сб, 20 апр.
06:37
Ставрополь
+9 °С, ясно
Эксклюзивы

Изменения в ЕГЭ-2022. Почему ставропольским школьникам будет сложно как никогда

22 сентября 2021, 12:22Статьи
Фото:

В 2022 году единый государственный экзамен пройдёт по-новому. Корректировки уже определил Федеральный институт педагогических измерений. Что поменяется, как это скажется на подготовке и оценках? Почему будущим выпускникам будет сложнее, чем всем, кто сдавал ЕГЭ раньше, — в материале «Победы26».

На сайте ФИПИ опубликованы проекты документов, определяющих структуру материалов ЕГЭ 2022 года. Она изменится во всех учебных предметах, кроме информатики. Самые заметные нововведения коснутся ряда дисциплин.
В ЕГЭ по русскому языку больше внимания уделят пунктуации, но в целом всё останется по-прежнему. В задания по литературе к произведениям отечественных авторов добавят зарубежные, а в сочинении будут оценивать и содержание, и грамотность его написания. Много корректировок ждёт КИМы по математике и физике, английскому языку.
Проверка понимания предмета: физика
Об изменениях в ЕГЭ по физике рассказала руководитель методического объединения естественных наук ставропольского Центра для одарённых детей «Поиск» Ирина Леухина. Общее число заданий сократилось с 32 до 30: в исключённые попал вопрос по астрофизике. В первую часть добавили две позиции базового уровня — решая их, школьники покажут общее знание предмета.
Формулировки некоторых заданий изменили, чтобы исключить подсказки. Например, вместо «выберите два правильных ответа» теперь укажут «выберите все правильные ответы».
«Во второй части теперь нет заданий с кратким ответом. Исключили две задачи, которые решали на черновике и вписывали в бланк число. Появилась ещё одна двухбалльная задача с развёрнутым ответом — теперь их две. Причём здесь задана явная модель. Описывается ситуация, а выпускник должен записать какие-то законы и формулы, сделать рисунок, произвести несложные числовые преобразования и получить ответ. То есть экзаменуемый должен продемонстрировать, как именно он получил решение», — пояснила Ирина Леухина.
Ирина Леухина отметила, что никаких причин для паники нет. Уровень сложности остался прежним.
«Думаю, что изменения пойдут на пользу — детей учат по новым стандартам. Это предполагает способность именно мыслить, думать, анализировать, а не просто зубрить. Я считаю, что ЕГЭ вполне достойная форма проверки знаний, особенно для точных наук. В 2021 году десять выпускников нашего центра набрали свыше 90 баллов, а ещё трое — 100 баллов», — подчеркнула педагог.
Корректировки в сторону высшей школы
Научный руководитель отделения математики Центра для одарённых детей «Поиск», кандидат физико-математических наук, тренер олимпиадной сборной учреждения по математике Валентина Карслиева отметила, что после внесения изменений, разделение между базовым и профильным ЕГЭ по математике станет более выраженным. Простые задания уйдут в общий экзамен, а те, что посложнее, — в его продвинутую версию.
Из заданий уберут три самые лёгкие задачи. Взамен них появится ещё одна на вероятность — теперь их станет две. Кроме того, появится один вопрос на исследование функции. В итоге число заданий в первой части экзамена уменьшится до 11.
«Корректировки больше касаются требований высшей школы. Среднестатистически дети идут в вузы с недостаточным уровнем знаний. Ребят именно натаскивают на ЕГЭ, а сам материал изучается недостаточно. В итоге дети зачастую не очень хорошо знают разделы высшей школы, например, математический анализ. Поэтому и были внесены соответствующие изменения», — пояснила педагог.
Не натаскивать на экзамен, а учить предмету: математика
Во второй части ЕГЭ по математике изменилось количество начисляемых баллов. За вопрос по геометрии под номером 14 теперь поставят три балла вместо двух, а по экономике — два вместо одного. Сами задания останутся в том же порядке, что и раньше.
«Мне нравятся эти корректировки, потому что вольно-невольно придётся отойти от натаскивания детей на конкретные типовые задания и перейти к тому, чтобы учить ребят самому предмету. Выпускник, который выберет профильную математику, действительно получит все необходимые знания», — отметила Валентина Карслиева.
Проектная работа вместо эссе: английский язык
Заметные изменения коснутся ЕГЭ по английскому языку, пояснила руководитель отделения иностранных языков центра дополнительного образования детей «Лидер» Алина Рындина. Привычное эссе заменят на проектную работу. Частично она похожа на формат экзамена IELTS (Международная система оценки знания английского языка. Позволяет определить уровень и навыки владения английским у людей, для которых он не является родным. — Прим. ред.).
«Работа на ЕГЭ — проектная. Пока оценивать сложно, но кажется, что это не плохо, так как применяется деятельностный подход. Ребёнок чётко понимает, зачем он выполняет задание, есть статистические данные, которые нужно проанализировать, сопоставить, сравнить. Это должно помочь детям в будущем, однако как это будет на самом деле, пока сказать сложно», — отметила педагог.
