пн, 08 авг.
17:18
Ставрополь
+28 °С, облачно
Эксклюзивы

Быть или не быть электросамокатам: Ставрополь может остаться без экотранспорта из-за иска мэрии

30 июля , 13:32СтатьиФото: СКИА

В прошлом году в Арбитражный суд Ставропольского края поступил иск от администрации краевой столицы с требованием прекратить деятельность сервиса шеринга самокатов. Решение было продиктовано отсутствием разрешения на работу от властей Ставрополя. Редакция «Победы26» разбиралась в ситуации.

Стройные ряды сиреневых самокатов, ждущих своих ездоков, уже успели стать привычным элементом ландшафта Ставрополя. Тем интереснее было выяснить подоплёку конфликта, возникшего между предпринимателем и городскими властями.

За разъяснениями корреспондент отправился к Максиму Мухтабарову, руководителю юридического департамента бизнес-проекта по шерингу электросамокатов, как раз приехавшему в Ставрополь для урегулирования ситуации. Поговорили про историю сервиса, его распространённость и востребованность в стране и, в частности, в крае, про регламентацию размещения пунктов проката и о том, как разрешают вопросы с компанией представители муниципалитетов. Не обделили вниманием и главную проблему, нависшую над сервисом сейчас — судебную тяжбу со ставропольской мэрией.

Собеседник отмечает, что родина высокотехнологичного сервиса аренды самокатов — Ставропольский край. Его история началась здесь, и сейчас в своей отрасли он самый распространённый по всей России — всего «Юрент» работает в 104 городах страны, в том числе во многих городах Ставрополья. Но по иронии судьбы именно в столице своей «родины» сервис испытывает трудности.

«Мы относимся к Ставрополью, как к домашнему региону. Здесь мы вместе достигли первых побед и совершили первые ошибки, и потом пошли в другие крупные города. Поэтому всегда хочется сохранить хорошие отношения со Ставропольским краем. В 2021 году мы начали работу сервиса в Ставрополе в тестовом режиме, и сразу столкнулись с рядом сложностей со стороны властей»,
рассказывает руководитель юридического департамента «Юрент» Максим Мухтабаров.
Руководитель юридического департамента сервиса кикшеринга в Ставрополе Максим Мухтабаров
Фото: Telegram-канал Максима Мухтабарова

Мухтабаров подчеркивает, что многие путают функционал и суть сервиса с классическим станционным прокатом, существующим в стране уже очень давно — когда у какой-то пристройки стоит человек и сдаёт в аренду велосипеды. Сервис шеринга самокатов пока не подходит под существующие регламенты, и в муниципалитетах пытаются «подогнать» этот вид передвижения под действующее законодательство.

«Мы разговаривали с представителями властей по поводу всех юридических вопросов. Диалог шёл достаточно долго, но консенсуса мы так и не достигли. Город предлагает нам для размещения 46 площадок для самокатов. Нам этого категорически не хватает. Для сравнения: в каждом городе с населением 100-150 тысяч человек для размещения нужно примерно 200 виртуальных парковок. Ставрополю нужно около 500»,
делится Мухтабаров с корреспондентом Ставропольского информагентства.

По мнению предпринимателя, самокат — не средство развлечения, а экологичное дополнение к общей инфраструктуре.

«Допустим, я знаю, что машину в центре тяжело припарковать. Я знаю, что я припаркуюсь в соседнем районе, сяду на самокат, проеду три минуты и зайду к себе на работу. Это быстро и относительно доступно»,
резюмирует собеседник.

В своём судебном иске мэрия Ставрополя заявляла, что компания незаконно начала свою деятельность, подав разрешение и не дождавшись ответа официальных властей. Редакция обратилась за комментарием к властям муниципалитета и получила ответ: сервис кикшеринга действует в обход действующего законодательства, самовольно установив пункты проката без согласования. 

Ответ администрации Ставрополя на запрос редакции

Мухтабаров пояснил, что когда им дали понять, что они действуют незаконно и пригрозили свернуть их деятельность, пункты проката убрали. 

«Мы со всеми городами подписываем соглашения, и здесь был предложен такой же вариант развития событий. Понимая, что бюрократическая сторона вопроса может занять месяцы, а то и годы, надеялись начать деятельность, проработать точки виртуальных парковок с властями и получить их, как это обычно происходило в других городах. Но пока что диалог идёт только в судебном порядке. Очень огорчает, что нас выставляют компанией, которая не хочет разговаривать, хотя всегда стояла и на сегодняшний день стоит цель решить вопрос мирно»,
заявляет бизнесмен.

В администрации краевой столицы знают о желании сервиса кикшеринга проработать места размещения парковок. Судя по тексту постановления главы Ставрополя Ивана Ульянченко от 8 апреля 2021 года, власти краевого центра готовы согласовать 73 пункта проката. Из них согласованы лишь два — на улице Тухачевского, № 6/1 и в районе здания № 91 на Краснофлотской улице. Мухтабаров подчеркивает, что с остальными городами, в том числе Ставропольского края, соглашения уже подписаны и сервис спокойно работает.

