ср, 09 окт.
15:30
Ставрополь
+20 °С, облачно
Эксклюзивы

«Найти то, что затронет душу»: ставропольская художница — о своём пути в искусстве

8 июня , 15:02СтатьиФото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»

В Ставрополе проходит выставка художницы Зарины Абисаловой «Мама, включи Осень». В интервью «Победе 26» она рассказала о философии творчества, работе в храме, влиянии солнечных дней на принятие судьбоносных решений и о том, как ей пытались продать её собственную картину.

Семейные ценности  

— Зарина, в чём идея экспозиции «Мама, включи Осень»? 

— Мне хотелось максимально близко познакомить зрителя со всем разнообразием своего творчества. И выставка получилась многогранной — живопись, графика, смешанные техники. Произведения представлены в разных жанрах и направлениях: символизм, формальный реализм, сюжетные композиции, стилизованный наивный реализм.

— Какой период охватывают выставочные полотна?  

— Большая часть экспозиции состоит из картин, написанных в 2023–2024 годы. И всё это живопись, в основном сюжетные композиции. Прошлый год оказался на удивление плодотворным для меня: было создано порядка 25 холстов. Для полотен большого формата это очень много!

Художница Зарина Абисалова на своей выставке
Фото: из личного архива Зарины Абисаловой

Самые ранние произведения датированы 2015 годом. Тогда я экспериментировала с монотипией (Разновидность печатной графики. — Прим. ред.). Очень люблю эту непредсказуемую технику. В экспозицию вошли три графические серии. Правда, некоторые работы из этих серий уже находятся в личных коллекциях.

— Расскажите о картине, которая дала название выставке.  

— «Мама, включи Осень» — это история моих детских переживаний. Под «осенью» здесь подразумевается песня группы «ДДТ» «Что такое осень?» Когда мне было четыре года, не стало любимого дедушки, маминого отца. Безусловно, это была травма, которая повлияла на всю мою жизнь: именно я обнаружила его.

Мама носила траур, а я искренне не понимала, почему нельзя слушать мою любимую музыку, и каждый вечер просила: «Мама, ну включи мне Осень!» И мама спокойно каждый раз отвечала: «Потерпи ещё немного, скоро включу». Для меня эта картина про детство, про неисчерпаемую материнскую любовь, теплоту и терпение, про мудрость и про семейные ценности. Но она не грустная, она — светлая.

Картина «Мама, включи Осень»
Фото: из личного архива Зарины Абисаловой

Красота — в окружающей жизни   

— Некоторые художники хотят донести до аудитории некие месседжи. Есть ли у вас такие?

— Пожалуй, мой главный месседж — красота вокруг нас, в самой жизни. Умейте находить красоту в обыденности, в мире, что нас окружает! Своих учеников я всегда наставляю: нужно учиться смотреть на реальность под самым необычным углом. В этом случае жизнь становится наполненной, яркой и интересной.

— Определяя своё направление в искусстве, вы сказали так: «Смешение реализма и символизма». В чём именно проявляется символизм и что он означает в вашем творчестве? 

— Если точнее — это смешение формального реализма с символизмом и наивом. Я убеждена, что любой образ, формирующийся в воображении художника, появляется не просто так. А символизм — это результат моей увлечённости философией, религиями, психотерапией и эзотерикой. И я стала воспринимать своё творчество, как и окружающий мир, более глубоко и тонко. Но, конечно, в процессе работы я никогда не задумываюсь о стилях и направлениях.

Картина «Бабушкины воспоминания о любви», 2023 год
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

Зов сердца

— Вы 12 лет прожили в столице: учились в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова, преподавали, творили. Чем этот период жизни ценен?

— Человек, проживший в столице, проходит уникальную закалку. И получает незаменимый опыт, которому я очень рада. В родном городе это далось бы сложнее.

Москва для меня — это школа жизни. Учёба, общение с профессорами, мэтрами современного искусства, первый трудовой опыт и первые заработки, жизненные испытания наполнили меня смыслами, принципами, ценностями.

Картина «У каждой успешной женщины должно быть маленькое чёрное платье», 2024 год
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

— Но ведь в Москве больше возможностей для творческого человека. Почему решили уехать в Ставрополь? 

