В апреле 1942 года немецкое руководство разработало план «Блау», согласно которому часть войск вермахта направлялась на Сталинград, а группа армий «А» — на Кавказ. Завсектором истории научного отдела Пятигорского краеведческого музея Михаил Семендяев рассказывает, что фашистская группировка включала танковые и моторизованные соединения. Их главной задачей был захват нефтяных месторождений.
В конце июля 1942 года немецкие войска начали продвижение на Кавказ, и на пути у них оказался Ставрополь, который в то время назывался Ворошиловском. Как уверяет начальник центра изучения истории медицины с музейным комплексом СтГМУ, доктор исторических наук Андрей Карташёв, боёв за город практически не было, но решение советского командования оставить населённый пункт было осознанным.
По словам собеседника информагентства, советским войскам приказали отойти за Кубань и Терек, чтобы развернуть новую линию обороны в горной местности Кавказа. План состоял в том, чтобы лишить немцев преимущества в танках.
Немцы захватили Ставрополь 3 августа 1943 года. Следующие полгода станут настоящим кошмаром для горожан, продолжает историк Алексей Круглов.
Немцы оставили местное население без снабжения, и люди выживали как могли. Денег у горожан не было, поэтому кто-то обменивал вещи на продукты, других спасали небольшие подсобные хозяйства, третьи собирали кукурузу в полях и перемалывали её на каменных зернотёрках, как в древности.
Почти сразу после начала оккупации немцы поставили на учёт всех евреев и заставили их сделать нашивки в виде звезды Давида. Одновременно с этим в городе начались карательные акции, от которых никто не был застрахован. По словам доктора исторических наук Андрея Карташёва, горожан жестоко наказывали даже за небольшие проступки, поэтому население Ставрополя жило в постоянном страхе.
В пример собеседник информагентства приводит историю доцента Первого Ленинградского мединститута Рзянкина. Его расстреляли в Кисловодске за то, что он сконструировал собственный приёмник и слушал радио.
По словам историка Алексея Круглова, в Ставрополе действовала айнзацгруппа D во главе с бригадефюрером СС Вальтером Биркампом. У всех участников этого формирования было специальное задание по ликвидации евреев, коммунистов, комсомольцев и подпольного актива. Собеседник информагентства добавляет, что это была страшная машина смерти.
Почти сразу после начала оккупации в Ставрополе появились газвагены — грузовики, переоборудованные под мобильные газовые камеры. В них, как правило, травили женщин и детей.
Начальник центра изучения истории медицины с музейным комплексом СтГМУ Андрей Карташёв обращает внимание, что большая часть медиков на Ставрополье в то время были евреями. По словам собеседника информагентства, уничтожая их, немцы совершали геноцид в отношении советского народа.
Всего за время оккупации Ставрополья немцы уничтожили почти 32 тыс. человек. В карательных акциях захватчикам активно помогали некоторые местные жители, которые перешли на сторону врага. Как рассказывает историк Михаил Семендяев, среди предателей и коллаборационистов встречались солдаты и офицеры Красной армии.
Ситуация резко начала меняться в начале 1943 года, когда Красная армия перешла в наступление на Северном Кавказе. В ночь с 20 на 21 января 347-я стрелковая дивизия 44-й армии под командованием полковника Николая Селиверстова начала операцию по освобождению Ставрополя.
По словам историка Михаила Семендяева, немцы не были готовы к такому напору красноармейцев и бежали, бросая технику и боеприпасы. Во время эвакуации фашисты также старались сжечь и подорвать как можно больше важных городских объектов.
Бои на подступах к Ставрополю завязались 20 января, но красноармейцам не удалось быстро взять краевую столицу. Тогда было принято решение отправить в город несколько боевых групп, чтобы посеять панику среди немцев и не дать им уничтожить здания и инфраструктуру.
Одним из героев освобождения Ставрополя стал Иван Булкин, возглавлявший штурмовой отряд автоматчиков. Соединение красноармейцев уничтожило более 150 немецких солдат, танк и бронемашину. Ивана Булкина смертельно ранили, устроив засаду во время отвода войск фашистами.
Вслед за штурмовым отрядом Ивана Булкина в краевую столицу вошёл полк подполковника Красной армии Андрея Короткова. Часть формирования уничтожила группировку немцев на железнодорожном вокзале, другая заняла дорогу Ставрополь — Надежда.
В 5 часов утра 23 января 1943 года краевая столица полностью перешла под контроль Красной армии. Имена тех, кто погиб при освобождении города, увековечили в 1995 году на стелах у мемориала «Огонь Вечной славы». В честь Ивана Булкина и Андрея Короткова в Ставрополе назвали городские улицы.
Доктор исторических наук Андрей Карташёв отмечает, что некоторые ошибочно считают 21 января днём освобождения всего региона. По словам собеседника информагентства, официально Ставрополье окончательно избавилось от фашистов позднее.