Зажжённую спичку мы держим в руках долю минуты, а ещё известно, что в маленькой коричневой «шляпке» обыкновенной спички целых 17 сложных компонентов. И, конечно, все знают, что спички детям не игрушка. Однако упоминание о них можно встретить в детской литературе: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли…». И всё это — обыкновенная спичка. Или всё же не обыкновенная? Ответ хранится в Ставропольском государственном музее-заповеднике им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. За десятилетия здесь собрали приличную коллекцию спичек — более сотни коробков и комплектов, по которым можно изучать историю, литературу и даже кинематографию. Какие-то экспонаты приобрели у коллекционеров, что-то принесли горожане в дар из личных запасов.
И этот процесс продолжается. Например, недавно ставропольчанка подарила музею коробочки с изображениями городов Советского Союза — курортных, промышленных, городов-героев. При этом на всеобщее обозрение собранную музеем коллекцию ни разу не выставляли.
Заведующий отделом этнографии Андрей Гордиенко и редактор отдела фондов электронной базы данных Ольга Лысанская аккуратно раскладывают на столе экспонаты и попутно рассказывают о самых необычных.
Вот один из недавних — спичечный коробок, выпущенный в качестве саморекламы и выдаваемый клиентам в ставропольском ресторане «Шекспир» в начале 2000-х годов. А рядом — вроде бы ничем не примечательный старый коробок 1938 года, выпущенный фабрикой «Волна революции» и ещё целая серия коробочек 1960–1970 годов от завода «Ревпуть», посвящённых технике безопасности, городам Советского Союза, выдающимся учёным.
«В Советском Союзе существовало более тридцати фабрик по изготовлению спичек, но только три из них — «Маяк», «Гигант» и «Ревпуть» — выполняли госзаказ: печатали особенную полиграфию. Другие же фабрики особо не выделялись оформлением — на коробке мог быть какой-то орнамент и название предприятия, где выпустили продукцию, как в случае с заводом «Волна революции»,
— пояснил Андрей Гордиенко.
Есть немало разновидностей спичек: бытовые, сигнальные, охотничьи, каминные. Экспонаты, которые оказались в руках у Андрея Гордиенко — как раз из серии охотничьих. Они выпускались в СССР и были обязательным атрибутом снаряжения охотников, туристов и рыболовов, так как помогали развести костёр в экстремальных условиях. На коробках печатались цветные сюжетные изображения. Таких коробочек в музее всего пять. На четырёх изображены животные и птицы, на пятой — юмористический сюжет: пока охотник спит, обнявшись со своим псом, вокруг этой компании зайцы водят хоровод. Сами спички покрыты серным составом с зелёной головкой. Способ их изготовления немного отличается от традиционного, от этого горят они иначе. А ещё такие спички стоили всегда дороже — 1 рубль 60 копеек против обычных, за которые нужно было отдать несколько копеек. Продавались они в специализированных магазинах.
«Сигнальные спички дают яркую вспышку, но прогорают быстро. В этом случае производители играют с пропиткой и материалом. А вот охотничьи, наоборот, горят дольше и должны работать при любых погодных условиях — от дождя до снега. Их использовали, например, для розжига костра»,
— объясняет собеседник «Победы26».
Не менее интересные экспонаты показывает Ольга Лысанская. Вот набор спичечных коробков с изображением русских самоваров, ещё комплекты с рыбами всех морей и океанов, портретами русских полководцев и флотоводцев. Самый яркий — тот, что посвящен народным играм и развлечениям. На спичечных коробках изображены различные сюжеты, а также рассказывается о новогодних традициях, которые существовали на Руси.
О другом важном событии из жизни страны напоминает спичечный коробок фиолетового цвета с надписью LE CINEMA de L’URSS («Кинематограф СССР»). Это единственная коробка из сувенирного набора, выпущенного в 1958 году Балабановской экспериментальной фабрикой специально к Всемирной кинематографической выставке в Брюсселе. Набор был посвящён кинофильмам СССР, состоял из 17 спичечных коробков, на которых изобразили героев фильмов «Садко», «Чук и Гек», «Старик Хоттабыч», «Отелло». Такие наборы дарили иностранным делегациям: футляр был небольшой по размеру, легко помещался в ручную кладь.
«В советское время этикетка спичечного коробка выполняла функцию мини-плаката. На ней отмечались важные даты и события, печатались гражданские призывы (например, приглашения поучаствовать в переписи населения)»,
— говорит Ольга Лысанская.
По словам собеседницы, целые серии были посвящены охране труда, истории отечественного машиностроения, новым крупным жилым комплексам и производствам. Работа по формированию коллекции в музее продолжается.