вт, 23 апр.
18:33
Ставрополь
+18 °С, ясно
Эксклюзивы

«Всевидящее Око» Ставрополя: тайны и загадки града Креста

Новость

12 июля 2018, 12:15

Как связаны с городом масоны, алхимия, шишка Диониса и древняя Александрия, и какие здания краевого центра хотели бы снести охотники за сокровищами

Как связаны с городом масоны, алхимия, шишка Диониса и древняя Александрия, и какие здания краевого центра хотели бы снести охотники за сокровищами
Любой, кто хоть раз побывал в центре Ставрополя, скажет, что южный город обладает особой притягательной атмосферой. Многие и вовсе сравнивают его историческую часть с северной столицей – Питером – что не удивительно, ведь сам воздух здесь пропитан духом истории и легенд, а старинная архитектура полна загадочных элементов и символов, непонятных глазу простого обывателя.
Писатель-краевед Роман Нутрихин приоткрыл завесу над некоторыми тайнами, умело скрытыми отцами-основателями города. Многие годы он собирал городской фольклор, углубляясь в историю, в поисках этих таинственных сюжетов. И теперь, когда ему есть о чём рассказать, он провёл двухчасовую экскурсию по проспекту Карла Маркса в рамках презентации книги «Мистические огни Ставрополья».
Самая массовая экскурсия в истории города собрала около двухсот любителей истории, мистики и загадок. Организаторам мероприятия – сотрудникам краевой библиотеки им. Лермонтова – даже пришлось объяснять прибывшим полицейскими, что это не митинг против пенсионной реформы и не шествие сторонников Навального. Что, в общем, не удивительно, ведь формат таких экскурсий для Ставрополя сравнительно нов.
По словам писателя, экскурсия могла охватить большую часть краевой столицы. Потому что наш город – исторический. В нём огромное количество необыкновенно интересных мест, связанных не только с колоссальной древностью, но и со всевозможными преданиями и громкими личностями. Но, к сожалению, из-за большого скопления народа, который откровенно парализовал движение на пешеходных улицах, пришлось ограничиться лишь центральной частью Ставрополя – небольшим отрезком главного городского проспекта. Но и на этом пятачке хватает таинственных мест.
«Три топора» и прочие числа удачи
Одним из первых пунктов экскурсии стала Крепостная гора, в досоветское время получившее имя Соборной. Это сердце города, откуда началась вся наша история.
Известно, что Ставропольская крепость была заложена 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1777 года. Поэтому те, кто хотел прочитать про историю ставропольского портвейна, могут листать дальше. Сегодня мало кто задумывается, что в дату основания города отмечают День народного единства. Казалось бы: простое совпадение, и уделять этому внимание нет смысла. Однако, всё не так просто.
– Это праздник, который пришел в наш светский календарь из календаря церковного, – рассказывает Роман. – До революции в этот день праздновалась Казанская икона Божьей матери, ставшая небесной покровительницей Ставрополя. Эту икону мы можем увидеть на Тифлисских воротах, ей был посвящён кафедральный собор. Дело в том, что крепость основана в день освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в XVII веке, когда Минин и Пожарский несли эту икону перед собой. И поскольку именно хопёрские казаки заложили начало Ставропольской крепости, они принесли в Ставрополь Казанскую икону. Первую церковь, которая находилась на территории казачьей слободки, в районе сегодняшнего Нижнего рынка, они тоже посвятили Казанской иконе Божьей матери. По сути, мы можем праздновать два Дня города: в сентябре, когда его наиболее удобно отмечать ввиду благоприятных погодных условий, а второй, настоящий – 4 ноября.
Любопытно и то, что 22 октября по старому стилю, по версии Лондонской Ассоциации астрономов, считается днём сотворения мира. Писатель уверен: это неспроста.
Современные европейские астрономы решили увековечить попытку англиканского епископа Ашшера, жившего в Ирландии в XVII веке, поставившего перед собой цель на основании глубокого знания библии досконально рассчитать и вычислить точную дату сотворения Вселенной. По его данным, это произошло вечером 22 октября.
