чт, 25 апр.
06:38
Ставрополь
+11 °С, ясно
Эксклюзивы

Маршрут закрыт дилетантам — чего ждут в туристической сфере Ставрополья от нового закона об экскурсоводах

1 августа 2022, 13:11СтатьиФото: СКИА

Скоро в России необходимо будет получить лицензию, чтобы вести экскурсии или работать гидом на туристических маршрутах: таков закон, который вступил в силу в июле 2022 года. Что нового это принесёт ставропольской сфере гостеприимства, а чего её лишит, разбиралась «Победа26».

Значительные изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» вступили в силу с 1 июля. Во-первых, теперь проводить экскурсии и работать проводниками смогут только граждане России. Во-вторых, для этого им придется пройти проверку аттестационной комиссии. Экскурсоводам, которые подтвердят квалификацию, дадут сертификат и нагрудный знак, без которых работать будет нельзя, иначе — штраф. Проходить переаттестацию придётся раз в пять лет.

В течение года новые нормы будут «обкатывать», но уже сейчас идёт работа по их внедрению. Так, за проведение аттестации в Ставропольском крае отвечает региональное министерство туризма и оздоровительных курортов. В ведомстве «Победе26» сообщили, что уже сформировали комиссию: в неё вошли работники образования, культуры, краеведы и искусствоведы. Претенденты на лицензию смогут попробовать пройти аттестацию с 1 сентября, а дополнительная информация об этом появится на сайте минтуризма позже.

«Претендент на прохождение аттестации должен соответствовать требованиям, установленным законом, а также специальным требованиям. В том числе, он должен обладать специальными познаниями в области, соответствующей профилю работы экскурсовода или гида-переводчика. Тем, кто планирует проходить аттестацию для работы на национальных туристических маршрутах, проходящих по территории двух и более субъектов, необходимо иметь стаж работы не менее трёх лет»,
сообщили в ведомстве.

По задумке законодателей, нормы очистят рынок туристических услуг от дилетантов, предоставляющих некачественные услуги. В отрасли многие специалисты давно ждали подобного вмешательства государства, говорит полпред Общенационального союза индустрии гостеприимства в СКФО Анна Наумова.

«Новый закон в первую очередь направлен на защиту наших гидов и экскурсоводов от тех, кто действует не в правовом поле: нелегалов и армии иностранных граждан, которые пытаются работать в этой сфере. Во всем должен быть порядок и регламент. Вы же не пойдете работать сварщиком, купив сварочный аппарат? Почему люди, не имея профильного образования, думают, что они имеют право работать гидом или экскурсоводом?»
говорит Наумова.
Полпред Общенационального союза индустрии гостеприимства в СКФО Анна Наумова
Фото: Дарья Шерстюкова

По словам эксперта, закон не только защитит туристов от некачественных услуг, но также будет основой для роста популярности и престижа профессии экскурсовода. Жесткие нормы позволят ей вернуться к идеалам советского времени, когда для того, чтобы стать гидом, нужно было иметь высокий уровень эрудиции, а также постоянно повышать квалификацию.

При этом, говорит Наумова, многие аспекты применения закона пока не ясны.

«В законе должны быть и кнут, и пряник. И кнута в этом законе нет. У нас нет туристической полиции, которая будет штрафовать нарушителей. Кто будет этим заниматься, находясь внутри этой системы, не понимаю. Кто оштрафует женщину из Баку, которая привезла пятнадцать человек, ходит по моему маршруту и рассказывает ерунду? К кому нужно обращаться, если я вижу экскурсовода без бейджа?»
говорит эксперт.

Кошелёк или жизнь

Если некачественные услуги экскурсовода по достопримечательностям обернутся лишь испорченными впечатлениями, то обращение к непрофессиональному проводнику по туристическим маршрутам в горах может стоить жизни или здоровья. На Северном Кавказе работает множество инструкторов по альпинизму или туризму, значительная часть из них живут на Ставрополье. И их также теперь касается новый закон.

Профессиональный горный гид Виктор Ершов говорит, что его профессия требует сложного обучения и глубоких знаний: многих часов теоретической и практической подготовки.

