пт, 07 окт.
15:52
Ставрополь
+17 °С, облачно
Эксклюзивы

Отвлекающий фактор или помощь в учёбе: нужны ли школьникам Ставрополья смартфоны на уроках?

16 сентября , 14:03СтатьиФото: СКИА

Новый учебный год начался с напоминания министра просвещения РФ Сергея Кравцова об ограничениях на использование телефонов на уроках. Родители, ученики и педагоги в Ставропольском крае новость восприняли по-разному: одних она порадовала, других — откровенно огорчила.

Безобидное напоминание об ограничениях, существующих с 2021 года, незаметно для всех превратилось в новость о том, что приносить электронные гаджеты в школы категорически запретили с 1 сентября текущего года. Слухами, как известно, земля полнится, однако верить досужим домыслам не следует.

Запретить нельзя оставить

На самом деле на официальном портале Минпросвещения России в конце августа появилось сообщение о том, что запрет на использование мобильников в школе касается только времени, отведённого на учёбу. Сергей Кравцов отметил, что в соответствии с утверждёнными с 1 января 2021 года СанПиНами, использование телефонов на уроках в учебных целях не допускается.

Само ограничение связано с элементарными правилами гигиены зрения — маленький экран смартфона даёт дополнительную нагрузку на детские глаза. Кроме того, длительное использование гаджетов может вызвать и нарушение осанки.

Кстати, по тем же обновленным СанПиНам установлены и ограничения по диагоналям экранов электронных средств обучения. Интерактивная доска должна быть не менее 165,1 сантиметра, мониторы компьютеров и ноутбуков — не менее 39,6 сантиметра, а экраны планшетов — не менее 26,6 сантиметра по диагонали, сообщают в министерстве просвещения России.

Подтвердили информацию по поводу ограничений и в региональном министерстве образования. И отметили, что для определённых групп учащихся существуют исключения из общего правила.

«В соответствии с ранее утверждёнными санитарными правилами, вступившими в силу с 1 января 2021 года, использование мобильных телефонов на уроке в учебных целях не допускается. Вместе с тем обучающиеся могут использовать телефоны в школах на переменах, для связи с родителями. Изменение каких-либо ограничений в отношении учащихся, нуждающихся в мобильных устройствах по медицинским показаниям, например, для контроля уровня сахара в крови или мониторинга сердечного ритма, не допускается»,
подчеркнули в минобре Ставрополья.
Использовать телефон в школах можно — но не во время уроков
Фото: Дмитрий Ахмадуллин

Запретить! Нельзя оставить

Те, кто ратует за запрет на использование мобильных телефонов в образовательных учреждениях — в том числе, и на переменах — в качестве основных аргументов используют в первую очередь защиту здоровья детей и возможное повышение успеваемости школьников. Встретить самих учеников, которые поддержали бы ограничения на использование умных гаджетов на уроках, корреспонденту «Победы26» не довелось. Зато часть опрошенных родителей и учителей высказалась в поддержку подобной инициативы.

«В школе ребенку телефон не нужен. Это, конечно, только моё личное мнение, но мне кажется, что дочка только отвлекается на свою мобилку, а вместо общения с одноклассниками и отдыха на переменах дополнительно нагружает глаза, играя в игры и просматривая ролики. Единственная причина, по которой разрешаю носить с собой смартфон — это желание оставаться с ребенком на связи. Переживаю, как она сама доберётся до дома после уроков. Хотя сейчас всерьёз подумываю о покупке обычной кнопочной модели — чтобы меньше соблазнов было под рукой у ребенка»,
отмечает Анна, мама ученицы четвёртого класса.

Отчасти согласны с родительским мнением и педагоги. Многие из них уверены: без смартфона на уроках можно прекрасно обойтись. Сам гаджет только отвлекает детей от образовательного процесса, а любую дополнительную информацию всегда можно получить у учителя или из таких классических источников информации, как энциклопедии, справочники, карты. К тому же любой педагог готовится к своим урокам и необходимости что-то уточнять дополнительно в сети интернет на уроке, как правило, не возникает.

«Да, прогресс не стоит на месте — дети информацию черпают именно из своих телефонов, ноутбуков и так далее. Этого уже не остановить, но школьникам нужно научиться правильно использовать вещи и не отвлекаться на мобильные телефоны на уроках. Лично я думаю, что идея полного запрета на использование телефонов в школе — очень хорошая. Это нужно, чтобы дети все-таки умели общаться между собой. Ведь как только наступает перемена, они достают телефоны — и никакого общения не происходит. Я думаю, что если убрать гаджеты — вернётся и общение между детьми, и рано или поздно они научатся читать и понимать книги»,
отмечает Наталья, учитель русского языка и литературы.

