сб, 20 апр.
02:03
Ставрополь
+11 °С, облачно
Эксклюзивы

Что рекламировали на Ставрополье до революции

30 ноября 2020, 14:48Статьи
Фото:

Сегодня рекламой никого не удивишь: все пресыщены огромным количеством объявлений, которые атакуют нас отовсюду. Всегда ли было так, и какие товары пользовались особой популярностью больше 100 лет назад — в материале.

В конце 19 — начале 20 веков не было большого выбора, куда можно разместить рекламу. Основным каналом тиражирования выступала бумажная периодика. Это газеты, журналы и памятные книжки.
«Северный Кавказъ»
Газету называют представителем ставропольской социальной журналистики. Тем не менее, на последних страницах издания были специально отведённые места под рекламу. В особых случаях объявления печатали и на первой полосе. Как правило, людям предлагали купить всевозможные товары для гигиены и красоты. Это порошок для уничтожения волос, мыло против веснушек, прыщей, загара и излишней потливости, бальзам для отбеливания кожи.
Продавали мужские костюмы, обувь, швейные машинки, канареек, семена.
Врачи рассказывали о своих услугах, «образованные» девушки искали работу гувернантками и преподавательницами французского и немецкого языков. Встречались и предложения освоить навыки бухгалтера.
Здесь же были важные объявления об изменениях в привычном укладе. Например, о приостановлении занятий в школах, изменении расписания поездов, предостережения о плохих погодных условиях.
Также люди могли написать о том, что стали жертвой воров и попросить помощи. Так искали и свидетелей преступлений.
Кстати, в начале 20 века в газете искали и людей, у которых можно занять крупную сумму денег.
Публиковали и такие объявления, которые сейчас кажутся, по меньшей мере, странными. Главный библиотекарь Ставропольской краевой библиотеки имени Лермонтова Антонина Ашихмина провела историческое расследование одного из них.
«Во-первых, серьёзный словарь Брокгауза-Ефрона ссылается на народное название пеликана — «баба-птица». Во-вторых, шкурки действительно бывают разных цветов, но нежно-розовая ценится дороже. Потому, в-третьих, адрес не печатается, во избежание несанкционированного изъятия ценностей», — рассказала Антонина Ашихмина.
В другом необычном объявлении говорилось, что в Ставрополь привезли страуса. Всех желающих приглашали посмотреть на дивную африканскую птицу. Стоимость посещения выставки составляла 5 копеек.
Памятные книжки
Ежегодное губернское справочное издание имело специальное место для рекламы. Раздел с объявлениями находился в конце книжки и был оформлен на цветных плотных страницах. Другие части книги были отпечатаны на обычных белых листах.Сплошной текст здесь был не частым гостем: активно использовали картинки. Названия и справочную информацию оформляли крупно, необычными шрифтами.
Предлагали приобрести швейные машинки «Зингер», автомобили «Форд», фотоаппараты и фотоплёнки от «Кодак».
Так как закон о рекламе появился гораздо позже, в издании печатали и информацию о пиве.
Федеральная реклама
В федеральных изданиях вроде «Нивы» тоже публиковали рекламу. Это журнал, который выпускали еженедельно в Санкт-Петербурге. Дело в том, что товары из объявлений производили не только в бывшей тогда столице, но и в разных уголках страны. Приобрести их предлагалось во всех городах, где продавали издание.
Интересно, что часть объявлений публиковалась на немецком языке.
В то время уже набирали обороты фабрики, помогающие избавиться от венерических заболеваний и увеличить «мужскую» силу.
Любопытное изделие предлагала компания «Нестле» — молочную муку. Прародитель детской смеси положил начало целой индустрии питания для грудничков.
Как можно убедиться, реклама в дореволюционные времена была похожа на то, что мы можем увидеть сейчас.
Материалы предоставлены Ставропольской краевой универсальной научной библиотекой имени Михаила Юрьевича Лермонтова.