пт, 29 март
09:04
Ставрополь
+7 °С, ясно
Эксклюзивы

Большой брат в городе: как «умнеет» Железноводск

24 января 2020, 12:09Статьи
Фото:

На Ставрополье полным ходом идёт цифровизация. Людям недалёким она кажется очередной забавной игрушкой. На деле же это настоящий тектонический сдвиг, не меньший, чем индустриализация или переход к оседлому образу жизни. Всё наше общество, все его институты и механизмы начинают работать по-новому.

Одним из флагманов этого процесса стал небольшой курортный городок Железноводск. В нём реализуется первый в крае проект по созданию «умных городов».
Мы разобрались, что это такое и как изменится наша жизнь в ближайшие годы.
Что такое «Умный город»?

Само это понятие появилось на излёте прошлого тысячелетия и сводилось к мечтам экологов: города, которые живут за счёт возобновляемых источников энергии и перерабатывают все свои отходы. Но достаточно быстро акцент сместился на цифровые технологии.

Создатели первых настоящих проектов рассуждали так. Что такое город? Это совокупность людей и инфраструктуры. Всё это как-то взаимодействует и как-то управляется. Но из-за проблем с коммуникацией и пресловутого человеческого фактора работает эта махина не так хорошо, как могла бы. Автомобили стоят в пробках, не зная, как объехать затор. Целые кварталы остаются без воды или газа только потому, что рабочие по ошибке повредили трубу или профильные структуры не знали о том, насколько изношен тот или иной участок. Преступникам достаточно затеряться в толпе, чтобы их не поймали. Жалобы горожан месяцами ожидают ответа, кочуя по бюрократическим процедурам. Ну и так далее. Общий вывод был прост: чтобы город жил лучше, нам не хватает информации о том, что в нём происходит, и способов оперативно на неё реагировать. Как раз к тому моменту подоспели технологии: камеры и датчики наблюдения, беспроводные сети, центры обработки данных и, конечно же, всепроникающий интернет.

Поначалу элементы того, что потом назовут «умным городом», внедрялись разрозненно, отдельными фирмами и каждый раз по своим технологиям. Немногие помнят, но ещё в конце советской эпохи существовала система «ИЗУМРУД» — ИЗУМительный Регулировщик Уличного Движения, способный оценивать дорожную обстановку на сложных перекрёстках и менять в соответствии с ней режимы работы светофоров.

Но со временем стало понятно, что «умный город» требует унификации технологий и единого оператора, чтобы все элементы этой системы понимали друг друга и работали слаженно. Поэтому от небольших команд энтузиастов эта тема перешла в руки крупных корпораций — из тех, кто стоит на передних рубежах прогресса и способны заниматься масштабными разработками. В Японии первый умный город Фудзисаву построил Панасоник, в Корее, Китае, Европе, США — свои технологические гиганты. Вполне логично, что и в России этим занимались поначалу многие, а наибольших успехов достигла государственная корпорация Росатом.

Главное — люди

На самом деле у нас уже много городов называют себя умными, но на уровне всей системы, а не отдельных элементов это впервые было реализовано в городе Саров, ранее известном как Арзамас-16. Это небольшой и до сих пор закрытый наукоград в Нижегородской области, где разрабатывается ядерное оружие и много чего ещё полезного и более мирного. Разработкой технологий занялась компания АО «Русатом Инфраструктурные решения» — дивизион Госкорпорации «Росатом», отвечающий за направления «Чистая вода» и «Умный город».

С самого начала компания шла от философии, что город — это в первую очередь люди, и только потом — технологии. Она стремилась создать комфортную среду для каждого, преодолевая все возникающие на этом пути препятствия. Поэтому если внешне русский «умный город» — это тоже какие-то приложения, датчики и обработка данных, то изнутри всё выглядит несколько иначе.

По сути, это следствие более глубокого понимания происходящих процессов. Его в прошлом году сформулировал Сергей Кириенко, выступая на Цифровом форуме в Петербурге:

«Все большее значение приобретает не техника, а человек. Это некий вызов. Всегда в фантастических романах писали, что по мере развития цифровой экономики человек станет не нужен, всё будет делать машина. У меня обратная точка зрения. Я как раз считаю, что по мере развития технологий значение человека будет только увеличиваться, потому что творить машина не умеет».

Поэтому реализованный в Сарове и воплощаемый в Железноводске «Умный город» — эта система, созданная для людей и решает она в первую очередь вполне простые, житейские проблемы.

С курортным уклоном

Проект в Сарове — это база, которая будет подстраиваться под каждый город. В случае с Железноводском не могли оставить в стороне курортную составляющую. Отдыхающих там в сезон бывает больше, чем самих жителей, поэтому система должна работать на всех.

В её основе — многослойная карта города, где каждый может найти необходимую информацию, отметить событие или попросить решить проблему. Показаны все организации — от администрации и детских садов до кафе и ресторанов — с контактами и временем работы. В режиме реального времени отображается движение автобусов. Если человек увидел яму на дороге, неправильно припаркованный автомобиль или любую другую проблему — ему достаточно указать в мобильном приложении, что и где произошло — и информация тут же попадёт ответственным структурам.

В парках, бюветах и других общественных местах устанавливаются камеры интеллектуальной системы видеонаблюдения — с возможностью распознавания лиц и автомобильных номеров. Информация с них поступает в ситуационный центр — «умный» пункт управления на базе администрации города-курорта. Помимо этого, в туристической зоне стоят smart-киоски — это интерактивные туристические гиды, с помощью которых можно составить маршрут по терренкурам, познакомиться с историей города, получить любую информацию о культурных и спортивных событиях, экскурсиях, кафе, ресторанах, гостиницах, санаториях и т.д. Умные переходы позаботятся о безопасности пешеходов, а остановки — сообщат о приближении общественного транспорта.

Всё это — только начало. По сути, обкатка технологий и создание той основы, развивать которую можно бесконечно. В ближайших планах — умные приборы учёта коммунальных ресурсов, которые позволят избежать потерь и оперативно чинить любые неполадки. 

Министр ЖКХ Ставрополья Роман Марченко убеждён, что со временем у нас «поумнеет» весь край:

«Конечно, в полной мере «умные» сервисы в Железноводске заработают спустя некоторое время, но уже сейчас мы планируем распространить эту практику на другие города Ставрополья, делая их более современными, комфортными для жизни, — и постепенно перейти от «умного города» к «умному региону».
Иллюстрации: Сергей Лычак/ИА «Победа26»