чт, 01 дек.
12:47
Ставрополь
+2 °С, облачно
Эксклюзивы

Чего ожидать транспортной сфере Ставрополя: итоги заседания комиссии и результаты круглого стола

28 сентября , 13:00СтатьиФото: СКИА

В столице Ставропольского края прошла встреча по вопросам развития транспортной инфраструктуры регионального центра. Участники обсудили поправки в Комплексную схему организации транспортного обслуживания населения до 2031 года (КСОТ). Подробнее — в материале «Победы26».

Ставропольское информагентство «Победа26» совместно с министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья, а также общественником Сергеем Владимировым организовало встречу, посвящённую развитию транспорта и дорог в краевом центре. Дискуссия прошла на базе молодёжного пространства «Лофт». В ней приняли участие общественники, представители краевого управления ГИБДД и перевозчиков, а также журналисты.

Встреча состояла из двух блоков: заседания комиссии миндора Ставрополья, на котором обсудили КСОТ до 2031 года, а также круглого стола по вопросам и проблемам, связанным с транспортным обслуживанием населения.

Первый блок: что такое КСОТ и какие механизмы уже удалось разработать?

Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом города Ставрополя на период до 2031 года (КСОТ) — это модель развития инфраструктуры города, которая должна повысить качество транспортного обслуживания и мобильность горожан.

Над созданием документа работает «СтавропольДорПроект». На заседании комиссии краевого миндора представитель подрядной организации, главный инженер Павел Литвинов сообщил о внесённых в проект изменениях. Комплексную схему доработали и откорректировали после того, как в августе эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков обозначил её слабые места.

Изменения КСОТа текущей редакции

Но по некоторым моментам согласия нет до сих пор. Так, урбанист отмечает, что в КСОТе нет никакой информации про пересадочный тариф, хотя схема развития транспорта должна включать этот элемент и дополняться проездным билетом. Пересадочный тариф — это тариф, который позволяет делать одну бесплатную пересадку, когда пассажир едет сначала на магистральном (который идёт по главным улицам), а потом пересаживается в другой транспорт и едет на нём до нужной ему остановки (или в обратном порядке). Единый проездной билет — это абонемент, который бывает двух видов: предусматривающий количество поездок или предполагающий определённый срок действия. Им пассажиры могут платить за проезд.

На классы большой вместимости по текущему КСОТу планируют перевести только 45 и 46 маршруты, хотя изначально план включал сразу 10 линий общественного транспорта. Андрей Черняков отмечает: до сих пор нет полного понимания, чем мотивирован именно такой выбор. В городе есть и другие маршруты с большим пассажиропотоком — его нужно распределять, говорит эксперт. Подрядчик никак не объясняет такой выбор, хотя комиссия миндора неоднократно задавала этот вопрос.

Урбанист заявил, что нелогична и двойная транспортная работа: есть дублирующиеся маршруты, из-за чего перевозчики будут конкурировать и мешать друг другу работать. В случае если подрядчик не исключит дублёры, но тарифы станут регулируемыми (то есть перейдут в ведение миндора), то это может стать нерациональным расходованием бюджетных средств.

Согласно новым пунктам федерального закона № 220, перевозчики будут работать на маршрутах до 2027 года включительно. При этом планирование КСОТ идёт до 2031 года, и здесь  новая проблема: подрядчик предлагает сократить число линий общественного транспорта — по закону этого сделать нельзя, потому что у перевозчиков свидетельства будут действовать ещё пять лет. На вопрос комиссии, как эту проблему будут решать, от подрядчика ответа не последовало.

Урбанист Андрей Черняков высказался по поводу нового КСОТа
Фото: Кирилл Завгородний

Также разработчик не включил в проект расширение дорог и обустройство выделенных полос для общественного транспорта. По словам представителя «СтавропольДорПроекта», их созданию мешает плотная городская застройка. Он отмечает, что текущая дорожная сеть находится на пределе своих возможностей.

Вопрос проработки интеллектуальной транспортной системы (ИТС) тоже остаётся спорным. ИТС — это искусственный интеллект, который используют в организации городского пассажиропотока и транспортной инфраструктуры (те же светофоры). Эксперты считают, что ИТС не всегда решает проблемы транспортной доступности — по их мнению, нужно прорабатывать саму дорожную инфраструктуру, перестраивать работу дорог и расширять их.

