пт, 19 апр.
11:14
Ставрополь
+14 °С, облачно
Эксклюзивы

Смогут договориться? Общественники и перевозчики пытаются решить транспортные проблемы Ставрополя

10 декабря 2022, 14:22СтатьиФото: ИА «Победа26»

В столице Ставропольского края прошла встреча городских перевозчиков. Они обсудили перспективы развития транспортной реформы и ситуацию с общественным транспортом. Участников дискуссии послушал корреспондент информагентства «Победа26».

Во встрече участвовали 70% перевозчиков, которые обеспечивают работу общественного транспорта в Ставрополе. Организовали мероприятие советник уполномоченного по защите прав предпринимателей Сергей Владимиров, эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков и лидер общественного движения «Ставрополь — город для жизни» Лада Дубинина.

Нужно менять закон?

По словам Сергея Владимирова, внесение изменений в законодательство — важный шаг, который стоит перед перевозчиками. Формировать предложения необходимо в 2022 году, чтобы в следующем они при положительном раскладе уже начали действовать. В частности, речь шла о Приказе министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 20.05.2021 № 209-о/д, закрепляющего изменения работы маршрутов городского транспорта. 

Перевозчики считают, что в приказе краевого миндора необходимо закрепить их право на участие в заседаниях транспортной комиссии по вопросам изменения маршрутов. Также нужно согласовывать с конкурентом, на чью линию «заходит» новый маршрут. Подобная практика не нова — несколько лет назад комиссия собирала перевозчиков и выслушивала их мнение. На тот момент общественный транспорт менял маршрут только при строительстве новых микрорайонов.

Руководитель «СПАП 26 Регион» Евгений Романов заявил, что точка зрения конкурента известна заранее — он точно будет против такого решения. Присутствие на линии ещё одного перевозчика — потенциальный экономический риск.

«Любой перевозчик, к которому заходит кто-то «помогать», будет против. То есть там однозначно другой позиции не будет никогда»,
отметил Евгений Романов.
Евгений Романов (справа)
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Также перевозчики настаивают на ужесточении требования к обоснованию изменений маршрутов вплоть до учёта процентов схожести линий следования, официального обследования и изучения пассажиропотока — то есть полного анализа. Кроме того, у руководителей транспортных предприятий есть надежда на субсидирование работы со стороны государства.

Конкретный пример — ситуация с 50 маршрутом, который потенциально может занять 20-й, если перевозчика всё же найдут — миндор региона объявил аукцион 8 декабря. Руководитель «Автоальянса», обслуживающего 20 маршрут, Людмила Демченко рассказала, что при появлении дублёра перевозки по её маршруту могут стать нерентабельными.

«При планировании мы всегда учитываем бюджет. Если на нашу линию вдруг выходит другой транспорт, изменивший свой маршрут, зачастую это огромный ущерб»,
говорит Людмила Демченко.
Людмила Демченко
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Как оптимизировать работу

По мнению перевозчиков, Комплексную схему организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом города Ставрополя на период до 2031 года (КСОТ) необходимо дорабатывать. В частности, вопрос создания выделенных линий для ОТ остаётся одним из самых насущных.

Советник бизнес-омбудсмена в Ставропольском крае Сергей Владимиров подчеркнул, что при такой схеме КСОТ будет учитывать интересы пассажиров городского транспорта, но ограничивать желания автомобилистов.

«Учёт прав одних — это всегда ущемление прав других, так было всегда. Но это будет толчком для того, чтобы водители личного транспорта пересели на общественный»,
говорит Сергей Владимиров.
Сергей Владимиров
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Руководитель СПАТП Наталья Григорян рассказала, что машины малой вместимости небезопасны. Поэтому весь городской транспорт нужно переводить на средний и большой классы вместимости, что значительно оптимизирует перевозки. Сегодня такие автобусы уже запустили по маршрутам № 10, 20, 21, 48 — их оценили участники опроса, который ранее проводил краевой миндор.

Сейчас нелегально работают дублёры с литерой «М» — перевозчик рассказал, что транспорт куплен и его некуда девать, поэтому маршрутки продолжают ездить нелегально. Наталья Григорян предложила запустить их по другим линиям следования, чтобы они могли получать прибыль.

Наталья Григорян
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Добраться до госпиталя

В региональном центре планируют создать маршрут до военного госпиталя, чтобы родным бойцов, находящихся на лечении, было проще добираться до медучреждения. Основное условие: перевозчик должен внедрить систему проездного билета — СПАТП планирует запустить такой механизм с 15 декабря.

Как объяснил Андрей Черняков, проездные предполагают один бесплатный проезд. Таким образом, люди на автобусе бесплатно смогут добраться до определённой точки, где, например, проезжает троллейбус, а потом сесть на него и доехать до дома уже за деньги.

Перевозчики же говорят, что создавать этот маршрут бессмысленно, пока там не обустроят конечные остановки. Черняков считает, что существующая схема только навредит перевозчикам из-за нерентабельности. Поэтому вопрос остаётся открытым до очередного заседания.

«На комиссии мы обсуждали это и решили, что заводить туда действующий маршрут — то же самое, что убить его. Такая практика неэффективна»,
говорит Андрей Черняков.
Андрей Черняков
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

И чиновников позовут

К следующей встрече каждый перевозчик составит список жалоб и предложений. Предполагается пригласить также представителей краевого миндора, городской администрации и других структур.

Вместе с тем перевозчики настаивают на создании профсоюза, организации или привлечении кого-то, кто сплотит вокруг себя руководителей предприятий. Основным кандидатом на такой «пост» видят Сергея Владимирова.

Повторная встреча перевозчиков состоится уже в январе — советник бизнес-омбудсмена планирует провести очередной круглый стол, во время которого руководители обслуживающих предприятий смогут обсудить возникшие вопросы.

Авторы:Рита Окс