Во встрече участвовали 70% перевозчиков, которые обеспечивают работу общественного транспорта в Ставрополе. Организовали мероприятие советник уполномоченного по защите прав предпринимателей Сергей Владимиров, эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков и лидер общественного движения «Ставрополь — город для жизни» Лада Дубинина.
По словам Сергея Владимирова, внесение изменений в законодательство — важный шаг, который стоит перед перевозчиками. Формировать предложения необходимо в 2022 году, чтобы в следующем они при положительном раскладе уже начали действовать. В частности, речь шла о Приказе министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 20.05.2021 № 209-о/д, закрепляющего изменения работы маршрутов городского транспорта.
Перевозчики считают, что в приказе краевого миндора необходимо закрепить их право на участие в заседаниях транспортной комиссии по вопросам изменения маршрутов. Также нужно согласовывать с конкурентом, на чью линию «заходит» новый маршрут. Подобная практика не нова — несколько лет назад комиссия собирала перевозчиков и выслушивала их мнение. На тот момент общественный транспорт менял маршрут только при строительстве новых микрорайонов.
Руководитель «СПАП 26 Регион» Евгений Романов заявил, что точка зрения конкурента известна заранее — он точно будет против такого решения. Присутствие на линии ещё одного перевозчика — потенциальный экономический риск.
Также перевозчики настаивают на ужесточении требования к обоснованию изменений маршрутов вплоть до учёта процентов схожести линий следования, официального обследования и изучения пассажиропотока — то есть полного анализа. Кроме того, у руководителей транспортных предприятий есть надежда на субсидирование работы со стороны государства.
Конкретный пример — ситуация с 50 маршрутом, который потенциально может занять 20-й, если перевозчика всё же найдут — миндор региона объявил аукцион 8 декабря. Руководитель «Автоальянса», обслуживающего 20 маршрут, Людмила Демченко рассказала, что при появлении дублёра перевозки по её маршруту могут стать нерентабельными.
По мнению перевозчиков, Комплексную схему организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом города Ставрополя на период до 2031 года (КСОТ) необходимо дорабатывать. В частности, вопрос создания выделенных линий для ОТ остаётся одним из самых насущных.
Советник бизнес-омбудсмена в Ставропольском крае Сергей Владимиров подчеркнул, что при такой схеме КСОТ будет учитывать интересы пассажиров городского транспорта, но ограничивать желания автомобилистов.
Руководитель СПАТП Наталья Григорян рассказала, что машины малой вместимости небезопасны. Поэтому весь городской транспорт нужно переводить на средний и большой классы вместимости, что значительно оптимизирует перевозки. Сегодня такие автобусы уже запустили по маршрутам № 10, 20, 21, 48 — их оценили участники опроса, который ранее проводил краевой миндор.
Сейчас нелегально работают дублёры с литерой «М» — перевозчик рассказал, что транспорт куплен и его некуда девать, поэтому маршрутки продолжают ездить нелегально. Наталья Григорян предложила запустить их по другим линиям следования, чтобы они могли получать прибыль.
В региональном центре планируют создать маршрут до военного госпиталя, чтобы родным бойцов, находящихся на лечении, было проще добираться до медучреждения. Основное условие: перевозчик должен внедрить систему проездного билета — СПАТП планирует запустить такой механизм с 15 декабря.
Как объяснил Андрей Черняков, проездные предполагают один бесплатный проезд. Таким образом, люди на автобусе бесплатно смогут добраться до определённой точки, где, например, проезжает троллейбус, а потом сесть на него и доехать до дома уже за деньги.
Перевозчики же говорят, что создавать этот маршрут бессмысленно, пока там не обустроят конечные остановки. Черняков считает, что существующая схема только навредит перевозчикам из-за нерентабельности. Поэтому вопрос остаётся открытым до очередного заседания.
К следующей встрече каждый перевозчик составит список жалоб и предложений. Предполагается пригласить также представителей краевого миндора, городской администрации и других структур.
Вместе с тем перевозчики настаивают на создании профсоюза, организации или привлечении кого-то, кто сплотит вокруг себя руководителей предприятий. Основным кандидатом на такой «пост» видят Сергея Владимирова.
Повторная встреча перевозчиков состоится уже в январе — советник бизнес-омбудсмена планирует провести очередной круглый стол, во время которого руководители обслуживающих предприятий смогут обсудить возникшие вопросы.