– Понятно, что это немножко наивная попытка, – признаёт краевед. – Но в наши дни астрономы решили отмечать эту дату, как символический День рождения Вселенной. Но дело в том, что ещё во времена древнего Египта эта дата считалась наиболее благоприятной для закладки всего нового. Начало третьей декады октября рассматривалось как особо священное время, поскольку река Нил достигала максимума своего разлива, все поля были залиты водой, и в это время высвобождалось больше количество рабочей силы для строительства. Именно в это время закладывали новые города, храмы и так далее. И удивительным образом строительство Ставропольской крепости началось именно 22 октября. По большому счёту, можно сказать, что Ставрополь, как маленький мир, был создан в это необыкновенное время. Если мы посмотрим на астрономическую карту, в 7 утра 22 октября 1777 года над только зарождающимся городом в ряд выстроились семь планет. Действительно, можно сказать, что Ставрополь основан в необыкновенное время при стечении самых благоприятных обстоятельств. И вот эти три семёрки – числовой талисман города. Во все времена здесь жители рассматривали Ставрополь, как особенно счастливый город. Это сочетание цифр рассматривалось как сакральное во всех древних культурах.
Маленькие секреты больших людей
Как бы прокомментировал всё это бессменный ведущий телеканала «Россия» Дмитрий Киселёв: «Совпадение? Не думаю!». Можно лишь предположить, что кем-то был составлен счастливый гороскоп для города. Кем он был составлен – остаётся вопросом.
Впрочем, тому есть рациональное объяснение. Прежде всего, нужно понимать специфику того времени: конец XVIII века – в русском обществе среди элиты были популярны идеи глубокого эзотерического знания. Тогда изучали астрологию и алхимию. Многие представители российской интеллигенции, причастные к основанию Ставрополя, принадлежали к тайным сообществам, где глубоко изучались мистические науки.
– Если мы посмотрим на первый план ставропольской крепости 1787 года, более ранних документов у нас нет, он же просто изобилует масонскими символами, – отмечает Роман Владимирович под удивлённый шёпот толпы. – Там изображён Геркулес, опирающийся о колонну, Минерва, которая символизируют мудрость и красоту, а также циркуль, молоток, мольберт художника и другие символы, которые указывают на эзотерические интересы отцов-основателей города. Их биографии тоже говорят об этом. В частности, строительство крепостей Азово-Моздокской линии курировалось Никитой Паниным, который в екатерининском правительстве занимал должность, которую можно сравнить с современным министром иностранных дел. Он был главой русских масонов. Александр Суворов, считающийся отцом-основателем крепости, несколько раз посещал новоустроенный Ставрополь. Некоторые городские легенды говорят, что именно он указал место для строительства крепости. И у нас есть достаточно точные сведения, что принадлежал к масонам, причём очень высоких степеней посвящения. Первый комендант крепости – полковник Ладыженский – в молодости был тесно связан с кружком московских розенкрейцеров Николая Новикова, крупнейшего российского ученого, исследователя и книгоиздателя. Генерал Иван Якоби, который был командующим войсками на Азово-Моздокской линии, считал своим предком короля Якова I – основоположника английской династии Стюартов, почитаемого масонами, как основателя системы масонских лож.
Так что можно сказать, что всё это были непростые люди, которые за внешними историческими событиями видели в ней некий сакральный смысл, и вплетали множество символов во всё, что они делали.
Потом эти символы начали появляться не только на первых исторических документах, но и в ставропольской архитектуре. Ведь если мы пойдём по главному городскому проспекту и посмотрим на здания, построенные в конце XIX – начале XX века, мы можем отметить, что наша архитектура изобилует большим количеством мифологических, эзотерических символов.
Маски, цепи и шишка Диониса
В народе говорят: «Если хочешь что-то спрятать, то прячь на виду». Видимо, этим принципом руководствовались основатели и прославленные меценаты города, создавшие архитектурные шедевры «Парижа Кавказа», как называли Ставрополь в XIX веке.
– Архитектуру, если знать значение символов, можно читать как книгу, – сообщает в громкоговоритель Роман. – Например, на особняке купцов Рощиных находятся некие античные маски божеств. Присмотревшись к зданию, можно увидеть раковину, в которой расположена шишка. Это позволяет нам сделать вывод, что изображенные на фасаде лики – не кто иной, как Дионис. Хмелевая шишка была его символом. И жезл – тирс – с которым было принято изображать этого бога в античном искусстве, был увенчан такой шишкой. Маски Диониса изображены на многих ставропольских зданиях, поскольку он был покровителем архитектуры как тайного искусства, её лапидарного, «каменного» языка.