Патовую ситуацию прокомментировал и Сергей Владимиров, советник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае. По его словам, впервые защитники бизнеса узнали о судебном процессе в феврале текущего года, когда организация обратилась к ним с жалобой на присвоенные мэрией Ессентуков более чем 100 самокатов.

«Сейчас мы видим, что ситуация в Ставрополе развивается похожим образом. Изначальные требования администрации вызвали удивление у юристов, ознакомившихся с этим делом. Город попытался запретить деятельность компании, что, на наш взгляд, недопустимо и требует служебной проверки деятельности ведомства»,
считает Сергей Владимиров.
Советник бизнес-омбудсмена Ставрополья Сергей Владимиров

Отметим, что когда представители защитников бизнеса начали разбираться в ситуации, оказалось, что компания готова идти на диалог и решить все вопросы, касающиеся мирного урегулирования конфликта. Правозащитник заявил, что предприниматель готов даже инвестировать деньги в развитие городской инфраструктуры.

«Вместо ситуации, когда обе стороны получают выгоду, они вынуждены тратиться на юристов, терпеть убытки, а бизнес в итоге не развивается»,
констатирует Сергей Владимиров.

Однако, считает советник бизнес-омбудсмена, есть положительная динамика в текущей ситуации. Когда он призвал сотрудников администрации сесть за стол переговоров, они откликнулись, и у представителей защиты бизнеса и членов местной власти состоялась первая встреча. Родилась надежда на мирное урегулирование вопроса, так как обе стороны проявили заинтересованность в решении проблемы.

«Мы определили вопросы, по которым можем организовать трёхстороннюю (представители бизнеса, представители мэрии и правозащитники бизнеса - прим. ред.) встречу для разрешения сложившейся ситуации в досудебном порядке. Если действовать по предложенной городом схеме, то вместо развития транспортной системы и электротранспорта в частности мы получим простой аттракцион в парке, где все катаются на самокатах по кругу»,
убеждён правозащитник.

Чтобы узнать, что по поводу вероятной перспективы остаться без электротранспорта думают горожане, редакция побеседовала с одним из активных пользователей самокатов. Алексей Целиковский, регулярно использующий экологичный транспорт, в беседе с корреспондентом ИА «Победа26» пояснил, что уход сервиса бесстанционного кикшеринга из города не принесёт ничего положительного никому. 

«Для современного города это, конечно, шаг назад. Мне, честно говоря, уже сложно представить город без расставленных самокатов. Для многих «Юрент» стал средством развлечения, доступным почти в любой точке города. Кто-то использует его в целях повышения транспортной свободы. Люди уже поняли, что комфортное и быстрое передвижение по городу возможно не только на автомобиле. Уверен, что появление самокатов на улице является одним из факторов, подстегнувших властей обратить более пристальное внимание на развитие безбарьерной среды и велоинфраструктуры . Ведь теперь их пользователей стало кратно больше. Конечно, уход кикшеринга может притормозить эти процессы»,
считает собеседник.

Однако Алексей считает, что мэрия пытается не «выжить» сервис, а отрегулировать его деятельность в части расположения парковок. Напомним, в постановлении администрации Ставрополя за подписью Ивана Ульянченко от 8 апреля 2021 года указано, что город готов предоставить 73 места для размещения виртуальных парковок. При этом владелец сервиса заявлял о готовности муниципальных властей предоставить только 46 мест. Изучив документ, редакция не обнаружила подтверждения этих слов. 

По мнению Целиковского, размещение парковок также может повлечь негативные последствия.

«Одна из главных фишек кикшеринга — повсеместная его доступность. Если парковка будет одна на весь центр города, варианты использования сервиса существенно сужаются. Бизнес получает меньше денег и не развивается, город лишается микромобильности. Помимо прочего, специфика бизнеса требует гибкости в этом вопросе. В компании происходит постоянный мониторинг поездок, что позволяет находить популярные для горожан места. Новые парковки постоянно появляются, непопулярные исчезают. Все это улучшает пользовательский опыт»,
убеждён Алексей Целиковский.

ИА «Победа26» в отправленном мэрии Ставрополя запросе попыталось выяснить, есть ли в городе другие сервисы кикшеринга, на что получило ответ: работают 18 парковок с самокатами от некоего ИП. Отметим, что работают они не по бесстанционному принципу — если самокаты «Юрента» можно найти во многих уголках города, то электротранспорт, курируемый ИП, находится в строго отведённых для этого местах. Судьба бесстанционного кикшеринга в Ставрополе решится в сентябре, а до этого времени сиреневыми самокатами можно будет пользоваться, уверяет руководитель юридического департамента сервиса.

Авторы:Сергей Дубина