чт, 25 апр.
23:54
Ставрополь
+17 °С, ясно
Эксклюзивы

Исчезнувшие кладбища в Ставрополе: что скрывает история градостроительства

21 апреля 2021, 11:34Статьи
Фото:

Почему исчезли многие старинные кладбища на территории краевой столицы, что построили на их месте и как церковь относится к ликвидации и застройке погостов. Об этом — в материале «Победы26».

Исчезнувшие кладбища — целый пласт культуры, который следовало охранять как исторический памятник. Однако в советское время правилом пренебрегли, пояснил краевед Роман Нутрихин. По его мнению, тогда сформировалась целая тенденция на ликвидацию захоронений. Уцелели лишь самые значимые из них.
«Это явление стало массовым, потому что сильно менялся облик городов. Снос кладбищ связан с активной советской индустриализацией, развитием архитектуры в сталинские времена и масштабной застройкой. При этом и до революции в России кладбища также сокращались и уничтожались по истечении полувека», — отметил Нутрихин.
Варваринское кладбище в Ставрополе
Захоронение обустроили при основании города, оно считается одним из самых старых. Территория представляла собой прямоугольник. Он проходил по сегодняшним улицам Спартака, Голенева, Комсомольской и Розы Люксембург.
«Когда сюда пришли казаки, военные, купцы, то устроили кладбище, где были захоронения ещё с античных времён. Неизвестно, случайно это вышло, или там курган какой-то был, однако когда закладывали строительный техникум, там обнаружили античные захоронения с золотой монетой во рту у скелета», — говорит Роман Нутрихин.
В 1849 году на участке построили церковь святой Великомученицы Варвары. Хоронить там перестали ещё до революции 1917 года, но оно просуществовало до 50-60-х годов ХХ века. Сейчас на этой территории расположен строительный техникум и Дворец Культуры имени Юрия Гагарина.
«Кладбище было знаменитое и даже упоминалось в литературных произведениях. В частности, это повесть «Чёрная тетрадь» Ильи Сургучёва, где он рассказывал о захоронении своей возлюбленной. Исчезло оно довольно банально: в советское время начали развивать этот квартал. В итоге здесь вырос строительный техникум, общежитие, Дворец Гагарина», — пояснил историк.
Настоятель храма святой Варвары, иерей Антоний Скрынников добавил, что в большинстве случаев ликвидация кладбищ — это кощунство.
«В Ставрополе был уничтожен ряд кладбищ, на месте которых сейчас располагаются учебные заведения, жилые дома, заправки, государственные ведомства и учреждения. Как исключение — строить на кладбище допустимо лишь храмы, часовни, можно ставить поклонные кресты. Гражданским объектам там не место. Есть религиозный аспект — это место молитвы, скорби, упокоения. Есть аспект и санитарно-эпидемиологический», — говорит Скрынников.
Польское кладбище
Захоронения располагались на участке, где сейчас проспект Октябрьской революции пересекается с улицей Мира.
Краевед Роман Нутрихин рассказал, что на кладбище хоронили представителей разных конфессий. Связано это с тем, что рядом располагались сразу несколько религиозных учреждений. Это первая еврейская синагога, которую снесли во время строительства «Шпиля». Здание строили к 70-летию Сталина — к 1948 году. Сейчас остались только некоторые подсобные помещения во дворе по улице Ленина, 282.
Поблизости, на проспекте Октябрьской Революции, 34, находилась римская католическая церковь. Её прихожанами в основном были поляки.
Поэтому на кладбище рядом с церковью размещали еврейские, католические и лютеранские захоронения.
Кстати, бывшую католическую церковь со временем серьёзно переделали. Сейчас священники вернулись в этот дом, но занимают всего одну квартиру.
«От этого кладбища совершенного ничего не осталось, но были интересные захоронения. Поляки в основном переселялись в Ставрополь после восстания в 1830 году А в нём принимали участие аристократы и крупные военные — культурная элита. Тогда Северный Кавказ и Ставрополь называли тёплой Сибирью, поскольку сюда привозили много ссыльных. От них как раз и происходит творческая и культурная элита Ставрополя. Среди потомков поляков — Прозрителев, основатель краеведения на Ставрополье Бентковский, знаменитый композитор Беневский. История польской общины Ставрополя не написана, и это кладбище могло бы многое рассказать о представителях родов. К сожалению, оно не сохранилось. Эта часть ставропольской истории потеряна навсегда», — добавил Нутрихин.
Успенское кладбище — мемориальный парк «Некрополь»
Захоронения на участке появились в первой половине XIX века. Кладбище разместили близко к казачьей станице, которую заложили одновременно со Ставропольской крепостью в 1777 году. Успенским оно стало называться с 1849 года, после строительства храма.
