Так, например, директор средней школы № 1 Арзгира Юлия Пронина озвучила одну из самых болезненных проблем не только Ставрополья, но и других регионов — качественное исполнение госконтрактов в сфере строительства, реконструкции и ремонта объектов соцсферы: детсадов, школ, поликлиник.
Дело в том, что по законодательству в большинстве случаев заказчиком такой закупки выступает именно администрация учебного или медицинского учреждения, и за весь ход и качество строительства отвечает, соответственно, директор или главврач — то есть люди, не обладающие ни специальными познаниями, ни опытом, позволяющим оценить добросовестность подрядчика и пригодность используемых им материалов.
В свою очередь, некоторые подрядчики вовсю этим пользуются: намеренно вводят в заблуждение заказчика, рассказывая, например, что стройка идёт черепашьими шагами потому, что и погода не та, и песок не такой.
Долгоиграющий ремонт
С такими отговорками подрядчика, который вот уже больше года проводит в школе капремонт, на который были выделены 248,3 миллиона рублей, директор арзгирской школы Юлия Пронина столкнулась лично. Отставать от графика строители стали чуть ли не с первого дня. Сегодня работы отстают от графика уже на полгода, а перспектива сдать объект к новому учебному года равна нулю. Но за все промахи строителей отвечать придётся директору школы.
Юлия Пронина рассказала Валентине Матвиенко, что человеку, ничего не понимающему в строительстве, крайне сложно вникнуть во все нюансы капремонта, не говоря уже о том, что для директора школы в это время на второй план уходит учёба, дети и в целом весь образовательный процесс.
Учитель должен учить, врач — лечить, а строитель — строить
И этот случай не единичен. На Ставрополье в большинстве случаев заказчиками строительства социальных объектов «назначают» директоров школ, детдомов и детсадов, заведующих библиотеками, домами культуры и детскими садами, главных врачей больниц. И они вынуждены надолго «переквалифицироваться» в прорабов, чтобы разбираться в видах буронабивных свай и железобетонных блоков, забросив при этом свои непосредственные обязанности.
Исправить такое положение дел могла бы узаконенная практика привлечения по таким контрактам в качестве технического заказчика специализированных организаций в сфере строительства.
Валентина Матвиенко со своей стороны пообещала, что возьмёт на личный контроль решение этого вопроса, отметив, что учитель должен учить, врач лечить, а строить должны строители.
О несовершенстве законодательства о госзакупках, приводящем к печальным последствиям, власти Ставрополья знают не понаслышке. Руководство старается предпринять превентивные меры, не позволяющие сорвать сроки строительства, ремонта и реконструкции социально значимых объектов.
Так, недавно на заседании комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Думы Ставропольского края в очередной раз обсуждалась проблематика исполнения госконтрактов. Правда, в несколько иной плоскости, чем во время встречи Валентины Матвиенко с работниками сельской соцсферы.
В частности, депутаты заслушали отчёт о деятельности региональной контрольно-счётной палаты (КСП СК) за 2021 год, который им представил руководитель ведомства Андрей Колесников.
Проблемные закупки
Как следует из отчёта, в прошлом году КСП провела 36 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из которых 16 — совместно с правоохранительными и надзорными органами. Были проверены на предмет рационального расходования бюджетных средств 116 организаций. Общий объём денежных средств, полученных ими, составил почти 15 миллиардов рублей, из которых более 411 миллионов были потрачены с нарушениями. Об этом говорят 139 выявленных фактов нецелевого использования казённых денег.
По словам главы КСП СК, абсолютное большинство — 89 случаев — финансовых нарушений относятся к государственным и муниципальным закупкам.
Итог таких проверок КСП — 21 административное и 18 уголовных дел. Причём, не исключено, что многими фигурантами стали и те самые директора школ, и главврачи медучреждений, поневоле взявшие на себя всю ответственность за исполнение госконтрактов.
Причём выяснилось, что больше всего нарушений зафиксировано как раз в области ремонтно-строительных государственных и муниципальных контрактов в сфере реализации нацпроектов, связанных с реконструкцией, строительством и ремонтом детсадов, школ, детских поликлиник, дорог.
По словам председателя думского комитета Ивана Ковалёва, реализация 11 из 13 нацпроектов в крае проходит, как говорится, без сучка без задоринки. А вот с исполнением нацпроектов «Безопасные и качественные дороги» и «Демография» дело обстоит не так радужно. Причина кроется в нюансах федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Стул, стол и дырокол
Загвоздка заключается в положении закона, согласно которому победителем тендера объявляется участник, предложивший наиболее низкую цену за свои услуги. Больше никаких требований к победителю не предусмотрено. И поэтому сплошь и рядом получается, что победу в аукционах одерживают организации, у которых нет никакой материально-технической базы, спецтехники, профессиональных специалистов. Получив выгодный контракт, такой подрядчик не в состоянии его реализовать в силу перечисленных причин. После выигрыша в аукционе они нанимают субподрядчиков — зачастую таких же непрофессиональных и не имеющих «базиса». Отсюда и срывы сроков сдачи объектов, и некачественное строительство зданий и автомагистралей, и недовольство граждан, годами ждущих новую школу, садик, поликлинику и т. д.
Однако кардинально изменить ситуацию, отсеяв ещё на этапе приёма заявок на торги ненадёжные фирмы, на региональном уровне невозможно — для этого нужно решение федерального центра.
По мнению Ковалёва, для этого должны быть внесены соответствующие коррективы в федеральное законодательство, поскольку сейчас никто не вправе закрыть доступ на торги любому юридическому лицу, даже самому подозрительному и несостоятельному — иначе это будет расценено как искусственное ограничение конкуренции. И за этим последуют самые жёсткие меры реагирования со стороны антимонопольной службы.
Не выплеснуть с водой ребёнка
Но сидеть сложа руки в ожидании внесения изменений в закон региональное руководство не собирается. Так, например, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров в качестве своеобразных рычагов воздействия предложил такой алгоритм проведения госзакупок: выставлять на торги строительный лот не целиком, а разбив его на этапы. За срыв работ на том или ином этапе строительства с подрядчиком может быть расторгнут контракт, что и прописывается в условиях договора.
Но в этом деле тоже важно не выплеснуть с водой ребёнка и не наказать без вины виноватого подрядчика, который затянул с реализацией того или иного этапа строительства по объективным причинам. К ним, например, можно отнести нынешнюю сложную экономическую и геополитическую ситуацию в стране, когда цена на те же строительные материалы и логистические услуги растёт как на дрожжах, разорваны многие бизнес-связи с зарубежными партнёрами и т. д.
Искать выход из сложившейся непростой ситуации было решено всем вместе: и правительству края, и региональной думе, и контрольно-счётной палате, и иным заинтересованным ведомствам. Не исключено, что из совместной деятельности может в ближайшее время родиться законодательная инициатива Ставрополья, которая будет направлена в Госдуму и поможет сломать негативную тенденцию по всей России. Можно предположить, что после весьма недвусмысленной оценки, которую дала существующему ФЗ о госзакупках Валентина Матвиенко, обрисовалась перспектива оперативного внесения в него соответствующих поправок.