«За рубежом обучение на горного гида занимает от трёх до семи лет, оно достаточно затратное. С улицы туда не берут: человек, который поступает, обычно достаточно опытный»,
говорит Ершов.
Горный гид Виктор Ершов
Фото: Фото из личного архива Виктора Ершова

Он отмечает, что после трагедии на Эльбрусе в сентябре 2021 года, когда погибли пять восходителей, к этой сфере стали относиться строже. У большинства гидов и инструкторов и так есть необходимые документы и опыт, однако иногда встречаются и те, кто решаются водить людей в горы без достаточного опыта. По словам Ершова, безопасность туристов во многом зависит от них самих: стоит обращаться к проверенным специалистам из крупных компаний. Ещё стоит прислушиваться к сарафанному радио. Ершов также обращает внимание на неопределённость в вопросе, кому достанутся контрольные функции в конечном счёте.

«У нас нет системы контроля. Допустим, в Аргентине за это отвечает национальный парк у горы Аконкагуа, в США есть структура рейнджеров, которые ходят по горам и следят за гидами и спортсменами, а в Непале, например, за всем на своей территории следит национальный парк. Кто этим будет заниматься у нас — непонятно. МЧС — не контролирующий орган, и отдавать это им, по идее, нельзя. Национальный парк есть только у Эльбруса, а гор в России гораздо больше»,
задаётся вопросами эксперт.

К слову, в информации, которую предоставили «Победе26» в региональном министерстве туризма, говорится, что контроль за соблюдением новых требований берёт на себя Роспотребнадзор. Однако подробностей о том, как он будет осуществляться, пока мало.

Прогулки по лекалам

В одну корзину с горными проводниками и гидами из турфирм попали также независимые экскурсоводы. Такие устраивали прогулки чаще по зову сердца, чем дохода ради. Одни просто хотели поделиться своим видением родного города, для других экскурсии становились логичным продолжением общественной деятельности.

Так, например, ставропольчанка Ангелина Головченко — автор проекта «Не старьё, а наследие» — стремится обратить внимание на ценность дореволюционной архитектуры для образа города. Сначала она делала это с помощью творческих проектов, а позже стала показывать желающим город таким, каким видит его сама. Теперь, правда, девушка не уверена, что сможет продолжить из-за бюрократических проволочек.

«Обязательная аккредитация экскурсоводов выглядит как стремление государства предельно зарегулировать то, что не нуждается в дополнительной регуляции. Экскурсии — это не продажа алкоголя, не медицинские и даже не образовательные услуги. Это досуг. И сфера досуга должна регулироваться институтом репутации. А если получателю услуги потребуется защитить свои права, у нас уже есть достаточно законодательного регулирования: Гражданский кодекс, Закон о защите прав потребителей»,
говорит Головченко.
Ангелина Головченко показывает Ставрополь таким, каким видит его сама
Фото: Анастасия Ахмерова

Общественница, как и другие собеседники агентства, отметила, что многое в законе пока ещё не ясно. Если требования окажутся чрезмерными, то это может привести не к улучшению качества услуг на туристическом рынке, а к снижению конкуренции, от которой потребители точно не выиграют.

«Сарафанное радио и отзывы — это главный инструмент продвижения в нашем деле, большинство людей приходят только по рекомендации от знакомых. Независимому гиду приходится много стараться, чтобы вести свою деятельность успешно и качественно. Для гида на фиксированной зарплате всё, очевидно, работает иначе. Если мы хотим развить туризм в Ставропольском крае, нужно поддержать появившийся всплеск, а не рубить его. На мой взгляд, аккредитация должна быть добровольной. Пусть сам экскурсант решает, что ему важно: наличие бейджа от государства или другие параметры. Уверена, для гидов с бейджами и без найдется своя целевая аудитория»,
подчеркнула собеседница.

Головченко также выразила мнение, что если решение всё же будет принято в сторону бюрократизации экскурсий, то ей хотелось бы, чтобы процедуры заведомо не исключали независимых гидов из игры: сохранить авторский подход, разнообразие экскурсоводов на рынке и конкуренцию — очень важно.