вт, 16 апр.
12:53
Ставрополь
+24 °С, ясно
Эксклюзивы

«Мне искренне жаль «болонских» студентов» — эксперты и студенты Ставрополья высказались о будущем российского образования

19 августа 2022, 15:09СтатьиФото: СКИА

В апреле 2022 года вузы России практически исключили из международной Болонской системы. Страна находится в ожидании крупной образовательной реформы. Какой она будет — корреспондент «Победы26» обсуждал с экспертами, а также студентами из Ставропольского края.

История Болонского процесса

Болонская, она же общеевропейская образовательная система, берёт начало 19 июня 1999 года. Её подписали 29 европейских стран на конференции в Болонье — городе Италии, где находится старейший в Европе университет, созданный в 1088 году. 

Главные цели Болонского процесса — построение общеевропейского образовательного пространства, которое позволяло бы студентам, преподавателям, управленцам свободно перемещаться между вузами, получать новые знания, опыт и повышать конкурентоспособность европейских образовательных учреждений в мире. 

В рамках Болонского процесса приняли трёхуровневое образование: бакалавр — магистр —  доктор, дипломы единого образца. Также создали общую систему оценки уровня знаний. Особенность этой системы заключается в том, что за 5–6 лет у студента была возможность поменять несколько мест учёбы, получить разные профессии или новые компетенции.

В рамках Болонского процесса работает трёхуровневое образование: бакалавр — магистр —  доктор

«Это Болонская система из нас вышла, а не мы из неё», — замминистра образования Дмитрий Афанасьев

Участницами Болонского процесса официально были 49 стран. Россия присоединилась к системе в сентябре 2003 года, а в 2007 году глава государства Владимир Путин подписал закон о введении в систему высшего образования РФ бакалавриата и магистратуры. 

Однако 11 апреля 2022-го Болонская группа объявила, что прекращает представительство России и Белоруссии во всех связанных структурах. Связано это с тем, что многие ректоры российских вузов высказались о поддержке президента в связи со специальной операцией на Украине. 

«Бакалавр — недоспециалист, магистр —  недоучёный, объединив —  недоученный специалист»

В мае министр науки и высшего образования России Валерий Фальков подчеркнул, что Болонская система — «пережитый этап» и поэтому в ближайшие несколько лет в стране будут работать над крупной образовательной реформой. Такое заявление до сих пор вызывает массу дискуссий среди всех участников образовательного процесса.

Но обо всём по порядку. По словам руководителя отдела воспитательной работы и психологического сопровождения автономной некоммерческой организации среднего профессионального образования «Северо-Кавказского медицинского колледжа» Оксаны Борисовой, нахождение России в Болонском процессе не дало никаких здоровых ростков. Напротив — его итогом стал развал крепкой образовательной системы, созданной советскими учёными и практиками.

В ближайшие несколько лет в России будут работать над крупной образовательной реформой
«Я уже умолчу о признании нас мировым сообществом... Не признали. Искренне верю, что нашим министерствам и ведомствам достанет ума воспользоваться уже накопленным ранее опытом мудрых и перестать испытывать собственные грабли. Бакалавр — недоспециалист, магистр — недоучёный, все вместе — недоученный специалист»,
отметила собеседница информагентства.

Аналог бакалавриата и магистратуры — специалитет, который некоторые эксперты считают более успешной и качественной формой получения высшего образования. 

«Советский Союз — неисчерпаемая кладовая мудрости в области образования и воспитания. Прозападничество разрушило нашу уникальность, гражданственность, патриотизм, покусилось на ментальную сущность и интеллект нации. Обнищали мы с Болонской системой. На одни ФГОСЫ только посмотреть — слёзы. До эталона нам ещё далеко. Долго придётся восстанавливать. Инженеров-то нет. Одни менеджеры»,
рассказала Оксана Борисова.

Особенностью Болонского процесса, как говорилось выше, была интеграция России в международное научное пространство. Студенты могли свободно поступать на программы магистратуры в европейские вузы, ездить учиться по обмену, а учёные — делиться знаниями, опытом и выстраивать деловые связи. Нужна ли сейчас такая интеграция — рассуждает Оксана Борисова. 

Особенностью Болонского процесса была интеграция РФ в международное научное пространство
«Вспомните период имперской России. Пирогов поехал учиться в Германию, а в итоге вернулся на родину и состоялся как патриарх отечественной хирургии. В Германии операцию выполняли два человека: анатом и хирург, а наш Николай Иванович совместил эти два ремесла и возвёл в куб. Россия — не отрезанный ломоть, а полноценный каравай, её просто так с карты мира не сотрёшь. Она самодостаточна, нужно смелее возвращать всё на круги своя. Поднимать производство, сельское хозяйство, а без полноценного образования это невозможно»,
прокомментировала руководитель отдела воспитательной работы и психологического сопровождения ставропольского медицинского колледжа.

О судьбе «болонских» студентов и образовательной реформе

Ещё один важный аспект — судьба нынешних студентов, которые либо уже получили степень бакалавра, либо находятся в процессе. 