— Это был зов сердца. В 2020 году во время пандемии я уехала пережидать её к родителям, в Осетию. После трёхмесячного пребывания дома произошла переоценка ценностей. Я вдруг осознала, какое это чудо — огромное количество солнечных дней! И когда рядом родные, когда есть своя крыша над головой, а не вечные съёмные мастерские, в которых я и работала, и жила. Было принято сложное решение — переезжать. Выбор пал на Ставрополь. Меня пленил местный климат: тепло, осенние туманы. Думаю, в скором будущем я пойму, для чего сердце позвало меня именно сюда.

— В 2020 году вы участвовали в оформлении мозаикой храма св. Саввы в столице Сербии Белграде. Расскажите об этом.

— Это невероятный творческий опыт! Изучение искусства мозаики, знакомство с новой техникой, в которой я ранее никогда не работала, повлияли и на моё собственное творчество.

У меня была возможность работать бок о бок с лучшими мозаичистами России. И не только перенимать их опыт, но и получать удовольствие от общения с интереснейшими людьми. Это потрясающее чувство: состоять в художественном братстве, вкладывать свои силы и ресурсы в общее дело. Ещё более приятно осознавать, что в одном из крупнейших в мире православных храмов присутствует моя энергия, которая сохранится на века.

Серии «Весенняя соната» и «Ожидание»
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

Взрастить в себе художника

— Почему вы решили стать художницей? 

— Я думаю, это было предопределено. Тем более что родилась я в семье художника и дизайнера. Мои родители — очень светские и современные люди. Только эта семья могла принять меня такую, какая я есть, и помочь реализовать мои планы, желания и цели.

— Чего, по вашему мнению, категорически стоит избегать, если хочешь стать хорошим художником?

— Очень многого! Надо уметь распознавать и избегать безвкусицы, скудоумия, упрямства, горделивости, высокомерия и лени.

Но, пожалуй, гораздо важнее — сфокусироваться на том, что позволит взрастить в себе художника. Владение навыками живописи или филигранной карандашной техникой — не самое главное. Главное — наполнять себя смыслами, ценностями и не бояться жизненных трудностей, которые нас закаляют. Чтобы тебе как художнику было чем поделиться с миром.

— Какие события, детали, импульсы запускают в вас творческий процесс?  

— Я фанатик. Для меня творчество — это жизнь, воздух, пища для души. Я не могу без него жить. Это зависимость, в хорошем смысле слова. Вдохновляют люди, семья, отношения между мужчинами и женщинами, мифология, философия, природа, бары, концерты, музыка. Да всё интересно! И со многим хочется соприкоснуться, пропустить через призму своего мировоззрения и выплеснуть на холст.

Зарина Абисалова проводит экскурсию по выставке
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

Нет ценителей — нет искусства 

— Ваши работы пользуются спросом у коллекционеров России, Японии, Индии и США. Случались ли курьёзы при общении с ними или с арт-дилерами? 

— Вспоминается забавный случай, когда мне предложили купить мои же картины — из тех, что один меценат приобрёл несколько лет назад. Как оказалось, новая хозяйка квартиры, где прежде жил меценат, всё напутала. И когда коллекционер установил причину этого курьёзного случая, он меня заверил, что мои работы — в надёжном месте и продавать их не намерен, так как это его любимые произведения.

— Что, по-вашему, сегодня более всего популярно у коллекционеров? 

— Популярны картины, которые дают зрителю возможность созерцать и мыслить. Но, конечно, каждый выбирает искусство по душе. Кого-то трогает цветовая гамма, кого-то — сюжет, кого-то — привычная красота.

Конечно, современный арт-рынок переживает сейчас сложные времена. И всё же люди живо интересуются искусством. Сейчас престижно иметь у себя в коллекции, пусть и небольшой, картины современных художников.

«Фонтан», 2024 год
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

— Есть мнение, что современное искусство — это больше про себя. И если зритель не понял смысла картины — это его проблема. Надо ему пояснять, что хотел сказать художник, или же это лишнее? 

— Как говорил мой профессор Анатолий Любавин: «Если картинку нужно объяснять, значит — это плохая картинка». Но искусство — это не игра в одни ворота. Начитанный, «насмотренный», любознательный зритель всегда найдёт, что затронет его душу, откликнется в сердце. Или по каким-то своим критериям сочтёт произведение неудавшимся, не интересным ему.

Конечно, нет ценителей — нет и искусства. Поэтому зритель тоже должен приложить хоть немного усилий для того, чтобы искусство процветало, а художники продолжали созидать. Для этого хотелось бы, чтобы зрители посещали выставки, галереи, музеи, приобретали понравившиеся произведения, поддерживали художников доступными способами.

Авторы:Сергей Рябчиков