пн, 09 сент.
21:51
Ставрополь
+22 °С, облачно
Эксклюзивы

Обучение и поддержка: как могут изменить работу водителей общественного транспорта Ставрополя с маломобильными пассажирами

28 июля 2023, 21:12СтатьиФото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»

Редакция ИА«Победа26» в четверг, 27 июля, провела круглый стол, посвящённый вопросам приспособленности общественного транспорта и городской среды для маломобильных групп граждан. Встреча прошла в Ставрополе на базе «Точки кипения» СтГАУ. К чему пришли участники — в большом материале.

Есть прогресс

Год назад «Победа26» вместе с урбанистом Андреем Черняковым и активисткой Анастасией Заярной вышли на улицы Ставрополя и проверили, готов ли городской общественный транспорт к тому, чтобы перевозить маломобильных пассажиров. Результаты эксперимента не порадовали: водители либо не останавливались ради людей в инвалидных колясках, либо не опускали им пандус. После этого приняли решение — провести профильное обучение маршрутчиков.

На прошлой неделе редакция в очередной раз проинспектировала низкопольный транспорт и сняла видеосюжет. Стало заметно, что с 2022 года ситуация улучшилась. Несмотря на то, что водители иногда теряются, увидев инвалида на коляске, они останавливаются и помогают пассажиру с ограниченными возможностями здоровья заехать в транспорт. 

По словам водителя — участника эксперимента, ему объясняли, как работать с маломобильными пассажирами, когда он трудоустраивался. Видеосюжет продемонстрировали на большом экране во время круглого стола.

Видео: ИА «Победа26»

Замминистра дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Денис Янаков прокомментировал ролик и сообщил, что перед круглым столом сам проверил транспорт, предназначенный для перевозки маломобильных пассажиров. По его мнению, обучение среди водителей должны проводить регулярно.

«Ведь здесь ничего сложного нет. Единственное, что тратит водитель, помогая заехать инвалиду в транспорт, — время. Я думаю, что работу с водителями нужно проводить регулярно даже с точки зрения человеческого отношения друг к другу»,

— сказал Денис Янаков.

Замминистра дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Денис Янаков
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

По словам замглавы ведомства, на улицах Ставрополя работает более 240 автобусов и маршруток, предназначенных для лиц с ОВЗ. Такой объём составляет порядка 30% от всего числа общественного транспорта города.

К концу 2023 года регион за счёт казначейского кредита приобретёт 204 единицы общественного транспорта. Благодаря этому в краевом центре будет курсировать на 90 единиц ОТ больше — 40 низкопольных и ещё 50 — большого класса.

«Из них 160 — малый класс, который по поручению губернатора Ставрополья Владимира Владимирова отправится в муниципальные образования»,

— напомнил замминистра.

Увеличивать количество транспорта, предназначенного для маломобильных граждан, продолжат. Миндор Ставрополья на этой неделе попросил перевозчиков рассмотреть возможность замены малого класса на большой и средний — тот, что будет доступен для инвалидов-колясочников.

В Ставрополе прошёл круглый стол по вопросам приспособленности ОТ для маломобильных граждан
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

Чего хотят пассажиры? 

По данным Центра управления регионом, больше всего жалоб пассажиров связаны с графиком движения общественного транспорта. Из более 1,8 тыс. обращений 1% — вопросы доступности ОТ для инвалидов. На круглом столе присутствовали представители этой категории населения, которые выразили общие жалобы. 

Жалобы граждан на работу ОТ
Фото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

Активистка Анастасия Заярная ответила на вопрос: как инвалиду с задней площадки автобуса передать водителю деньги за проезд? Она рассказала, что оплачивает его на входе, когда водитель помогает ей заехать в автобус. Тогда же и называет свою остановку.

«Ещё хотелось бы, чтобы водители были предельно аккуратными за рулём. Любые резкие торможения и повороты — это опасно для пассажиров в инвалидном кресле, потому что есть риск просто выпасть из кресла. Я знаю такие случаи, потому и прошу учитывать это»,

— резюмировала активистка.

Анастасия Заярная рассказала, как оплачивает проезд и с какими проблемами сталкивается в ОТ
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

С комментарием выступил и ветеран СВО, член «Боевого братства» и участник клуба «Мы вместе» Александр Луганский. Инвалид-колясочник рассказал, что Ставрополь — город, наиболее приспособленный к перевозке маломобильных граждан. В сравнении с другими субъектами, в региональном центре ситуация гораздо лучше.

«Скажем так, у нас не всё так плохо, если сравнивать Ставрополь с Ростовом-на-Дону. И в части общественного транспорта лучше, и в вопросах элементарной городской инфраструктуры: пандусы к домам и объектам, например»,

— говорит Александр Луганский.

Ветеран СВО, член «Боевого братства» и участник клуба «Мы вместе» Александр Луганский (посередине)
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

На встрече присутствовал и инвалид другой категории — слабовидящий ставрополец Андрей Долженко. Он предложил внедрить в ставропольские автобусы систему озвучивания номера маршрута и остановок. Миндортранс пообещал проработать этот вопрос.

Слабовидящий ставрополец Андрей Долженко
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

Защитить водителей от выгорания

По словам первого заместителя директора ГУП СК «Крайтранс» Андрея Дзюбленко, у водителя общественного транспорта есть должностная инструкция, в которой прописаны требования по взаимодействию с маломобильными гражданами.

