Стройные ряды сиреневых самокатов, ждущих своих ездоков, уже успели стать привычным элементом ландшафта Ставрополя. Тем интереснее было выяснить подоплёку конфликта, возникшего между предпринимателем и городскими властями.
За разъяснениями корреспондент отправился к Максиму Мухтабарову, руководителю юридического департамента бизнес-проекта по шерингу электросамокатов, как раз приехавшему в Ставрополь для урегулирования ситуации. Поговорили про историю сервиса, его распространённость и востребованность в стране и, в частности, в крае, про регламентацию размещения пунктов проката и о том, как разрешают вопросы с компанией представители муниципалитетов. Не обделили вниманием и главную проблему, нависшую над сервисом сейчас — судебную тяжбу со ставропольской мэрией.
Собеседник отмечает, что родина высокотехнологичного сервиса аренды самокатов — Ставропольский край. Его история началась здесь, и сейчас в своей отрасли он самый распространённый по всей России — всего «Юрент» работает в 104 городах страны, в том числе во многих городах Ставрополья. Но по иронии судьбы именно в столице своей «родины» сервис испытывает трудности.
Мухтабаров подчеркивает, что многие путают функционал и суть сервиса с классическим станционным прокатом, существующим в стране уже очень давно — когда у какой-то пристройки стоит человек и сдаёт в аренду велосипеды. Сервис шеринга самокатов пока не подходит под существующие регламенты, и в муниципалитетах пытаются «подогнать» этот вид передвижения под действующее законодательство.
По мнению предпринимателя, самокат — не средство развлечения, а экологичное дополнение к общей инфраструктуре.
В своём судебном иске мэрия Ставрополя заявляла, что компания незаконно начала свою деятельность, подав разрешение и не дождавшись ответа официальных властей. Редакция обратилась за комментарием к властям муниципалитета и получила ответ: сервис кикшеринга действует в обход действующего законодательства, самовольно установив пункты проката без согласования.
Мухтабаров пояснил, что когда им дали понять, что они действуют незаконно и пригрозили свернуть их деятельность, пункты проката убрали.
В администрации краевой столицы знают о желании сервиса кикшеринга проработать места размещения парковок. Судя по тексту постановления главы Ставрополя Ивана Ульянченко от 8 апреля 2021 года, власти краевого центра готовы согласовать 73 пункта проката. Из них согласованы лишь два — на улице Тухачевского, № 6/1 и в районе здания № 91 на Краснофлотской улице. Мухтабаров подчеркивает, что с остальными городами, в том числе Ставропольского края, соглашения уже подписаны и сервис спокойно работает.
Патовую ситуацию прокомментировал и Сергей Владимиров, советник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае. По его словам, впервые защитники бизнеса узнали о судебном процессе в феврале текущего года, когда организация обратилась к ним с жалобой на присвоенные мэрией Ессентуков более чем 100 самокатов.
Отметим, что когда представители защитников бизнеса начали разбираться в ситуации, оказалось, что компания готова идти на диалог и решить все вопросы, касающиеся мирного урегулирования конфликта. Правозащитник заявил, что предприниматель готов даже инвестировать деньги в развитие городской инфраструктуры.
Однако, считает советник бизнес-омбудсмена, есть положительная динамика в текущей ситуации. Когда он призвал сотрудников администрации сесть за стол переговоров, они откликнулись, и у представителей защиты бизнеса и членов местной власти состоялась первая встреча. Родилась надежда на мирное урегулирование вопроса, так как обе стороны проявили заинтересованность в решении проблемы.
Чтобы узнать, что по поводу вероятной перспективы остаться без электротранспорта думают горожане, редакция побеседовала с одним из активных пользователей самокатов. Алексей Целиковский, регулярно использующий экологичный транспорт, в беседе с корреспондентом ИА «Победа26» пояснил, что уход сервиса бесстанционного кикшеринга из города не принесёт ничего положительного никому.
Однако Алексей считает, что мэрия пытается не «выжить» сервис, а отрегулировать его деятельность в части расположения парковок. Напомним, в постановлении администрации Ставрополя за подписью Ивана Ульянченко от 8 апреля 2021 года указано, что город готов предоставить 73 места для размещения виртуальных парковок. При этом владелец сервиса заявлял о готовности муниципальных властей предоставить только 46 мест. Изучив документ, редакция не обнаружила подтверждения этих слов.
По мнению Целиковского, размещение парковок также может повлечь негативные последствия.
ИА «Победа26» в отправленном мэрии Ставрополя запросе попыталось выяснить, есть ли в городе другие сервисы кикшеринга, на что получило ответ: работают 18 парковок с самокатами от некоего ИП. Отметим, что работают они не по бесстанционному принципу — если самокаты «Юрента» можно найти во многих уголках города, то электротранспорт, курируемый ИП, находится в строго отведённых для этого местах. Судьба бесстанционного кикшеринга в Ставрополе решится в сентябре, а до этого времени сиреневыми самокатами можно будет пользоваться, уверяет руководитель юридического департамента сервиса.