чт, 28 март
19:26
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Долговая яма для Благодарного

13 февраля 2020, 11:53Статьи
Фото:

В начале 2019 года жители Благодарненского округа заключили договоры на вывоз мусора с региональным оператором «Экострой» и к своему удивлению узнали, что уже должны за несколько месяцев. До этого у них действовало соглашение с другим перевозчиком, и за услугу деньги платили ему. Как так получилось, выяснял корреспондент «Победы26».

История о долгах и конфликте между частной компанией и регоператором появилась в СМИ в декабре 2019-го. Всё сводилось к тому, что НПО «Центр экологического сопровождения предприятий» (далее — НПО «ЦЭСП». — Прим. авт.) нелегально выбрасывал мусор в собственный котлован на окраине Благодарного и брал за это деньги с горожан, пока у тех копился долг перед «Экостроем».
«Это рейдерский захват»
«Победа26» направила запрос в прокуратуру Благодарненского округа и выяснила, что НПО «ЦЭСП» в марте 2016-го получило лицензию Росприроднадзора на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности. В декабре того же года предприятие получило участок на окраине Благодарного по договору аренды, а после выкупило без торгов по кадастровой стоимости — за 3600 рублей. Это получилось благодаря приоритетному положению — во время аренды компания построила на нём нежилое здание.
На этой территории и находится котлован. Он предназначен для временного хранения отходов. Срок — 11 месяцев.В 2017-м НПО «ЦЭСП» приступило к перевозке мусора, однако с запуском мусорной реформы и приходом регоператора начались проблемы. Люди пошли в «Экострой», чтобы заключить договор на вывоз мусора. Тут-то и выяснилось, что им начисляют плату с июля 2018-го — с начала работы регоператора. Возник вполне ожидаемый вопрос: за что долг, если в тот период у них был договор с «ЦЭСП»?
«Экострой» занял жёсткую позицию: «ЦЭСП» незаконно вывозил мусор с июля по декабрь 2018-го, когда в округе уже работал регоператор, а имеющийся у фирмы полигон засоряет окружающую среду и не имеет законных оснований на существование. В свою очередь руководитель НПО Анна Петряник убеждена, что это рейдерский захват её бизнеса: оператор заинтересован в том, чтобы забрать имеющийся у неё участок.«Идёт рейдерский захват моего бизнеса, моего полигона. Сейчас мы его не эксплуатируем, потому что природоохранная прокуратура наложила нам ограничение на него. Но к концу февраля мы снимем их», — рассказала она корреспонденту «Победы26».
Если обратиться к кадастровой карте, сегодня котлован площадью 40 тысяч квадратных метров принадлежит не НПО «ЦЭСП», а некой Жанне Мергасовой. Согласно данным прокуратуры округа, его у «ЦЭСП» сперва выкупила сама Петряник, а после перепродала Мергасовой. 3 декабря 2019-го Промышленный районный суд Ставрополя возложил на НПО «ЦЭСП» и гражданку Мергасову солидарную обязанность убрать несанкционированную свалку за шесть месяцев.
Согласно предоставленным «Победе26» Анной Петряник экспертным заключениям, площадка временного размещения отходов не несёт угрозы окружающей среде. Из заключения пояснительной записки «Ставропольского центра государственного экологического мониторинга» следует, что этот полигон не может оказать влияние на состояние подземных вод. Ещё одно заключение выдал Роспотребнадзор, по нему тоже полигон соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.На руках у корреспондента «Победы26» также оказалось экспертное заключение Росприроднадзора: при сборе почв не было выявлено превышения содержания загрязняющих веществ. ООО «Грунт» выдало заключение о том, что в котловане за счёт уплотнения верхнего слоя грунта создан временный водонепроницаемый экран, а в создании водостоков при сухом климате Благодарненского округа не возникает необходимости.
Выходит, что по документам полигон чист. По словам Анны Петряник, «ЦЭСП» вывозил не коммунальные отходы, а отсортированный мусор, который можно было временно хранить на площадке.
