь, уже за пределами киношколы создать киностудию, которая будет заниматься не обучением, а производством кино»,
говорит Денис Цопарь.

Геннадий Хазанов: «Ставропольское кино обязательно будет развиваться»

В успешных перспективах развития кино на Ставрополье абсолютно уверен руководитель регионального отделения Союза кинематографистов России Геннадий Хазанов. Его уверенность подкрепляют действия федеральных властей: создание фонда развития регионального кино, финансовая поддержка ВГИКа со стороны президента России, решение главы государства о возможности получения второго высшего образования бесплатно (в частности, это можно сделать во Всероссийском университете кинематографии), финансовая поддержка восстановления работы Северо-Кавказской студии кинохроники во Владикавказе, которая вновь намерена занять место центра документального кино макрорегиона.

И в Ставрополе кино обязательно будет развиваться, говорит Геннадий Хазанов.

Ставропольскому кино быть, считает Геннадий Хазанов
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА

Геннадий Хазанов уверен, что успехи ставропольских кинематографистов в России послужат делу развития кино в их родном регионе.

«Пусть будет хотя бы лауреатство — мы покажем тем, кто хоть маленькие деньги в проект вложил, кто предоставил помещения, возможность монтировать, мы им покажем, что Ставрополь — в Вятке или в Кемерово был представлен. А если в Кемерове услышали о Ставрополе, то это уже хорошо для Ставрополя»,
говорит Геннадий Хазанов.

Свои плоды, безусловно даст и продюсерский центр «Хрустальный источникЪ», который открыл в Ессентуках Эвклид Кюрдзидис. Здесь школьники, общаясь с педагогами и звёздными гостями, получают основы мастерства, которые позволят им работать в кино, театре, на телевидении и радио. Кстати, именно в этом центре 20 мая проведёт прослушивание желающих поступить на актёрский факультет ВГИКа народный артист России Сергей Безруков.