Преподаватель считает, что устная часть стала даже немного проще. Например, в задании с вопросами в формате анкеты разрешили допускать грамматические и лексические погрешности. Раньше за это снижали баллы.
«Раньше требовалось написать письмо личного характера — это сильно устарело. Теперь предлагается электронный вид письма. Многие критикуют и это, мотивируя свою позицию тем, что школьники не используют такую форму общения. Тем не менее корректировки хотя бы немного учитывают современные реалии и представляют собой шаг в верном направлении. Устная часть — это личностный подход, ставка идёт на самого ученика. Так как фантазия в ЕГЭ в принципе не нужна, все идеи и мысли школьников никак не оценивались. Устная часть предполагает ответ на задаваемые вопросы и даёт возможность детям немного рассказать про себя», — добавила Алина Рындина.
Первое время выпускникам будет сложно как никому
Педагог отметила, что в этом году готовить выпускников к экзамену будет очень сложно. Причина в отсутствии методических материалов. В открытом банке ФИПИ выгружена только демоверсия тестов, в которых по одному варианту каждого вида заданий. Учителям приходится самим искать похожие задачи в других источниках или импровизировать.
«Пока неясно, какое влияние окажут внесённые изменения, потому что никто не сдавал такой экзамен. В предыдущих форматах педагоги сами сдавали ЕГЭ, чтобы понимать процедуру изнутри. Сейчас таких «подопытных» нет. Этим детям будет сложно как никому», — считает Алина Рындина.
Отмена ЕГЭ — это шаг назад
Периодически на официальном уровне говорят о необходимости отменить ЕГЭ. Так, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев в конце мая 2021 года заявил, что экзамен уберут, поскольку «система себя не оправдала». Точные сроки парламентарий не назвал, но выразил уверенность, что в будущем это непременно произойдёт.
У ЕГЭ немало противников. Тем не менее учителя не поддерживают возможную отмену единого государственного экзамена.
Ирина Леухина считает, что нынешний формат итоговой проверки знаний даёт выпускникам много преимуществ. Абитуриенты могут поступить в любой вуз страны и при этом не сдавать экзамен «повторно». Это экономит время и нервы, да и в целом намного удобнее. Сама процедура ЕГЭ понятна и прозрачна, подчеркнула педагог.
«На мой личный взгляд, отмена ЕГЭ — это шаг назад и возвращение к непрозрачной системе, когда на оценку ученика могли повлиять субъективные факторы. Например, преподаватель, который принимает экзамен. Кому-то он может помочь, а кого-то «утопить», специально задавая дополнительные вопросы или формулируя их так, чтобы ребёнок не смог ответить», — подчеркнула Леухина.
Педагог отметила, единый государственный экзамен — хорошая форма для проверки знаний по точным наукам. Она содержит задания базового повышенного уровня, что полезно для поступающих в профильные вузы.
«Если отменить ЕГЭ, то что будет ему альтернативой? Билеты — это возвращение к прежней ситуации, когда главную роль играли не фактические знания учеников, а финансовые возможности их родителей. Если отменять ЕГЭ, то следует создать более эффективную альтернативу, но никак не возвращаться к тому, что было», — считает Ирина Леухина.
Проблема не в ЕГЭ, а в способах подготовки
Схожего мнения придерживается и Валентина Карслиева. Отмена экзамена не пойдёт на пользу образованию, уверена преподаватель. Сама идея ЕГЭ хороша, так как даёт равные шансы на поступление в региональные и топовые федеральные вузы. Однако любую задумку можно подпортить неудачной реализацией, пояснила педагог.
«Результатами ЕГЭ можно пользоваться не в одном вузе и даже не по одному направлению — это большой подарок выпускникам. Сам по себе экзамен — хорошая задумка, а то, что на него начали натаскивать, это уже проблема системы. Часто получается, что даже профильная подготовка в специальных классах — условная, и качество знаний остаётся под вопросом», — отметила Валентина Карслиева.
Преподаватель считает, что проблемы идут от негласной школьной установки вручить аттестаты всем ученикам. Общеобразовательные учреждения не хотят портить рейтинги, поэтому стараются, чтобы итоговые испытания прошли все выпускники. Из-за этого детей учат не предмету, а способу сдать по нему ЕГЭ. Это приводит к нехватке знаний и недовольству форматом.
Людям в принципе не нравятся экзамены
Алина Рындина отметила, что у единого государственного экзамена есть свои недостатки. Однако и плюсы у такого формата тоже очень весомые. Благодаря ЕГЭ выпускник может поступить в любое желаемое учебное заведение вне зависимости от места жительства. Прежняя система проверки знаний подобного предложить не могла. Например, в столичных вузах был очень высокий внутренний конкурс. Шансы поступить у абитуриентов из регионов практически отсутствовали.
«Разговоры об отмене ЕГЭ ведутся, потому что многим людям он не нравится. Но людям в принципе не нравятся экзамены. Когда они критикуют такой формат, то не задумываются, что в случае отмены на замену ЕГЭ придёт что-то другое. В любом случае альтернатива будет предложена, но насколько она будет лучше?» — задаётся вопросом педагог.