Восторженная толпа, словно впервые увидев старинные особняки на главном проспекте, оживлённо защёлкала камерами, и вслед за экскурсоводом проследовала к зданию мануфактуры братьев Тарасовых (ныне жилой дом по Карла Маркса, 56). На его фасаде изображен совершенно загадочный символ, отдалённо напоминающий вешалку-плечики для одежды – перевёрнутый треугольник, увенчанный завитком.
И литератор просит уделить этому знаку особое внимание:
– Краеведы много лет бились над тем, что же он на самом деле означает. Они говорили, что это герб Тарасовых, но дело в том, что геральдическое уложение не позволяло купцам его сделать. Аналогичный знак красуется на их деловых бумагах. И аналогичный символ можно найти в арсенале западноевропейских алхимиков, он означал «великое деланье» – то есть преобразование свинца в золото. Но не всё было так просто. Алхимия рассматривалась в древности её адептами, как духовная наука. То есть речь не о наивном преобразовании металлов, а всё это было символом. Для них было важно преобразить низшую природу животной человеческой души, которая приравнивалась к свинцу, в благородную, возвышенную материю.
Так что можно сделать вывод, что для Тарасовых этот знак был своеобразным талисманом.
Любопытно и то, что династия ставропольских купцов известна не только в городе, но и во всей стране. По сути, именно благодаря им и их связям с Григорием Распутиным, другом семьи последнего российского императора, Армавир из простой слободки стал городом. Но, как говорится, это уже совсем другая история....
Самым знаменитым из этого рода стал его последний отпрыск – Лев Тарасов, живший во Франции и прославившийся там под именем Анри Труайя. Он стал одним из «40 бессмертных» членов Французской академии, был удостоен высшей литературной награды – Гонкуровской премии – и в некоторых его книгах упоминаются алхимики, что, в общем-то, свойственно его семье.
– Существует история, которая гласит о том, что уже будучи известным писателем, Труайя приехал как простой турист в Советский Союз, и ездил по городам юга России, осматривая старые особняки Тарасовых. Причиной тому была легенда о потаённом сейфе, полном богатств его предков, который был спрятан в одном из домов. Тарасов осматривал фасады – видимо, был какой-то знак, который должен был указать, где находится сокровище. И можно лишь предположить, что как раз этот алхимический символ, ставший знаком их семьи, показывает на сокровища купцов, спрятанное, возможно, в ставропольском особняке, – подытожил Нутрихин, с улыбкой наблюдая, как оживились экскурсанты.
Кроме того, нельзя не обратить внимание на такое здание, как «Пассаж», «королей ставропольской торговли» братьев Меснянкиных, который тоже украшен интересными символами. Например, жезл, обвитый двумя змеями – кадуцей – символ бога Гермеса, покровителя торговли и тайных наук. Не исключено, что знаки имели двойное значение на торговом заведении, и отсылали к античной символике.
– В нижней части проспекта мы видим особняк баронов Штенгелей, которые занимались и элитным коневодством, и сельским хозяйством, – указывает Роман на серый мрачный особняк в стиле модерн. – Один из братьев был «великим командором» Верховного Совета Великого Востока народов России, то есть фактическим главой русского масонства в начале XX века. И недаром мы видим на их здании те же символы: античные маски, цепи, цветы и шишки.
Конечно, не исключено, что такой архитектурный символизм был всего лишь модной причудой богатых людей, как язык цветов в Викторианскую эпоху, но Роман Владимирович уверен – ничто в этом городе не создавалось просто так.
Йо-хо-хо, и пятнадцать человек на сундук купца!
Вообще тема кладов весьма распространена в Ставрополе. Сокровища в революционное время пряталось в особняках массово. Только на улице Горького, где селились в основном купцы, в советское время то и дело находили тайники.
Старожилы рассказывают, что в один из особняков, который был превращён в большую коммуналку, привезли заключённого, который показал милиции на дворовый нужник. Начав там копать, они нашли кирпичную кладку, выбив которую, милиционеры достали ржавое ведро, полное золотых украшений.
В другом доме, расположенном практически по соседству, по наводке кого-то из арестантов, разобрали печку и достали увесистый чугунок, залитый сверху воском. Содержимое его зевакам не показали, но понятно, что там были спрятаны далеко не опилки. Видимо, желая скостить срок, люди за сотрудничество со следствием, выдавали места старых дореволюционных кладов.
