пн, 15 июль
23:39
Ставрополь
+27 °С, ясно
Эксклюзивы

«Вижу в классике неисчерпаемый ресурс»: что ищут зрители на полотнах ставропольского живописца

4 июля , 19:00СтатьиФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

4 июля в Москве открылась выставка, приуроченная к 140-летию Академической дачи им. И. Е. Репина. Среди картин известных советских и российских мастеров, современных молодых авторов — работы ставропольского живописца Кирилла Стрюкова. Накануне открытия выставки художник рассказал «Победе26» об «Академичке», почему в его творчестве преобладает урбанистика и как социальные сети помогают продвигать творчество.

Холсты «дачников»

— Кирилл, чем знаменита эта дача?

— Академическая дача была создана Репиным как место, где творят и совершенствуют мастерство молодые художники. Через неё прошло огромное число живописцев, прославивших наше изобразительное искусство. Во времена СССР дача преобразилась в полноценный дом творчества, с которым тоже связана деятельность известных мастеров прошлого и настоящего.

Мне посчастливилось несколько раз побывать там и даже руководить потоком. В нём преобладали мои ровесники, такие, как и я — выпускники вузов, состоящие в творческих союзах и имеющие опыт участия в десятке различных выставок. Я учился у них, они — у меня. Об «Академичке» вспоминаю с теплом, поэтому мне особенно приятно участвовать в выставке, посвящённой ей.

— Чьи работы зрители увидят на этой выставке?

— В экспозиции представлены картины мэтров российского искусства. Все они связаны с дачей, писали там свои картины Гелий Коржев, братья Ткачёвы, Анатолий Левитин, Юрий Кугач, Владимир Токарев и другие. В выставке участвуют и современные молодые авторы, которые работали в потоках. Есть там и семь моих картин. Они были написаны на Академической даче в разное время.

Полотно с экспозиции «140 лет Академической даче им. И. Репина» «Веранда»
Фото: из личного архива Кирилла Стрюкова

Мероприятие организовал Союз художников России в своём выставочном зале на Покровке. После выйдет каталог выставки с работами всех авторов.

Сикстинская капелла в квартире

— Почему вы решили стать художником?

— Заниматься рисованием мне нравилось с детства. Страсть к этому подогревали книги. Дома лежали сказки с иллюстрациями советского художника Льва Токмакова, которые я полюбил срисовывать. Поощряя моё увлечение, мама подарила книгу Владимира Порудоминского «Первая Третьяковка» — рассказы о русских художниках и об их картинах. За ней последовали другие биографии великих живописцев. Я был заворожён творчеством Ван Гога, Сурикова, Микеланджело. Вырезал репродукции из журналов, копировал их работы. Лучше всего получался Микеланджело. Поэтому мне, семикласснику, родители даже позволили изобразить на стене в нашей квартире фрагмент из Сикстинской капеллы. Они же и посоветовали поступать в Ставропольское художественное училище, которое я окончил в 2008 году.

— Как вы учились живописи?

— В училище меня наставлял Пётр Охрименко. Он научил многим полезным приёмам, необходимым художнику. В студии ставропольского живописца, выпускника Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Александра Горбикова я шлифовал полученные навыки. А потом с 2011 года учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова, в мастерской народного художника РФ, профессора Алексея Николаевича Суховецкого. Он открыл для меня двери в большое искусство, учил композиционно мыслить, формировал творческую индивидуальность. И ещё один этап — аспирантура, творческие мастерские Российской академии художеств. Для меня учёба — процесс постоянный, нескончаемый: учусь у мастеров, у своих товарищей, однокурсников, коллег.

Полотно с экспозиции «140 лет Академической даче им. И. Репина» «Волейбол»
Фото: из личного архива Кирилла Стрюкова

— Какая выставка стала для вас наиболее значимым событием?

— Моя первая всероссийская выставка. Она называлась «Пастель России» и проходила в Омске в 2010 году. Помню, как волновался, подавая заявку на участие. Но всё получилось. Важно для вчерашнего выпускника училища было и то, что это моя первая публикация в каталоге престижной выставки.

Впоследствии было немало серьёзных выставок. И во время учёбы в институте я довольно часто участвовал в разных экспозициях, стал лауреатом Всероссийской молодёжной выставки в Москве в 2015 году. Но вот та, первая, навсегда осталась в моей памяти.

Облик мегаполиса

— Как вы пришли к урбанистической тематике?