«Согласно экспертизам, которые проводились по инициативе «Экостроя», все отходы принадлежат к V классу опасности (они несут меньше всего угрозы экосистеме. — Прим. авт.). Он не лицензируется. <…> После 11 месяцев хранения я вывозила дальше отходы на захоронение в специализированную организацию. Я не буду говорить о ней, это не имеет никакого предметного разговора. Их тоже проверяли несколько раз, там тоже всё законно», — объясняет Петряник.
«Люди игнорировали законного оператора»
Чтобы разобраться в претензиях, корреспондент «Победы26» обратился к руководству «Экостроя». Алексей Бушман и представляющий интересы организации в суде юрист Николай Федотов рассказали, что НПО «ЦЭСП» в принципе не может заниматься складированием мусора на своей площадке временного хранения, потому что она не учтена в территориальной схеме.
«По большому счёту у «ЦЭСП» просто яма. Полигон — это некое сооружение, где выполнен комплекс мер природоохранного законодательства, чтобы сточные, дождевые воды не проходили через слои отходов, оно предполагает пожарную сигнализацию. Только за один проект полигона нужно заплатить порядка 15-20 миллионов. <…> Любая площадка временного хранения должна быть внесена в Территориальную схему обращения с отходами, которая утверждается правительством Ставропольского края. Данного участка в ней нет», — пояснил Алексей Бушман.
Обратившись к Территориальной схеме, мы убедились, что полигон НПО «ЦЭСП» в неё не внесён, при этом сама компания входит в число тех, кто может вывозить мусор по лицензии. Единственный легальный полигон в Благодарненском округе — ООО «ЭКЛАТ». Он расположен на территории бывшего колхоза «Красная Звезда».
Комментируя итоги экологической оценки котлована, руководство «Экостроя» подчеркнуло, что реальное заключение может дать только Центр лабораторного анализа и технических изменений при Росприроднадзоре.
«У остальных структур нет права выдавать такие документы. ООО «Грунт» не имел права оценивать и давать заключения, у него даже нет лаборатории, которая может оценить ущерб. А Росприроднадзор регулярно выезжает туда и обнаруживает несанкционированные свалки. В апелляции и в кассации ущерб, нанесённый ими окружающей среде, оценили в 2 миллиона 900 тысяч рублей», — говорит Алексей Бушман.
Как получилось, что люди не отреагировали на появление законного регоператора? В «Экострое» всё объяснили низкой платой за услугу, которую брал «ЦЭСП»: используя свой участок, компания не платила за размещение мусора полигону, потому и оценивала свои услуги не так дорого. Предприниматели просто хотели сэкономить, а обычные граждане игнорировали платёжки. Так и накопилась пеня.
«Мы уведомления отправляли ещё в апреле 2018 года через «Почту России» о том, что в июле начинаем работать. Плюс к этому у нас было семь публикаций в местной газете. Как оказалось, этого мало. Люди получали уведомления, но не реагировали. Мы начали обращаться в суд и через суд свои деньги получали. До 31 декабря 2018 года незаконный перевозчик продолжал собирать с людей деньги», — рассказал Алексей Бушман.
Юрист компании «Экострой» Николай Федотов объяснил, что теоретически НПО «ЦЭСП» может забирать мусор, но не может нигде его утилизировать. Закон просто не позволяет компании, которая оператором не является, оставлять мусор на легальных полигонах.
«В законе «Об отходах производства и потребления» есть 10 пункт статьи 24.6. Его смысл сводится к тому, что полигон, который захоранивает отходы, принимать их может ТОЛЬКО у регоператора. Анна Юрьевна вывезла у тебя мусор и хранит его на своей площадке 11 месяцев. Теоретически можно, если не учитывать, что она незаконна. А потом куда? По закону никакой полигон для захоронения не может принять его, потому что она не регоператор», — объяснил юрист.
Во время беседы с корреспондентом «Победы26» руководство «Экостроя» заявило, что местные жители уже возвращаются под крыло регоператора. Что касается долга, в этой части удалось достигнуть мировых соглашений. Ситуацию под контроль взяло минЖКХ региона.
Больше всего в этой истории пострадали обычные граждане. Обратись они после первой же платёжки от «Экостроя» за разъяснениями, сразу бы получили ответ — кому и за что платить деньги. Возможно, не пришлось бы разбираться с долгами, которые оказались вполне обоснованными.
Фото предоставлены компанией «Экострой»