пт, 19 апр.
08:23
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

«Авиадиспетчер — хозяин неба»: сотрудник ставропольского аэропорта рассказал о своей профессии

20 октября 2022, 07:07СтатьиФото: СКИА

20 октября авиадиспетчеры отмечают свой профессиональный праздник. Руководитель полётами Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев рассказал об особенностях этой нелёгкой профессии.

Знакомство редакции «Победы26» с авиадиспетчером началось в международном аэропорту Ставрополя, где на самом верхнем этаже здания расположен командный диспетчерский пункт. Вход сюда разрешен только избранным, громкие разговоры тоже не приветствуются: ничто не должно отвлекать диспетчеров от работы.

На смене работают несколько сотрудников, они постоянно получают обновлённые данные о полётах, поэтому поговорить с корреспондентами не смогли. Беседовал с журналистами Андрей Резанцев, диспетчер с 30-летним стажем работы. Всю жизнь Андрей Михайлович посвятил работе в небе, а сейчас занимает должность руководителя полётами.

Следить за полётами диспетчерам помогают не только радиолокационные вышки, но и просто бинокль

Кто такой авиадиспетчер и в чём заключается его работа?

Диспетчер полётов — очень важное звено работы воздушной гавани. Без него не случился бы ни одни полет самолёта. Наравне в пилотами авиадиспетчер отвечает за безопасность воздушного движения.

«Это очень интересная работа! Авиадиспетчер — это хозяин неба, в первую очередь. Он управляет движением воздушных судов на воздушных трассах, местных воздушных линиях, а также в зонах аэродромов, взлёта и посадки. Если командир воздушного судна несёт ответственность полностью за исход полёта — от запуска двигателя, до заруливания на стоянку — то диспетчер отвечает за безопасность полёта в своей территориальной зоне»,
поясняет руководитель полётами Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев.
Ставропольские авиадиспетчеры приняли борт из Москвы
Фото: Дмитрий Сидоренко

Движением одного самолёта управляет команда диспетчеров, каждый общается с пилотом в своей зоне и дает указания следования.

Первым на связь выходит диспетчер руления — он подводит самолёт к взлётной полосе.

После за дело берётся диспетчер старта, его задача — определить безопасные границы взлёта и посадки судна, проследить, чтобы взлётная полоса была пуста.

Далее воздушное судно переходит в управление диспетчеру круга — он указывает пилоту высоту и схему вылета из зоны аэродрома.

А покидает небо Ставрополя самолёт под контролем диспетчера подхода.

Фото: СКИА
«Так, от сектора к сектора, от диспетчера к диспетчеру, как эстафетная палочка, воздушное судно передаётся вплоть до аэродрома назначения. Когда он его достигает, всё идет в обратном порядке — диспетчер регионального центра передает подходу, подход кругу, потом старт и диспетчер руления»,
рассказывает руководитель полетов Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев.

Что помогает авиадиспетчеру управлять движением самолётов?

Глаза диспетчера — радиолокационная система. На территории каждого аэропорта установлены аэродромные обзорные радиолокаторы, пеленгаторы и метеовышки, благодаря которым на экранах монитора каждую минуту обновляется информация о метеоусловиях, показаны воздушные трассы и перемещения воздушных судов.

Правильно считывая эти данные, авиадиспетчер может решить потенциально конфликтные ситуации.

«Диспетчеры вышки пользуются и радиолокатором, и простым биноклем. Визуально диспетчер наблюдает за движением судна на рулёжных дорожках, на перроне, на взлётной полосе. А когда судно поднимается в воздух, диспетчер следит за ним через локационную систему»,
рассказывает руководитель полётами Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев.

Какими качествами должен обладать авиадиспетчер? 

Профессиональная подготовка авиадиспетчеров не должна уступать подготовке пилотов. Диспетчеры должны разбираться в лётно-технических характеристиках воздушного судна, метеорологии, воздушной навигации, аэродинамике, иметь высокий уровень знания английского.

«Диспетчер — это мозговой центр, весь поток информации стекается к нему, он должен правильно распорядиться этой информацией и достоверно передать её собеседнику»,
рассказывает руководитель полётами Ставропольского отделения Минераловодского центра ОВД Андрей Резанцев.
Диспетчерский пункт находится на вышке
Фото: Дмитрий Сидоренко

За день ставропольские авиадиспетчеры обслуживают десятки судов гражданской и государственной авиации. И пусть у каждого диспетчера есть свои задачи, объединяет их одно — преданность делу и большая любовь к небу.