Как пояснил Роман, таких историй-баек о городе великое множество:
– Рядом с особняком Тарасовых расположен дом самых богатых ставропольских купцов – Меснянкиных. По слухам, им были не чужды тайные знания. Илья Сургучёв даже сделал их прототипами героев своей пьесы «Торговый дом». Он показал их не только суровыми купцами за высокими заборами которых творятся тёмные дела, но и писал о том, что старейшие представители этого рода владели неким колдовством, и использовали его для достижения своих целей. После того как пьеса стала широко известна, Меснянкины подали на писателя в суд, и стремились к тому, чтобы пьеса не была допущена на российские сцены. Но им ничего не удалось. Этому роду не удалось пережить революцию, но интересно, что в это страшное время они попрятали в своих особняках, коих было не один и не два в Ставрополе, немало кладов. В частности, когда сносили особняк на ул. Ленина, было найдено два клада золотых червонцев и серебряных рублей: тайник в печи, где наряду с монетами был спрятан обрез, что показывает в какое тревожное время это всё пряталось, а также фундамент самого дома. По словам свидетелей, во время работ из ковша экскаватора золотые червонцы просто посыпались дождём. Какое-то их количество рабочие сдали Госбанку СССР, получив солидное вознаграждение.
Кавказская Александрия: там, где живёт солнце
Несомненно, старинные особняки Ставрополя и личности их создателей окутаны множеством тайн, но и сам главный городской проспект остаётся грандиозной городской загадкой, ключ от которой удалось получить лишь в конце экскурсии.
Финальной точкой исторической прогулки стала одна из главных городских достопримечательностей, негласный символ города – Тифлисские ворота.
– Мало кто знает, что Ставрополь строился как архитектурная копия древней Александрии – центра знания, просвещения Античного времени. И действительно Александрия является некой зодческой иконой для архитекторов всего мира, потому что это был первый «регулярный» (от латинского regul – правило), то есть «правильный» город. Первый в истории город, возникший не хаотично, а по заранее заданному архитектурному плану. В чём заключалось устройство Александрии? Через весь город проходил главный проспект, направленный на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Это особая священная календарная дата для многих культур и народов, потому что в этот день солнце находится на пике своей светоносной мощи. Этот проспект в Александрии венчали триумфальные ворота. Архитектурный замысел невероятно красив: в день летнего солнцестояния утром Светило поднималось и фокусировалось в Триумфальных воротах. Это символизировало триумф света, победу его над тьмой. И вот эта солнечная энергия на пике своей мощи как бы рекой лилась от ворот по проспекту, растекалась от него как нервный импульс от позвоночного столба по всем боковым улицам, кварталам и так далее, наполняя город светом, благословляя его на целый год и превращая его в город-талисман.
Несложно проследить аналогию. В Ставрополе проспект Карла Маркса также направлен на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. И это легко проверить: достаточно в конце июня выйти рано утром на улицу и встретить рассвет у Триумфальных ворот.
– Ставрополь – город великих замыслов, – продолжает Роман под неутихающий гул толпы. – Когда мы распутываем его загадки, мы прикасаемся к задумкам Величайших умов прошлых веков. Они не планировали точечную застройку, а хотели построить город, который был бы подобен движению светил по небосводу. Город невероятной, вселенской гармонии должен был соответствующим образом влиять на сознание жителей, приводить его в гармоническое состояние, чтобы здесь вырастали люди благородной души, склонные к наукам, искусству. Люди, для которых существовала бы какая-то великая цель…
Рядом с аркой ещё долго не стихали аплодисменты. Благодарные участники экскурсии делились впечатлениями в соцсетях, делали фото и просили автора подписать один из экземпляров книги, а восторженные работники библиотеки намекали на необходимость проведения очередной городской экскурсии.
И действительно: почему бы и нет? В крупных городах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга, известных своими легендами не только всероссийского, но и мирового значения, такие вещи проводятся давно с завидной регулярностью.
В конце концов, должно же быть и мистическое объяснение тому, почему Ставрополь населяет столько творческих и одарённых людей, а центральная улица, до которой солнечные лучи от Триумфальной арки доходят в последнюю очередь, в дореволюционное время именовалась Александрийской (ныне Советская).
Насколько стоит верить этим легендам каждый волен решать сам, но всё-таки приятно думать, что твой город хранит некие тайны, и в какую-то, пусть и совсем малую часть, этих сакральных знаний посвящён лично ты.
Текст и фото: Дмитрий Елшанский, Мария Шагиахметова.