Представьте африканскую саванну: вокруг заросли высокой травы, тут и там зеленеют небольшие рощицы. Жаркий и влажный воздух напоминает о зоне субтропиков. Из-за деревьев появляется гигант — слон ростом не менее четырёх метров. Огромные — почти трёхметровые — бивни слегка закручены. Длинные ноги напоминают колонны старинных храмов. Большие уши, словно опахала, обмахивают лобастую голову и горб на спине…
Нет, мы не в Африке и не в Индии — мы на Ставрополье два миллиона лет назад. И только что повстречали Archidiskodon meridionalis или, проще говоря, южного слона. Возможно, именно его позже назовут Архипом… Но обо всём по порядку.
На вопросы палеонтологов отвечают… зубы
Южный слон — не первый и не последний представитель отряда хоботных, имевших в разные эпохи «прописку» на территории Ставрополья. Первые — очень дальние его родственники — появились ещё 55–60 миллионов лет назад в Африке. В их числе были эритерии и меритерии — небольшие животные, размером с крупную собаку. Они больше походили на тапиров, хобот у них был совсем небольшим, а бивней не было вовсе.
В ходе эволюции предки современных слонов «прокачались»: рост отдельных представителей мог превышать четыре метра в холке, а резцы трансформировались в бивни, служившие и оружием, и орудием.
Около трёх миллионов лет назад на африканском континенте появились первые представители рода архидискодонов, к которому относятся и ставропольские южные слоны.
Травоядные гиганты совершили по миру настоящий марш-бросок: с африканских равнин мигрировали на территорию Евразии, а со временем добрались и до Америки. Приспосабливаясь к новым условиям жизни, древние слоны изменялись, образовывая новые виды и подвиды. Типичный южный слон появился около двух миллионов лет назад.
«Бабушки и дедушки» мамонтов, южные слоны населяли Предкавказье, Северный Кавказ, Восточную Европу, Средиземноморский регион. Множество находок было сделано на территории Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв.
А потомки южного слона — шерстистые мамонты — ещё долго «бороздили» просторы Евразии. Палеонтологические находки дают основание утверждать, что всего 15 тысяч лет тому назад они ещё жили на территории современного Ставрополья.
Одной из важнейших частей найденных скелетов палеонтологи называют зубы.
Питаясь травами, листьями и ветками, доисторические слоны за день могли потреблять до 400 килограмм зелени. Такая нагрузка на зубы не проходит бесследно — и у древних, и у современных слонов зубы меняются шесть раз за жизнь, в среднем — раз в 10 лет!
И даже через миллионы лет после гибели своих хозяев эти зубы могут «укусить» чёрных палеонтологов или просто любителей древних артефактов — специалисты утверждают, что ископаемые кости способны накапливать радиацию. Так что любители прихватить «на память» окаменелости с места раскопок рискуют заплатить здоровьем за нелегальное коллекционирование…
Подарки истории
Говоря о палеонтологических находках, вернёмся в современность.
Год 1960-й сделал Ставрополью и всему научному миру невероятный подарок — недалеко от города Георгиевска откопали практически целый скелет южного слона. Сохранившийся на 80 процентов, он получил имя Архип — по названию вида «архидискодон меридионалис». Уберегли скелет от разрушения песок и гравий — отложения древней реки. Архипушка, как ласково называют его сотрудники музея, является типичным представителем своего вида.
Затем в 2007 году в Новоалександровском районе во время земляных работ был обнаружен второй скелет, сохранившийся на 70 процентов.
Как оказалось, случайная находка была ещё одним подарком судьбы: найденные кости принадлежали молодой слонихе. По оценкам специалистов, на момент гибели ей было около 45 лет, она уже успела стать мамой и, не считая остеопороза, была совершенно здорова.
Слониху назвали Нюсей — в честь руководителя экспедиции, а 22 сентября, как раз совпавшее с Всемирным днём защиты слонов, сотрудники музея теперь считают собственным Днём слона и заодно Нюсиным днём рождения.
