Билет в будущее и креативный инкубатор — как творческая лаборатория поможет реализоваться ставропольским киношникам

17 июня , 13:38СтатьиФото: СКИА //

В столице Ставропольского края на днях состоялся VII форум творческих союзов «Белая акация». На этом форуме представители Союза кинематографистов России презентовали Лабораторию игрового кино и сериалов. Её выпускники смогут реализовать свои проекты практически с нуля.

Лабораторию в рамках форума на площадке Ставропольского краевого театра кукол представили секретарь Союза кинематографистов России, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кино Дмитрий Якунин и художественный руководитель проекта, президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский.

Лаборатория игрового кино и сериалов — талантам надо помогать

Проект создан Фондом поддержки регионального кино, который начал работу в феврале 2022 года. По словам Алексея Алешковского, цель лаборатории — помочь талантливым молодым людям из регионов реализовать свои творческие амбиции.

Президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский
Фото: Андрей Львов // СКИА
«Мне очень не нравится ситуация, когда всё кино замкнуто в рамках какой-то столичной тусовки. Мне кажется это полнейшим искажением и картины российской жизни, и, если угодно, справедливости. Понятно, что важную роль играет кинообразование, потому что во ВГИК едут учиться единицы, и сейчас открываются одна за другой онлайн-школы. Но одно дело получать какие-то абстрактные знания, а другое дело — реализовывать конкретные проекты»,
пояснил Алексей Алешковский.
В лаборатории можно будет одновременно учиться и входить в профессию, говорит Алексей Алешковский
Фото: Андрей Львов // СКИА

Собеседник выразил надежду, что в рамках этих сценарных лабораторий, креативных инкубаторов, которые планируется проводить, люди смогут одновременно и учиться, и входить в профессию. Результаты работы Лаборатории игрового кино и сериалов должны быть материальными и ощутимыми, считает коллега Алексея Алешковского, продюсер Дмитрий Якунин.

Дмитрий Якунин рассказал о разных моделях работы регионального кинематографа
Фото: Андрей Львов // СКИА
«Заключение договоров, покупка сценария, реализация фильма через какое-то время, поиск финансирования. К примеру, продюсеру и Фонду как продюсерской организации нужно собрать какое-то количество проектов, сценариев региональных кинематографистов, которые можно потом снять, а без денег сложно снять — это долгий процесс. Может быть, мы через 2-3 года найдём финансирование, может быть, сразу. Надеемся, что сразу, и в следующем году мы уже будем снимать кино»,
делится планами Дмитрий Якунин.

Как делать кино?

Исполнительный директор Молодёжного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин и президент Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский представили в Ставрополе работы молодых кинематографистов и подробно рассказали о том, как создавать качественное кино.

Один из важнейших компонентов рождения кино — профессиональные знания. И первый этап создания фильма — работа над сценарием. Опытные мастера помогут начинающим киношникам писать по законам драматургии.

С участниками лаборатории кино будут работать опытные профессионалы
Фото: Андрей Львов // СКИА
«Будут какие-то локальные курсы сценаристов, может, Гильдия кинодраматургов Союза кинематографистов России будет проводить такие небольшие мастер-классы сценарной школы, которые будут дорабатывать эти сценарии»,
рассказывает Дмитрий Якунин.

Об образовании как составной части рецепта успеха регионального кино говорит и Алексей Алешковский.

«В конечном счёте это сводится к кинообразованию и к ко-продакшну, с нашей точки зрения. Потому что бывает, что кто-то берёт камеру и снимает замечательное кино без чьей-либо помощи. Но это случается редко. Поэтому мы всё-таки пытаемся закладывать основу системы поддержки регионального кино. А система всегда подразумевает системные методы: образование, совместную работу, креативные инкубаторы, лабораторию и так далее»,
отмечает Алексей Алешковский.

В организации процесса создания кино могут участвовать бизнес-сообщества, государственные и частные структуры, уверен Дмитрий Якунин.

«Они должны понимать, что есть хорошие качественные проекты, которые можно реализовывать. И действительно, региональное кино хорошо тем, что оптимизация бюджета здесь значительна, по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом. И здесь кино можно снять за меньшие деньги, чем в столицах»,
говорит секретарь Союза кинематографистов России.

Ещё одна важная задача для развития регионального кино — в рамках работы киноклубов необходимо мониторить и отбирать темы, которые интересны  широкому зрителю, а также формировать киносообщество, отмечает Дмитрий Якунин.

