сб, 20 апр.
07:44
Ставрополь
+9 °С, ясно
Эксклюзивы

Беги, Валя, беги…

26 апреля 2018, 15:59Статьи
Фото:

Как чиновники уничтожают культуру, даже пытаясь ей помочь.

В последнее время стал популярен грустный анекдот, что если бы Илон Маск родился в России, он не создал бы Space X потому что сейчас досиживал бы свой срок за PayPal. Инициатива у нас не то, чтобы всегда наказуема, но в той или иной степени обречена. Причём неважно, перейдёшь ли ты дорогу кому-то из сильных мира сего или привлечёшь внимание, захотят тебя убрать или задушат в объятиях – результат всегда печален.
Сегодня мы вспомним ставропольского «Илона Маска от культуры» Валентина Работенко и его объединение Оффбитс. Молодые и дерзкие ребята, которые решили легализовать в нашем городе уличную культуру, добились на этом поприще немалого успеха, а теперь становятся заложниками своей победы.
Мы уже не раз писали о них. Команда, которая начиналась с дворовых любителей позаниматься на турниках, сегодня проводит масштабные форумы с сотнями участников, получает под это лучшие площадки города и президентские гранты. В феврале отгремел всероссийский фестиваль уличных культур «КАРДО». В апреле на базе музей «Россия. Моя история» прошёл форум «Андер Арт». Везде – толпы народа, десятки событий, VIP-гости… И всё, на первый взгляд хорошо. На деле же Оффбитс так устали бодаться с чиновниками от культуры и находить компромиссы с бюрократическим монстром, что готовы сдаться и разъехаться по другим городам.
Когда Валентин Работенко попытался встроиться в систему муниципальной культуры, это выглядело донкихотством, но надежда была. И да, город действительно пошёл навстречу. Оффбитс стали неотъемлемой частью «Дней города», стали проводить всё более масштабные праздники. Они арендовали за копейки бывшее здание типографии в центре Ставрополя, затем получили в распоряжение кинотеатр «Пионер», который первым же делом раскрасили кричащими красками. Куда бы их ни допустили, они возвращали жизнь в давно, казалось бы, мёртвые мероприятия и помещения.
Работенко и его команду любят все. А они честно попытались встроиться в систему, наладить взаимодействие и оздоровить культурные процессы в городе.
Но законы термодинамики неумолимы, а во всём, чего касается бюрократическая машина, энтропия, похоже, непобедима. За зиму фасад «Пионера» обрушился вместе со всем граффити, а Оффбитс тонут в бумагах и конфликтах с чиновниками. Они держатся, но вместо былого драйва в их взгляде и репликах видна усталость, переходящая в отчаяние.
«Вся система муниципальной культуры, если её конечно можно так назвать – идёт ко дну. Сегодня это восхваление глав и исполнение местных поручений. Больше ничего нет и как бы глубоко я не пытался всмотреться, я не увидел людей, которые берут на себя ответственность за "культурный код города". Всё это больше похоже на серию ненужных мероприятий, для отчётов, галочек и возможности пригласить статусного гостя для знакомства. Но и это всё криво».

– Валентин Работенко.

Не стоит думать, что это идеологическое противостояние. Речь не о конфликте юных эгоистов, которым всё мало, и ответственных лиц, выражающих государственные интересы. Причиной разлада стали незначительные, чисто формальные вопросы.
«Воскресенье - выходной. Рабочий день с 9 до 18. И вот это первые самые маленькие рамки, которые уже сходу говорят о том, что учреждения культуры "заточены" не для людей и уж тем более фокус-группы молодёжи тут нет совсем. Мы начали менять эту систему и пошёл постоянный пресс со всех сторон: объяснительные, установка камер, разные другие ограничения и так далее. Но как может работать такое место по рабочему дню?! Необходимо сегодня уйти от этой процедуры и работать в проектных форматах и режимах дедлайнов. Но они даже слов таких не знают!»

– Валентин Работенко.

В попытках объяснить, почему удобный для ведомств график неприменим к современной молодёжной культуре, почему механизмы взаимодействия, разработанные в прошлом веке, сейчас не работают от слова «никак», лидеры Оффбитс столкнулись с ещё одним свойством нашего чиновничества – неистребимой трусостью:
«Ответственность брать все боятся, ошибок боятся, потерять работу или место и поэтому лучше ничего не делать. Какой культурный код страны, если любой выход за привычные рамки вызывает ужас?»

– Валентин Работенко.

Руководители учреждений не готовы брать на себя ответственность, проявлять инициативу. Их главная цель – сохранить собственное место, гарантом чего воспринимается принцип «ничего не менять, никуда не лезть». Электронный документооборот? Слишком прозрачно и непонятно. Гибкий график? Нет, не слышали. Убрать лишнюю отчётность? Не положено! И так – во всём. Как провести стандартизированное мероприятие, на которое привычно сгонят толпу студентов или школьников, они прекрасно понимают. Но как создавать смыслы, действительно развивать и умножать культуру, формировать этот пресловутый код – уже нет.
Можно, конечно, сказать, что это претензии одного зарвавшегося активиста и его команды. Что остальные общественники безболезненно встраиваются в систему и приносят пользу… Но если совсем откровенно, то какие они общественники? Подрастающие чиновники, которые так же будут сидеть и бояться высунуться, да ещё и бить по голове тех, кто смеет это делать.
Пока Работенко бодается с безликими управленцами, время – куда более ценный ресурс, чем деньги, должности и всё прочее – уходит. Оффбитс устают. Форум «Андер Арт» это хорошо показал. При всей яркости и масштабе он показал исчерпанность такого формата. Нужно либо выходить на новый уровень, либо расходиться по домам. Последнего не хочется никому кроме бюрократической машины, но для этого как раз ей нужно перестраиваться.
Сделать-то нужно совсем немного. Перейти на работу в режимах проектов и дедлайнов. Уйти от планов на несколько месяцев вперёд. Ввести электронный документооборот и вообще убрать все ненужные бумаги, письма и отчёты. Забыть про график «по будням с 9 до 18 с перерывом на обед». В конце концов позволить крупным культурным событиям рождаться изнутри и по инициативе проектных команд вместо обычных мероприятий, как говорит Работенко, «для галочки и чтобы помахать флагами».
А если объединить всё это общим смыслом – то позволить наконец молодым и активным делать своё дело. Предоставлять те немногие ресурсы, которых у них нет – те же площадки. И главное – не мешать. Любая здоровая инициатива, в которую влезает административный аппарат со своим подходом, обречена на смерть. Если бы сороконожка думала, какую лапку передвигать, она бы не сдвинулась с места. Если бы мы управляли каждым биением сердца волевым решением – мы бы умерли. Общество – большой и сложный организм. И если власть считает себя его нервной системой, то должна понимать: вмешиваться нужно лишь тогда, когда что-то не работает само по себе. Только вот что делать, если главная проблема – работа именно этой системы?
***
Облупившийся фасад «Пионера» уже ремонтируют. В планах городских мероприятий Оффбитс всё так же отвечают за всё молодёжное и драйвовое. У самих ребят куча идей и проектов. Если им, наконец, перестанут мешать, то надежда ещё есть. На церемонии вручения премии «КАРДО» глава города Андрей Джатдоев сказал, что хоть ему и нравится Работенко, он не хочет слишком его приближать, чтобы административная среда не испортила его. Золотые слова. Если все чиновники выучат простое правило «не лезть и не мешать», у нашего города, в том числе по части культуры, прекрасное будущее. Если же нет – то молодые и дерзкие найдут себе применение где-то ещё.
Станислав Маслаков