При виде инвалида-колясочника, который ожидает транспорт на остановке, или как только водитель услышал сигнал кнопки вызова, он должен максимально близко подъехать к пункту, поставить автобус на стояночный тормоз, откинуть пандус и оказать необходимую помощь по посадке и высадке пассажира. При этом водитель должен заранее узнать у пассажира об остановке, а также получить оплату проезда.

«Раз в квартал мы проводим среди водителей инструктаж, где разбираем происшествия, жалобы населения, а также рассматриваем, что в должностных инструкциях они не выполняют. До этого дня к нам не поступало жалоб от инвалидов-колясочников, что может говорить об эффективности работы»,

— говорит Андрей Дзюбленко.

Заместитель директора ГУП СК «Крайтранс» Андрей Дзюбленко
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

Общественники предлагают перевозчикам принять меры и создать некоторую «психологическую разгрузку» для водителей. Участились случаи, когда они работают в ненормированном темпе и графике, к тому же специалистов в отрасли попросту не хватает.

«Человеческий ресурс не безграничен и в условиях его дефицита нужно сотрудников ценить и беречь. Давайте для водителей организуем формат психологической разгрузки»,

— предлагает лидер общественного движения «Ставрополь — город для жизни» Лада Дубинина.

Лидер общественного движения «Ставрополь — город для жизни» Лада Дубинина
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

«Сами закупаем транспорт, сами несëм убытки»

По словам предпринимателей, работающих в сфере пассажироперевозок, в Ставрополе транспортная инфраструктура действительно не соответствует требованиям высадки и посадки пассажиров. Остановочные пункты не предназначены для низкопольного транспорта и вообще для человека, говорит заместитель гендиректора ООО «СПАТП» Наталья Григорян.

«Никто не замечает, что в других регионах низкопольный транспорт закупают муниципальные предприятия за счёт бюджетных средств. Ставропольские перевозчики — это индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Мы сами закупаем дорогущий транспорт и самостоятельно несём убытки, нам ничего не компенсируют»,

— сетует Наталья Григорян.

Заместитель гендиректора ООО «СПАТП» Наталья Григорян
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

В миндортрансе Ставрополья на это ответили, что ведомство может субсидировать только государственные и муниципальные организации, а также маршруты, которые действуют по регулируемому тарифу. Им возмещают разницу по экономически обоснованной цене и по тарифу, который утверждён для населения.

Социальное такси и доступность городской среды

Во время встречи руководитель регионального отделения госфонда «Защитники Отечества» Оксана Романенко предложила привлечь крупных предпринимателей для перевозки ветеранов СВО.

«У нас были ситуации, когда колясочника нужно было перевезти на мероприятие или ещё куда-то. Мы пользовались услугами ассоциации волонтёров-автомобилистов. Фонд может взаимодействовать и с более крупными предприятиями в части волонтёрских перевозок»,

— говорит Оксана Романенко.

Руководитель регионального отделения госфонда «Защитники Отечества» Оксана Романенко
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

В регионе с 2009 года действует служба «Социальное такси», её услугами могут воспользоваться люди с ограничениями по здоровью. Механизм помощи финансируют за счёт муниципальных средств, поэтому все услуги горожанам предоставляют бесплатно. Об этом рассказала замруководителя комитета труда и соцзащиты администрации города Ставрополя Светлана Морозова.

Как работает услуга социального такси
Фото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»
«У нас работает пять транспортных средств — три легковых и две «Газели» с подъёмниками. Заявки нужно подавать заранее, чтобы администратор мог их обработать. Услуга очень востребована — в год ей пользуются почти 3 тыс. человек»,

— говорит Светлана Морозова.

При этом пользователи такой услуги уверены, что она востребована лишь на 5% и не более, прозвучало на круглом столе. Это связано со многими факторами: необходимость «бронировать» поездку заранее (то есть в экстренных случаях ей не воспользуешься), наличие только трёх часов (в то время как приём у врача может быть дольше) на её использование и недостаточное количество машин.

Возникают и вопросы с доступностью городской среды для инвалидов. По данным ЦУРа, с этой темой связаны 5% поступающих жалоб.

Доступность среды для людей с ОВЗ в Ставрополе
Фото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

Урбанист Андрей Черняков попросил нового регионального куратора общественного транспорта Дениса Янакова составить и продемонстрировать общественности стратегию развития отрасли. Эксперт отметил, что Ставрополь должны на 100% обеспечить низкопольным транспортом. Однако сдвинуться с мёртвой точки удастся только после 2026 года.

«С учётом нерегулируемых тарифов реализовать такие планы мы сможем только после 2026 года. Я говорю об этом, основываясь на том, что мы сегодня имеем по документам»,

— комментирует Андрей Черняков.

Урбанист Андрей Черняков
Фото: Дмитрий Сидоренко / ИА «Победа26»

Также общественник предложил внести поправки в региональный приказ: по шкале оценки добавлять баллы перевозчикам, которые выходят на конкурс с низкопольным транспортом.

«Сейчас разница небольшая — зачастую у одного перевозчика старый подвижной состав и большой опыт в перевозках, а у другого — новый низкопольный транспорт. Но он не может получить право на обслуживание»,

— резюмирует эксперт.

«Вишенкой на торте» стало объявление: сразу пять городских маршрутов будут бесплатны для проезда инвалидов-колясочников: №13 — до конца 2023 года, а №10, 21, 48 и 50 — до сентября. Перевозчик Владимир Кузьминов напомнил, что речь не идёт о маршруте №13м, потому что эту линию обслуживает другой предприниматель.

Авторы:Рита Окс