По проекту так в Ставрополе работает только улица Доваторцев — система уже даёт результаты, улучшается пропускная способность — об этом сообщил замначальника дорожного надзора УГИБДД по СК Виталий Ерин на заседании комиссии. Уже к концу ноября ГИБДД подведёт промежуточные итоги и расскажет, как правильно настроенная ИТС влияет на работу общественного транспорта.

Однако общественники обращают внимание, что необходимо улучшать не пропускную, а провозную способность. Первая отличается от второй тем, что вторая предполагает меньшее число транспорта с большим числом пассажиров. Для этого придётся просто увеличивать классы, не нагружая дороги большим числом транспорта.

В то же время перевозчики возмущены тем, что подрядчик не предусмотрел вопрос их работы в условиях внедрения КСОТа. По словам генерального директора СПАТП Натальи Григорян, новая схема исключает юридическую безопасность их организаций. Например, часть маршрутов планируют снять, хотя у перевозчиков действуют лицензии — здесь схема не отвечает законности. Не предусмотрели и снятие дублирующих маршрутов, хотя это входило в техническое задание.

Главный инженер «СтавропольДорПроекта» Павел Литвинов
Фото: Кирилл Завгородний

Есть и ещё один факт — совсем скоро город на федеральные средства закупит 45 троллейбусов-гибридов с автономным ходом. Разработчик КСОТ не учёл этот момент и не внёс его в схему. То есть транспорт появится, а при разработке масштабной схемы его наличие не учтут, из-за чего возникнут проблемы с подсчётом и вводом на линии таких троллейбусов. Причины разработчик не объясняет.

К обсуждению транспортной темы присоединилась и администрация Ставрополя. В ходе дискуссии Андрей Черняков пожаловался на несвоевременное информирование пассажиров — объявления об изменении схем движения транспорта по какой-то причине срывают с остановок. Ранее урбанист предположил, что это могут делать сотрудники коммунальных служб или же конкуренты. Администрация Ставрополя сообщила, что готова пойти навстречу и посодействовать в размещении бумажных объявлений. Ранее Черняков вместе с перевозчиками проводил такие работы, хотя это в их обязанность не входит. 

Второй блок: как продвигается транспортная реформа?

Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Борис Борисов во время круглого стола огласил промежуточные результаты транспортной реформы, стартовавшей в начале года.

Так, в январе 2022 года провели конкурс по 25 маршрутам, благодаря чему теперь на линиях общественного транспорта перемещаются порядка 280 новых вместительных автобусов среднего класса. Также удалось внедрить регулируемый тариф на пяти линиях общественного транспорта, говорит замглавы дорожного министерства.

Сейчас без перевозчика остаётся только один маршрут — № 37. Как отметил Борисов, по нему также объявили конкурс. Уже 29 сентября миндор края подведёт итоги — на данный момент подано пять заявок.

Также за 2022 год от жителей поступило 26 обращений на изменение схем движения общественного транспорта. Остаются проблемными 12-й и 13-й маршруты: в случае с 12 уже было несколько попыток выбрать перевозчика через Госзакупки и контракты, но успехом они не увенчались. Поэтому миндор региона разместил закупку повторно. В случае с 13 маршрутом всё так же сложно — из-за наличия на линии дублирующего маршрута перевозчик не хочет подвергать себя экономическим рискам: во-первых, нечем будет платить за лизинг, если он всё же купит новый транспорт, а во-вторых, будет работать себе в убыток.

Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Борис Борисов
Фото: Кирилл Завгородний

По словам Борисова, сейчас самая большая проблема — классы автобусов. На многие линии нужно запускать вместительный транспорт, чтобы горожане могли с комфортом добираться до нужных точек. Часть работ по внедрению автобусов среднего класса уже проведена: например, такой транспорт появился на 10, 13, 14, 41 и 46 маршруте. Сейчас такая работа проводится на маршруте № 12 и ещё 3 автобуса среднего класса добавили на 42-й маршрут.

При этом прозвучало, что ситуацию с пробками в час пик на Чапаевском проезде не смогут решить в 2022 году. Пока что администрация работает над созданием мостового сооружения и развитием транспортной развязки. Реализовать проекты смогут в лучшем случае только в 2023 году.

Авторы:Рита Окс