— Помню свои детские впечатления: верхушки многоэтажных домов, стоящих напротив нашего детсада, ярко освещённые закатом. До сих пор эту картинку помню, и она меня по-прежнему очень трогает. Уже в училище я делал работы, посвящённые городской среде. Поступив в Суриковский институт, я был поражён невероятной динамикой, масштабами столичной жизни. И моя дипломная работа — серия из четырёх холстов — тоже посвящена Москве.

Но постепенно тема Москвы, конкретные пейзажи с натуры в моих картинах уступают место обобщённому мегаполису, универсальному образу современного города. В этих работах я стремлюсь передать настроение, эмоциональное восприятие, воспоминания и фантазии. Поэтому люди из разных точек нашей страны и даже из-за рубежа узнают в моих пейзажах черты своих городов, чувствуют их энергетику.

Полотно «Красный вечер, белый снег», 2021 год
Фото: из личного архива Кирилла Стрюкова

— Можно сказать, что вы уже нашли свой стиль, оригинальный художественный метод?

— Оригинальные авторы меньше всего думают о своей оригинальности. Они просто творят, пробуют. Ведь жить — значит мыслить, меняться. Думаю, что художник, уверенный в том, что уже нашёл свой стиль, становится заложником собственных иллюзий. Поэтому я всё время в поиске. И куда это выведет, сказать не берусь. Но в этой непредсказуемости и состоит прелесть искусства.

Считаю, что зацикливаться на каком-то приёме — путь в никуда. Поэтому не хочется ограничивать себя пейзажем. Мне в равной степени интересны, например, и интерьеры. Я уже написал серию с интерьерами и намерен продолжить её.

— В чём вы черпаете вдохновение?

— Я словно вступаю в диалог с мастерами прошлого: начиная с Микеланджело и Сурикова и продолжая постимпрессионистами Дега, Тулуз-Лотреком. Из отечественных живописцев ХХ века меня вдохновляют полотна Таира Салахова, Юрия Пименова, Георгия Нисского, Александра Дейнеки. Не оставляет равнодушным творчество Рокуэлла, Кента, Хоппера. Но помимо известных художников, есть музыка, книги, кино, которые тоже очень мощно влияют на восприятие мира, вдохновляют на новые идеи и творчество.

Кирилл Стрюков на выставке «Молодость России»
Фото: из личного архива Кирилла Стрюкова

Следовать избранному пути

— Сегодня в арт-сфере кто-то пытается оседлать волну актуального искусства, уходит в «цифру», в акционизм и перфомансы. Кем вы видите себя в нынешней арт-среде?

— Я придерживаюсь избранного пути — классического. Вижу в академическом искусстве многогранный и неисчерпаемый ресурс. И изменять ему не намерен. Радикальные арт-формы меня не привлекают. Мне по душе двухмерная плоскость, карандаш, краски и холст. Не думаю, что «цифровое» искусство способно вытеснить традицию. И через тысячу лет люди будут ходить в музеи и галереи, чтобы смотреть работы, написанные не компьютером, а живым, эмоционально воспринимающим мир художником.

— В современном мире важно умение коммерциализировать своё искусство?

— Это дело нужное, но не стоит это ставить во главу угла. Художник перестаёт таковым быть, если пишет исключительно для продаж, это уже путь коммерсанта, ремесленника. На самом деле, всё просто: если любишь то, что делаешь, то и другие люди проникнутся этой любовью.

Картина «Осенний день» будет представлена в экспозиции «Живописная Россия»
Фото: из личного архива Кирилла Стрюкова

Я преподаю в художественном училище и занимаюсь творчеством. Некоторые мои работы находятся в частных коллекциях в России и за границей. Также мои картины можно регулярно видеть на выставках регионального отделения Союза художников России и в краевом музее изобразительных искусств.

— Какую роль в продвижении вашего творчества играют социальные сети?

— Мои аккаунты в соцсетях — это портал в творчество. Я пишу картину и сразу могу поделиться с подписчиками тем, что получилось. Или показать сам творческий процесс. Художник в любом случае работает для людей, ему необходима встреча со зрителями. Твою работу видят, оценивают — и это уже событие. Поэтому мои социальные сети — очень удачный формат для такого взаимодействия.

— Что предстоит сделать в ближайшем будущем?

— Стараться реализовывать свои идеи, задумки. Создавать новые серии работ и по мере возможности расти в мире искусства, учиться и узнавать новое.

К слову, в этом году мои картины примут участие в выставочном проекте «Живописная Россия», который пройдет с 1 августа по 20 ноября по городам страны, среди которых — Ставрополь, Ижевск и Новосибирск. Так что с моими работами можно будет познакомиться в рамках этой передвижной выставки в нашем городе.

Авторы:Сергей Рябчиков