«Соединить инициативу и технологии» — рецепт создания киносообщества от педагога ВГИКа

Мастер-классы, которые проводит доцент кафедры актёрского мастерства ВГИКа, педагог по речи Ксения Кузнецова, в Ставрополе любят и ждут. Такие встречи-тренинги помогают их участникам узнать о себе что-то новое, открыть собственные неизвестные прежде возможности, взглянуть на мир по-новому. 

Московская гостья оценила красоту отреставрированного краевого театра кукол и рассказала, что именно в региональных поездках каждый раз находит что-то новое и интересное. Нигде так, как в провинции, не удаётся почувствовать что-то живое, настоящее и очень цельное по сути, говорит Ксения Кузнецова.  

Собеседница убеждена: чтобы региональное кино дало ростки и принесло плоды, необходимо соединить две позиции.

Мастер-классы Ксении Кузнецовой всегда собирают множество актеров-профессионалов и зрителей
Фото: Андрей Львов // СКИА /
«Нужно соединить инициативу на местах, то есть дать молодым ребятам понимание: то, что рождается в их головах в виде идей и желания попробовать — это очень важно, и есть киноклуб или сообщество, где киноидеи начинают бурлить. А вторая часть — технологическая поддержка. Я бы, например, поддерживала не только идеологически и психологически, но и искала бы вторую часть. Искала бы тех, кто понимает, что этим ребятам нужно дать технологическую поддержку. Финансирование на такие вещи надо давать. Кино без материальной базы не может случиться»,
говорит Ксения Кузнецова.

Если театр может существовать практически на коврике, то кино — это индустрия, подчёркивает преподаватель ВГИКа.

Ксения Кузнецова предложила свой рецепт создания регионального киносообщества
Фото: Андрей Львов // СКИА /
«Если попробовать поддерживать маленький киноклуб, который будет генерировать идеи — от замысла до небольшого производства — и иметь возможность где-то это показать, то это будет бомба. Это через пару лет взорвёт интерес к такому творчеству. Все будут хотеть этого бесконечно»,
отмечает Ксения Кузнецова.

Геннадий Хазанов: «Санкции Запада — импульс для развития национального кино»

Западные санкции в отношении России добавили проблем кинопрокатчикам, но стали новым шансом для развития национального кинематографа.

Кинокритик Геннадий Хазанов убеждён: санкции Запада помогут развитию национального кинематографа в России
Фото: Андрей Львов // СКИА
«Прежде создание такой модели очень сильно тормозилось тем, что господствовали совершенно не наши фильмы на нашем экране. Это одна сторона. Вторая сторона — Союз кинематографистов России обратил внимание на то, что в нашем кино нет регионов. Все снимают Москву, Санкт-Петербург, ещё несколько крупных центров. Поставлена задача, причем не только киношная — это, я бы сказал, задача политическая: дать возможность регионам говорить о себе своим языком. И это важно в духовном, культурном, политическом смысле»,
говорит руководитель Ставропольского регионального отделения Союза кинематографистов России, кинокритик Геннадий Хазанов.

По мнению Геннадия Хазанова и Дмитрия Якунина, в разных регионах России созданы и действуют несколько моделей развития регионального кино, которые, в частности, предполагают не только поддержку местных киношников, но и создание базы для работы крупных московских студий.

Дмитрий Якунин на полях форума «Белая акация» в Ставрополе, например, рассказал об опыте Калининградской области, где в 2021 году было снято 18 фильмов. При этом, если говорить о проектах Фонда развития регионального кино, то по его условиям, в проекте должно быть занято не менее 40 процентов региональных кинематографистов.

Геннадий Хазанов напоминает об опыте Мурманска. Там, как и в ряде других регионов, вопросами кинопроизводства занимаются специальные комиссии, в состав которых входят профессиональные эксперты в области кино, представители индустрии, бизнеса, власти.

«Кинокомиссия, с одной стороны, даёт возможность финансирования местного кино, с другой стороны, это определённая возможность зарабатывать региону. Вот в прошлом году Мурманск заработал 60 миллионов. Понятно, для бюджета Мурманска это немного, но это совсем не плохая сумма. И для бюджета Ставропольского края 60 миллионов лишними не были бы. Есть разработанные инструменты. Кинокомиссия может зарабатывать»,
уточняет Геннадий Хазанов.

Старт лаборатории игрового кино и сериалов дан. По словам Алексея Алешковского, в регионах России много талантливых людей, и опытные мастера обязательно помогут эти таланты раскрыть — в онлайн и офлайн-режимах. Большой путь начинается с первого шага.

Напомним, VII международный форум творческих союзов «Белая акация» уже несколько лет проходит в Ставропольском крае при поддержке губернатора Владимира Владимирова и правительства региона.

Ранее ИА  «Победа26» рассказало том, как снимают кино любители и профессионалы из Ставрополя.