На кладбище хоронили известных в городе людей: докторов, инженеров, архитекторов, литераторов, учёных, меценатов, военных, купцов. В общей сложности там нашли покой не менее 10 тысяч человек. Это и многие генералы Кавказской войны, и Григорий Прозрителев с семьёй, и родственники Елены Блаватской, семья писателя Ильи Сургучёва.
К началу XX века на территории вокруг Успенского храма возводили вспомогательные постройки. Последние архивные данные, отражающие территорию кладбища, относятся к периоду Великой Отечественной войны. Активная застройка и уничтожение склепов и памятников началось после 1946 года.
По словам краеведа, Успенское считается самым старым из ныне сохранившихся кладбищ, хотя там осталось очень мало гробниц.
«Из всего, что там было, сохранился примерно один процент. Оно было гораздо больше и простиралось за железную дорогу. Несмотря на большую площадь, гробниц осталось мало. В старину ставропольцы не скупились, и некоторые заказывали роскошные надгробья из итальянского гранита и мрамора. Там целые склепы стояли. Один из них сохранился», — говорит Нутрихин.
С 30-х годов ХХ века от погоста стали «отрезать куски» под застройку. А в ходе Великой Отечественной войны станки с завода «Красный металлист» эвакуировали на Успенское кладбище и спрятали в склепах. Это делалось в надежде, что его не затронут бомбёжки, но даже если так случится, то оборудование уцелеет в глубоких склепах. Таким образом пытались обеспечить работу завода после немецких налётов.
«Какое-то время после революции кладбище сохранялось, возможно, причиной этому послужили захоронения героев гражданской войны, причём с обеих сторон. Там были и белые офицеры, которые гибли при взятии Ставрополя, и красные командиры. Тем не менее, с самых богатых захоронений большевики снимали надгробия и резали на плитку. Она украшала памятники, советские учреждения, здания сталинского ампира. Зачастую элементы декора на крупных административных зданиях, отделанные мрамором и гранитом, — это распиленные старинные надгробия», — добавил Нутрихин.
Сейчас в границах Успенского кладбища, или того, что от него осталось, находится четыре памятника культурного наследия — могила Прозрителева, захоронение архитектора Кускова, Успенский храм и братские могилы героев-красноармейцев.
Кладбище возле Андреевского собора
Роман Нутрихин рассказал, что на участке было небольшое, но важное кладбище. При соборе также хоронили знаменитых людей. В частности, генерал-губернатора Николая Егоровича Никифораки, при котором Ставрополье достигло невероятных успехов в социально-экономическом развитии. От погоста почти ничего не осталось, но в последние десятилетия его восстанавливала церковь.
«Совершенно понятно, почему кладбища сносили в советский период. Нужно было десакрализировать все сферы жизни, так или иначе связанные с религией, традицией, нравственностью, церковью. Именно по этой причине большевики после революции 17-го года официально разрешили аборты, разводы, начали строить крематории и разрушать кладбища», —пояснил священник Антоний Скрынников.
Даниловское кладбище
Кладбище появилось в начале XIX века и просуществовало до 1969 года. Однако некоторые захоронения сделали уже в 1980-х годах. В советское время здесь хоронили военачальников и солдат, погибших при освобождении Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков, учёных и деятелей культуры.
Краевед Роман Нутрихин пояснил, что изначально на месте Даниловского было три кладбища — еврейское, мусульманское и православное. Потом ограды снесли и захоронения объединили.
От мусульманского не осталось практически ничего, от еврейского — один склеп и немного могил. Большую часть кладбища снесли при строительстве и расширении троллейбусного парка.
«Там можно увидеть покосившийся старинный каменный склеп со звездой Давида, памятники с надписями на иврите. Их было гораздо больше. Они могли служить богатым источником информации для историков, исследующих династии купцов, культурную элиту и так далее. Также там стояла часовня святого Даниила, которая была снесена полностью, а многие дорогие памятники, разбирались и отправлялись на изготовление декоративной плитки для облицовки советских строек», — добавил Нутрихин.
Кладбище на Мамайке
Практически вся территория Мамайского леса — это бывшее кладбище. Роман Нутрихин рассказал, что оно было довольно пространным и просуществовало до середины ХХ века.
«В старину, в 18-м и первой половине 19 века, люди закладывали новое кладбище там, где обнаруживали древнее захоронение. Считается, что район Мамайки был назван в честь мамаев, а на малоросском языке так называли каменных баб. Предполагается, что там находились курганы, где и стояли эти каменные бабы», — пояснил Нутрихин.