Телефонные преступники нередко «примеряют» форму стражей правопорядка. Расчёт верный — услышав в трубке бравое: «Здравствуйте, сотрудник отделения полиции такой-то», человек теряется и внушить ему можно уже что угодно.
Так, в последнее время на телефоны жителей Ставрополья стали поступать звонки от бдительных «следователей», разыскивающих мошенников. Представляясь сотрудником полиции, неизвестный сообщает жертве, что какой-то преступник пытался по поддельной доверенности снять деньги со счёта в банке. Правда, сделать ему это сотрудники финучреждения не позволили, однако теперь нужно вычислить, что это за негодяй и как он получил сведения о счетах.
Ошарашенному слушателю псевдополицейские, не давая опомниться, сообщают, что теперь его счета заблокированы Центробанком, разговор записывается, а ответственность за дачу ложных показаний никто не отменял. Поэтому нужно быстро вспомнить и рассказать, в каких отделениях банка и когда он обычно снимает наличные, в каких банках какие счета есть, сколько денег на них хранится, есть ли возможность взять кредит. Попутно хорошо бы продиктовать ещё и номер карты, номер договора об открытии вклада в банке, паспортные данные…
Хорошо, если человек вовремя поймёт, что его водят за нос — в таком случае обычно мошенники быстро бросают трубку. Если же повезёт аферистам — средства со счёта быстро испарятся.
В ГУ МВД Ставропольского края корреспонденту ИА «Победа26» пояснили, что подобными методами сотрудники полиции никогда не пользуются. И если вы слышите в трубке: «Здравствуйте, полиция!» — включайте недоверчивость на максимум. А лучше просто вешайте трубку.
Не работают по подобной схеме и реальные банковские сотрудники. Никто не станет блокировать счета, а потом уведомлять владельца об этом по телефону. Управляющий отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов рассказал, как распознать аферистов и уберечь свои счета.
Даже если речь телефонных аферистов убедительна и угроза потерять средства с карты звучит правдоподобно — прервите разговор. А если у вас остаются сомнения, что со счётом всё в порядке, перезвоните в банк самостоятельно. Так вы будете уверены, что говорите не с преступником. Если же разговор всё-таки завязался, помните о главном: сотрудники банка никогда не будут задавать вопросов о данных карты или требовать перевести ваши деньги на другие счета.
К слову, липовые сотрудники различных структур могут даже прислать жертве для убедительности фиктивные документы с логотипами и печатями. Однако как бы правдоподобно эти ни выглядело — ни полиция, ни Банк России так не поступают. Более того, обслуживанием счетов физических лиц Банк России вообще не занимается, предупреждает Георгий Тикунов.
Никаких переводов или ввода команд на смартфоне по просьбе третьих лиц совершать категорически нельзя, как и переходить по ссылкам или сообщать любые личные данные. Не верьте также сообщениям о выигрышах или «случайных» переводах на вашу карту — обращайтесь в банк лично и всё перепроверяйте со специалистами.
О всех подобных разговорах эксперт рекомендует сообщать правоохранителям, Банку России и вашему собственному банку. Передав номера или адреса электронной почты мошенников, вы поможете заблокировать их каналы связи.
А вот потерянные средства, к сожалению, вам вернуть смогут не всегда. Если вы стали жертвой мошенников — немедленно обратитесь в банк с заявлением о блокировке карты, запросите в отделении выписку по счёту и напишите заявление о несогласии с проведённой операцией. Не забудьте оставить у себя экземпляр заявления с отметкой банка о приёме и обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении. Получив ваше заявление, банк проведёт служебное расследование и решит вопрос о возмещении ущерба.
О том, что не нужно доверять звонкам с неизвестных номеров, даже если собеседник представляется сотрудником силовых ведомств, предупреждают и в пресс-службе одного из операторов мобильной связи. Специалисты подчёркивают: любую информацию, полученную от незнакомцев, следует воспринимать критически, а данные о состоянии вашего счёта лучше уточнять в банке самостоятельно.
Эксперты в области мобильной связи рекомендуют раскрывать свой основной абонентский номер только при крайней необходимости — это поможет сократить количество нежелательных звонков. Для остальных случаев можно подключить виртуальный номер или дополнительную сим-карту.