Безобидное напоминание об ограничениях, существующих с 2021 года, незаметно для всех превратилось в новость о том, что приносить электронные гаджеты в школы категорически запретили с 1 сентября текущего года. Слухами, как известно, земля полнится, однако верить досужим домыслам не следует.
На самом деле на официальном портале Минпросвещения России в конце августа появилось сообщение о том, что запрет на использование мобильников в школе касается только времени, отведённого на учёбу. Сергей Кравцов отметил, что в соответствии с утверждёнными с 1 января 2021 года СанПиНами, использование телефонов на уроках в учебных целях не допускается.
Само ограничение связано с элементарными правилами гигиены зрения — маленький экран смартфона даёт дополнительную нагрузку на детские глаза. Кроме того, длительное использование гаджетов может вызвать и нарушение осанки.
Кстати, по тем же обновленным СанПиНам установлены и ограничения по диагоналям экранов электронных средств обучения. Интерактивная доска должна быть не менее 165,1 сантиметра, мониторы компьютеров и ноутбуков — не менее 39,6 сантиметра, а экраны планшетов — не менее 26,6 сантиметра по диагонали, сообщают в министерстве просвещения России.
Подтвердили информацию по поводу ограничений и в региональном министерстве образования. И отметили, что для определённых групп учащихся существуют исключения из общего правила.
Те, кто ратует за запрет на использование мобильных телефонов в образовательных учреждениях — в том числе, и на переменах — в качестве основных аргументов используют в первую очередь защиту здоровья детей и возможное повышение успеваемости школьников. Встретить самих учеников, которые поддержали бы ограничения на использование умных гаджетов на уроках, корреспонденту «Победы26» не довелось. Зато часть опрошенных родителей и учителей высказалась в поддержку подобной инициативы.
Отчасти согласны с родительским мнением и педагоги. Многие из них уверены: без смартфона на уроках можно прекрасно обойтись. Сам гаджет только отвлекает детей от образовательного процесса, а любую дополнительную информацию всегда можно получить у учителя или из таких классических источников информации, как энциклопедии, справочники, карты. К тому же любой педагог готовится к своим урокам и необходимости что-то уточнять дополнительно в сети интернет на уроке, как правило, не возникает.
Кстати, искренне поддержал ограничения и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. В своих соцсетях от отметил, что считает это решение важным для успеваемости школьников.
Правда, по информации самих учителей, сами школьники особо на ограничения не реагируют. Смартфоны в детских руках оказываются не только на переменах, но и — у некоторых особо отважных пользователей — непосредственно во время уроков. И хотя по закону отбирать у школьника смартфон на перемене никто не имеет права, специалисты всё же советуют ребятам самим подумать о собственном здоровье и не злоупотреблять виртуальным времяпрепровождением.
Медработник рекомендует: при всех неоспоримых преимуществах смартфона — быстром доступе к информации, помощи в учёбе, постоянной связи с родителями — взрослым следует помнить и о его опасности для детского здоровья. И не забывать, что всё хорошо в меру — обязательно нужно следить за временем, которое ребенок проводит с гаджетом в руках, чередовать нагрузки, соблюдать гигиену зрения.
В первую очередь не оценили инициативу по ограничению использования телефонов в школах, конечно, сами ученики. Имея в кармане доступ к бесконечным — пусть и виртуальным — возможностям не так-то просто от него отказаться. К тому же для многих школьников смартфон выступал в роли «палочки-выручалочки» и высокотехнологичной шпаргалки. Что греха таить: при должной сноровке с помощью гаджета можно было и контрольную по математике написать на пару баллов выше, чем заслужил на самом деле…
Ощущение безопасности и контроля за ребенком — повод для многих родителе поддерживать стремление школьника не расставаться с телефоном. Стремясь защитить своего малыша, родители порой находят довольно нестандартную точку зрения на использование смартфона в школе.
Аргументом в пользу использования мобильных телефонов в учебных целях, как ни парадоксально, выступает и… повышение успеваемости учеников. Сторонники использования цифровых технологий в образовательном процессе указывают на множество мощных образовательных ресурсов в сети интернет, в которых детям информация подается в современном «оформлении» — ярко, нестандартно, увлекательно. Отдельные видеоблоги учителей-энтузиастов набирают миллионные просмотры. И получить простой и быстрый доступ ко всему этому богатству знаний ребенок может именно через экран собственного смартфона.
И ведь действительно: в «домобильную» эпоху родители современных школьников точно так же находили, чем занять себя на уроках помимо самих уроков. Помните обмен записками, бумажные самолётики, рисунки в черновиках или даже на страницах учебников? Те, кому тяжело или просто лень было готовиться к урокам, покупали сборники готовых домашних заданий и сочинений, писали шпаргалки, а портить зрение успешно удавалось за чтением очередной книги с фонариком под одеялом. Да и вредных привычек, и мошенников хватало и без интернета…
Выходит, проблема совершенно не в телефоне? Этот вывод подтверждает и аналитический психолог, гештальт-терапевт Иван Вьюгин.
Профессиональный психолог уверен: отвлекает ли смартфон от учебы или наоборот — помогает усваивать новые знания — зависит в первую очередь от взрослых: родителей и учителей. Если у ребенка выстроен интерес к знаниям, если он видит перед собой позитивный пример родителей — он будет использовать смартфон во благо, а не как очередную бессмысленную игрушку. Важно буквально с порога школы показать ребенку, что учёба — это интересно, что учитель — его друг и помощник, а родители поддерживают малыша в стремлении к знаниям. Правильная позиция близких, верно выстроенный педагогический процесс, ориентация на возрастные и психологические особенности каждого школьника — вот залог того, что учёба будет интересна детям и соблазна потихоньку вытащить из портфеля телефон, чтобы запустить игру на уроке, попросту не возникнет.
Пока на законодательном уровне полного запрета на использование мобильных телефонов в образовательных учреждениях не существует. Возможно, он и не появится — если мы сумеем помочь нашим детям выстроить правильные отношения с цифровым миром и показать, что помимо развлекательных роликов и забавных мемов в интернете есть масса возможностей для пути к знаниям, а следовательно — и к успеху.