Кстати, искренне поддержал ограничения и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. В своих соцсетях от отметил, что считает это решение важным для успеваемости школьников.

«По решению Минпросвещения России в санитарных правилах появится новая норма — на уроке телефоном пользоваться нельзя. Для этого есть перемена и свободное время после занятий. Как отец я эту норму поддерживаю. Будут меньше отвлекаться — глубже поймут и быстрее запомнят то, что говорит учитель»,
подчеркнул глава регионального правительства.

Правда, по информации самих учителей, сами школьники особо на ограничения не реагируют. Смартфоны в детских руках оказываются не только на переменах, но и — у некоторых особо отважных пользователей — непосредственно во время уроков. И хотя по закону отбирать у школьника смартфон на перемене никто не имеет права, специалисты всё же советуют ребятам самим подумать о собственном здоровье и не злоупотреблять виртуальным времяпрепровождением.

«С точки зрения медицины смартфон может быть для ребенка достаточно опасен. При неконтролируемом использовании малышами и подростками электронных гаджетов растущий организм получает значительную нагрузку. В первую очередь страдает зрение — постоянно всматриваясь в небольшой экран, ребенок «зарабатывает» близорукость. Плюс — синдром сухих глаз тоже не лучшим образом сказывается на остроте зрения и даже может привести к воспалениям. Отражается долгое использование смартфона и на осанке — особенно подвержен искривлениям шейный отдел позвоночника. Длительное пользование приборами с сенсорным экраном может привести к растяжению связок, повреждению сухожилий. Кроме того, электронные игрушки, в которые для детей превращаются смартфоны, могут вызвать нарушение внимания, концентрации, расстройства сна и даже ожирение — ведь дети частенько «заедают» мультики и сидение в соцсетях чем-нибудь вкусненьким, а физическая активность у них при этом может вообще сойти на нет»,
предупреждает Татьяна Кищенко, фельдшер ГАУЗ СК «Городская поликлиника № 3 города Ставрополя».

Медработник рекомендует: при всех неоспоримых преимуществах смартфона — быстром доступе к информации, помощи в учёбе, постоянной связи с родителями — взрослым следует помнить и о его опасности для детского здоровья. И не забывать, что всё хорошо в меру — обязательно нужно следить за временем, которое ребенок проводит с гаджетом в руках, чередовать нагрузки, соблюдать гигиену зрения.

Приносить телефон в школу можно. А вот нужно ли — каждый родитель решает для себя сам
Фото: Дмитрий Ахмадуллин

Запретить нельзя. Оставить!

В первую очередь не оценили инициативу по ограничению использования телефонов в школах, конечно, сами ученики. Имея в кармане доступ к бесконечным — пусть и виртуальным — возможностям не так-то просто от него отказаться. К тому же для многих школьников смартфон выступал в роли «палочки-выручалочки» и высокотехнологичной шпаргалки. Что греха таить: при должной сноровке с помощью гаджета можно было и контрольную по математике написать на пару баллов выше, чем заслужил на самом деле…

«Телефон в школе нужен! Во-первых, для того, чтобы общаться с одноклассниками — мы, например, вместе играем на переменах в онлайн-игру. Ещё можно с помощью смартфона побыть одной и отдохнуть — послушать музыку, посмотреть ролики, почитать что-нибудь. Лично для меня это важно. На уроках тоже иногда не помешал бы: там и калькулятор, и переводчик, и подсказку на трудный вопрос можно найти, если что. Жаль, что запретили использовать его для учёбы»,
делится Ольга, ученица старших классов.

Ощущение безопасности и контроля за ребенком — повод для многих родителе поддерживать стремление школьника не расставаться с телефоном. Стремясь защитить своего малыша, родители порой находят довольно нестандартную точку зрения на использование смартфона в школе.

«У меня пока не сложилось чёткого мнения относительно использования мобильников в школах. С одной стороны, они, безусловно, отвлекают детей от учёбы, обычной беготни по коридорам на переменах (которая тоже полезна, как бы ни возмущались учителя) да и от общения между собой, в конце концов. Но с другой — сегодня боязно ребёнка отпускать одного по улицам, многим ведь довольно далеко идти домой, мало ли что случится. Ещё момент: отказ от использования мобильных телефонов в школе в какой-то степени развяжет руки учителям — ведь о многих инцидентах в школьных стенах становилось известно именно после обнародования видео- или аудиозаписей, сделанных учениками»,
делится Татьяна, мама первоклассницы.