«Мне искренне жаль «болонских» студентов, — вот уж кто хлебанул информации, не связанной с профессией. Я как методист постоянно недоумеваю, как можно жить под лозунгами типа «Не стой на месте, делай что-нибудь», «Не важно чему, главное — учись», «Не парься и не заморачивайся, главное — диплом». Специалитет как раз и предполагает изучение предметов по профессии, формирующее знания, умения и навыки, а не размытые компетенции (слово красивое, но бессмысленное). Нынешний бакалавр-филолог, например, не имеет ни малейшего понятия о методике преподавания языка, в отличие от преподавателя русского языка и литературы, который корпел над пособиями, чётко излагающими, как научить ребёнка писать, читать, мыслить, говорить красиво, писать грамотно, анализировать информацию. Надо вновь наполнять учебные программы общепрофессиональным блоком, без него ни о какой гуманитаризации образования и речи быть не может»,
считает Оксана Борисова.
По мнению Оксаны Борисовой, «болонские» студенты получили информацию, не связанную с профессией

Что касается предстоящих реформ, то, по мнению руководителя отдела воспитательной работы и психологического сопровождения АНО СПО «СКМК», российское образование от них устало. Оксана Борисова считает, что нужна чёткая и понятная образовательная политика, направленная на повышение общей грамотности населения, реализующая не компетентностные подходы, а реанимирующая смыслообразующие принципы: знать, уметь, владеть. Реформы всегда должны быть направлены на созидание и преобразование, а не на упадок и деградацию нации, добавила собеседница.

По словам Оксаны Борисовой, изменения в образовании должны коснуться и процесса поступления в высшие учебные заведения, а именно — страшного для многих школьников словосочетания «единый государственный экзамен».  

Изменения в образовании должны коснуться и процесса поступления в высшие учебные заведения
«Я против ЕГЭ. Мне с моими тремя дипломами по сей день непонятно, как может быть экзамен единым по десяти разным по содержанию и качеству информации учебникам. От него нужно уходить и как можно быстрее. А вузам дать возможность осуществлять качественный отбор абитуриентов»,
подчеркнула ставропольчанка.

Ранее один из депутатов Госдумы РФ заявил, что отмена ЕГЭ должна стать следствием прекращения действия Болонской системы в России. Однако глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что школьные экзамены менять не будут, поскольку власти не собираются лишать выпускников права на единую возможность поступления в любой вуз страны. В заключение собеседница отметила, что образованию давно требуются у руля профессионалы своего дела, которые выросли из учителя, через завуча, директора до министра. Или от ассистента кафедры — через старшего преподавателя, доцента, профессора до ректора.

Эксперт: образованию давно требуются у руля профессионалы своего дела

Ещё один эксперт из области образования отметил, что есть множество специалистов, которые убеждены: не всё западное — обязательно плохо. В этот список попадает и Болонская система. 

«Современный мир, технологии, компетенции, требования работодателей — всё настолько быстро меняется, что любая длинная образовательная программа теряет свою актуальность и смысл. Тенденция сокращать сроки обучения этим и обоснована. В таком подходе нет ничего плохого, и я думаю, что как бы Болонская система ни называлась, её основы останутся в образовании РФ. К тому же министр образования Валерий Фальков недавно заявил, что мы не будем уходить от самой системы, просто по фундаментальным наукам введут программы специалитета»,
заявил собеседник «Победы26».

Дело в том, что для каких-то профессий нужны актуальные компетенции, поэтому их необходимо учить быстрее. Как отмечает эксперт, суть бакалавриата — в том, чтобы после обучения можно было пойти работать. 

«На Западе, как мне известно, это даже некое требование — год или два отработать, а потом пойти в магистратуру, так сказать, прокачиваться. Кроме того, в магистратуру необходимо идти в другой вуз, даже на другую специальность, развивать свои профессиональные качества в смежной области»,
подвёл итог специалист.

Ранее и. о. проректора СКФУ Оксана Мезенцева рассказала корреспонденту «Победы26», что в университете планируют увеличить срок обучения по инженерным и естественно-научным направлениям. В целом, по словам Мезенцевой, выход из Болонской системы не приведёт к серьёзным изменениям. 

В университетах планируют увеличить срок обучения по инженерным и естественно-научным направлениям

А что думают студенты?

Корреспондент «Победы26» побеседовал и со студентами Ставрополья — теми, кто сейчас получает образование по программе бакалавриата.  

«Мне кажется, что решение вернуть прежние стандарты очень важно и своевременно. Приведу пример: бакалавров жалуют меньше при трудоустройстве, поскольку считают таких специалистов не очень-то уж и специалистами. Не у всех есть желание и возможность поступать в магистратуру. При этом за четыре года студенты получают гораздо меньше знаний, нежели за пять или шесть лет, как было раньше. Именно поэтому программа специалитета кажется мне намного привлекательней и удобней»,
отметила Маргарита.

Студент одного из ставропольских вузов Роман считает, что образовательная реформа в России нужна как никогда раньше и выход из Болонской системы — это правильное решение. 

«Выучить естественные науки за четыре года бакалавриата — просто невыполнимая задача. С другой стороны, гуманитарные и быстро меняющиеся профессии — как быть с ними, неизвестно. Есть установка, что после получения степени бакалавра на Западе люди идут работать, а потом уже думают над получением звания магистранта. Конечно, это здорово, они молодцы, но в России студенты начинают работать задолго до получения диплома. И решать вопрос с магистратурой им приходится также, как и с бакалавриатом после 11 класса — быстро и необдуманно. Опять же, продолжая работать. Потому что парней, например, ждёт армия. У кого-то появляются семьи, дети. Идти учиться, когда тебе далеко за 30 — уже не так круто, что ли. У нас эта мода не прижилась. После бакалавра опять наступает неизвестность, появляются сомнения по поводу будущего. Это ненормально. Образование должно давать уверенность. Оно — фундамент для дальнейшего развития, а бакалавр — плохой фундамент. На нём мало чего построишь»,
подчеркнул студент.

Ранее филологи Ставрополья рассказали о тенденциях развития русского языка и том, как на него влияет реальность.