Ставропольский музей стал единственным в мире, где представлены уникальные по сохранности скелеты южных слонов, да к тому же ещё и разнополые. Палеонтологи не исключают, что эти двое могли быть супружеской парой.
История и бренд Ставрополья
Вера Геннадьевна вспоминает: когда строители написали о находке Нюси в интернете, Лондонский музей естественной истории уже через 15 минут выразил готовность отправить экспедицию на раскопки.
Значение палеонтологических находок на Ставрополье переоценить невозможно. Но если их значимость для научного мира очевидна, то о социальной и культурной роли ископаемых в жизни Ставрополья стоит сказать отдельно. И начать нужно… с недостатка финансирования. Как это ни прискорбно, но чтобы «поставить на ноги» Нюсю, потребовалось восемь лет! Только за такой срок удалось найти 3,5 миллиона рублей на реставрацию, укрепление и монтаж скелета. Часть средств получили, когда проект Анны Швырёвой «Ставрополье — родина слонов» выиграл грант фонда Владимира Потанина в 2008 году.
Лишь в 2015 году, к 115-летию музея, Нюсю подняли на постамент совместными усилиями сотрудников музея, скульптора Георгия Мясникова, художника Федора Кастарнова и «Дизайн-студии Б».
А ведь Ставрополье действительно заслуживает звания родины слонов! Почти в каждом районе края найдены фрагменты хоботных — от древнейших до почти современных нам мамонтов. Из более чем сотни поднятых на поверхность земли зубов и фрагментов скелета 38 удалось атрибутировать. Выяснилось, что в разные эпохи на ставропольской земле жили представители 12 видов и 8 родов хоботных животных. Поиски и находки продолжаются и по сей день.
На «слоновьей» теме можно выстроить брендовую стратегию региона. При условии поддержки на всех уровнях — вплоть до правительства Ставропольского края и федерального руководства — можно провести настоящую «слоновизацию» региона, считают сотрудники музея.
ПоСЛОНяемся по Ставрополю?
Сделать слона брендом и эмблемой Ставрополья — идея оригинальная и запоминающаяся.
Первые млекопитающие гиганты уже шагают по краевой столице. Встретиться с ними можно преимущественно в центре города. В первую очередь, конечно, в самом музее-заповеднике. Здесь в отделе природы чинно «шествуют» друг за другом Архип и Нюся. А рядом с гигантскими скелетами расположены макеты южных слонов, наглядно демонстрирующие их облик.
Гуляют слоны и по музейному дворику — тут нашли приют жёлтый слон с картой региона на боку и «Семь слоников на счастье».
Еще один арт-объект установлен рядом с музеем — яркий стилизованный «ажурный» слон. Выяснилось, что у этого арт-объекта есть официальное название — «Слон в… Дали».
У всех вышеперечисленных хоботных один адрес — улица Дзержинского, № 135.
Неподалеку можно найти мурал — слон смотрит с ограды стадиона «Динамо» на проспекте Октябрьской Революции, № 33.
Еще одного слонёнка — нежно-розового и слегка чудаковатого — вы найдёте на улице Мира. Время от времени на ставропольских улицах появляются тематические арт-объекты — топиарии или «съедобные» фигуры. Жители города наверняка вспомнят блинного слона и слона из яблок.
Порой символику добродушных великанов используют в оформлении детских площадок или в названиях организаций. Даже баскетбольный клуб носит гордое имя «Южный слон — Ставрополь», а гандболистов из прославленного клуба коллеги по цеху называют между собой «южными слонами».
Однако этого мало, чтобы слон действительно стал «фишкой» Ставрополя. В городе есть профессионалы, способные превратить палеонтологию в незабываемое приключение, «оживить» древних гигантов и заселить ими столицу края. У них масса идей и проектов. Не хватает самой малости — поддержки!