Аргументом в пользу использования мобильных телефонов в учебных целях, как ни парадоксально, выступает и… повышение успеваемости учеников. Сторонники использования цифровых технологий в образовательном процессе указывают на множество мощных образовательных ресурсов в сети интернет, в которых детям информация подается в современном «оформлении» — ярко, нестандартно, увлекательно. Отдельные видеоблоги учителей-энтузиастов набирают миллионные просмотры. И получить простой и быстрый доступ ко всему этому богатству знаний ребенок может именно через экран собственного смартфона.

«Для мобильных устройств в школе есть множество полезных применений. Смартфон может использоваться для поиска справочной информации, в качестве словаря, калькулятора, карты. Существуют приложения для мобильных устройств, помогающие учителям сделать уроки более увлекательными. С другой стороны, из-за смартфонов и планшетов школьники могут отвлекаться, меньше полагаться на собственную память, меньше общаться с одноклассниками вживую, получать дополнительную нагрузку на зрение, становиться жертвами мошенников. Впрочем, все перечисленные явления были и раньше, электроника лишь придала им новую форму. Смартфоны не открыли для школьников качественно новых возможностей и не создали качественно новых проблем. Они стали усилителями — как положительного, так и негативного. Запрещать их использование в учебных заведениях нет причин. Это как если бы личный автотранспорт стали запрещать из-за периодических аварий на дорогах»,
рассуждает Юрий, сотрудник одной из IT-компаний Ставрополя.
Цифровой мир стал неотъемлемой частью мира реального
Фото: Дмитрий Ахмадуллин

И ведь действительно: в «домобильную» эпоху родители современных школьников точно так же находили, чем занять себя на уроках помимо самих уроков. Помните обмен записками, бумажные самолётики, рисунки в черновиках или даже на страницах учебников? Те, кому тяжело или просто лень было готовиться к урокам, покупали сборники готовых домашних заданий и сочинений, писали шпаргалки, а портить зрение успешно удавалось за чтением очередной книги с фонариком под одеялом. Да и вредных привычек, и мошенников хватало и без интернета…

Выходит, проблема совершенно не в телефоне? Этот вывод подтверждает и аналитический психолог, гештальт-терапевт Иван Вьюгин.

«Я категорически против позиции полного запрета на использование телефонов детьми. Смартфоны — это то, что появилось недавно и на самом деле никто не знает, как с ними обходиться. Не только дети — взрослые тоже. Родителям важно не руководствоваться политикой «я либо разрешаю, либо запрещаю», а переформулировать это в другую задачу: «как мне научить ребенка эффективно использовать свой смартфон?». Потому что смартфон — это неотъемлемый атрибут современности, это то магическое зеркальце, из которого мы узнаем много всего. И если мы отрезаем ребёнка от этого, то как минимум мы его лишаем очень большого куска адаптации, а как максимум создаем большие проблемы себе во взаимоотношениях с ним, когда он вырастет и поймёт, что что-то было не так. Важно поддержать своего ребенка, следовать за его предрасположенностью к определённым наукам, дать понять, что у него есть время, когда он учит уроки, и есть время, когда он играет — и он сможет просто комфортно распределять эти временные отрезки»,
подчеркивает специалист.
Смартфон может стать не только игрушкой, но и реальной помощью ребёнку в процессе обучения
Фото: Дмитрий Ахмадуллин

Профессиональный психолог уверен: отвлекает ли смартфон от учебы или наоборот — помогает усваивать новые знания — зависит в первую очередь от взрослых: родителей и учителей. Если у ребенка выстроен интерес к знаниям, если он видит перед собой позитивный пример родителей — он будет использовать смартфон во благо, а не как очередную бессмысленную игрушку. Важно буквально с порога школы показать ребенку, что учёба — это интересно, что учитель — его друг и помощник, а родители поддерживают малыша в стремлении к знаниям. Правильная позиция близких, верно выстроенный педагогический процесс, ориентация на возрастные и психологические особенности каждого школьника — вот залог того, что учёба будет интересна детям и соблазна потихоньку вытащить из портфеля телефон, чтобы запустить игру на уроке, попросту не возникнет.

Пока на законодательном уровне полного запрета на использование мобильных телефонов в образовательных учреждениях не существует. Возможно, он и не появится — если мы сумеем помочь нашим детям выстроить правильные отношения с цифровым миром и показать, что помимо развлекательных роликов и забавных мемов в интернете есть масса возможностей для пути к знаниям, а следовательно — и к успеху. 

Авторы:Юлия Яковенко