чт, 28 март
15:29
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Как учитель из Ставрополя ездила петь «Катюшу» в Африку

16 октября 2019, 16:05Статьи
Фото:

Преподаватель вокала Лариса Демидова отучилась и начала свой профессиональный путь в Ставрополе, а потом вместе с мужем уехала в Гвинею-Бисау. Там они собрали агитбригаду под названием «Катюша» и стали гастролировать. Африканцы подпевали и плакали…

Сейчас Лариса Филипповна руководит образцовым детским музыкальным театром «Светлячок», который создала более 20 лет назад. Но прежде ей пришлось поколесить вместе с мужем по небольшой африканской стране. Как этот опыт пригодился ныне почётному работнику образования РФ и ветерану труда, выяснила корреспондент «Победы26».
 
«Работать я начала в 1971 году, когда училась на третьем курсе музыкального училища. Преподавала вокал в музыкальной школе №1. После пар спешила к ученикам. Удавалось совмещать и учёбу, и работу», — рассказывает педагог.
 
После вуза по распределению молодого специалиста направили в школу №6. За полгода хор, которым здесь руководила Лариса Демидова, успел победить в нескольких городских конкурсах. А после декрета педагога пригасили в ставропольский краевой Дом пионеров, где она работала концертмейстером, учила вокалу и игре на фортепиано. Но вскоре ей пришлось уехать в Африку.
Из Ставрополя с любовью… в Гвинею-Бисау
В 1983 году супругам Демидовым предложили поработать в Гвинее-Бисау. Муж преподавал химию в лицее и национальном институте, а Лариса Филипповна – уроки музыки в детском саду и школе при посольстве.
 
«Нас поселили в бывших казармах. Это дома, построенные из лёгких материалов. Когда шли дожди — крыша ходила ходуном. Но отсутствие комфорта нас не пугало», — вспоминает ставропольчанка.
 
Первое, что сделали русские женщины — обработали все помещения хлоркой. Затем покрасили, побелили и прибрались. Однако чистота и порядок не уберегли гостей от местных болезней, хотя перед путешествием все привились. Несмотря на это, за три года Лариса Демидова пять раз переболела малярией.
В Бисау с балалайкой
Посол Советского Союза в республике Гвинея-Бисау очень ценил самодеятельность. Прибывшие ставропольцы оказались как нельзя кстати. Олег Демидов в Ставрополе играл в вокально-инструментальном ансамбле «Орфей», а его супруга разбиралась и в музыке, и в организации самодеятельных коллективов.
 
«Ансамбль мы собрали очень быстро — буквально на второй день после приезда. Один из преподавателей играл на аккордеоне. А молодой парнишка из Ленинграда приехал в Бисау с балалайкой. Муж играл на гитаре, а я и ещё четыре девушки пели», — рассказывает Лариса Филипповна.
 
Первое выступление агитбригады «Катюша» прошло в посольском доме с большим успехом. После этого ансамбль стали приглашать в другие посольства, а затем отправлять и на гастроли местного значения.
 
«Конечно, выезд разрешал только посол. Разумеется, нас сопровождали военные переводчики. Сценой была беседка «табанка», которую предоставляли местные жители. Встречали всегда тепло. Пели мы под живую музыку и без микрофонов не только народные, но и эстрадные песни. Особенное отношение у африканцев было к нашей «Катюше». Они подпевали, а многие — плакали. На улицах нас тоже приветствовали этим именем», - вспоминает преподаватель.
 
За три года агитбригада дала 1,5 тысячи концертов. Из африканской страны ставропольчанка вернулась с грамотой от министерства иностранных дел СССР — за вклад в популяризацию русской песни и большую общественную работу по профсоюзной линии.
«Моя квартира превратилась в пошивочный цех»
После возвращения Лариса Демидова снова стала работать в Доме пионеров, а потом в центре детского творчества Промышленного района. Здесь она и осуществила свою мечту юности — создала детский музыкальный театр.
 
«Я знала, как работать с хором, но мне всегда хотелось добавить какую-то изюминку. Сделать выступление не статичным, «разбавить» движениями, раскрасить эмоциями. В юности с подружкой бегали смотреть водевили и мюзиклы в кинотеатре, где билетёром работал её отец. Я влюбилась в мюзиклы, а когда стала преподавать в школе, мечтала создать детский театр, чтобы ставить такие произведения на сцене».
 
Так в 1992 году в центре детского творчества Промышленного района появился один из первых в городе детских музыкальных театров «Светлячок». Разумеется, не обошлось без бумажной волокиты. Но потом работа закипела: подобрали режиссёра, концертмейстера и хореографа, и начались занятия. Руководитель театра помимо создания постановок с увлечением шила костюмы для своих юных артистов.
 
«Костюмы для выступлений рисовала и шила сама. Моя квартира превратилась в пошивочный цех. Выкройки заказывала у портного, а затем строчила на машинке дома. Помогала мне ещё и концертмейстер».
 
В музыкальном театре занимаются дети от 5 до 18 лет. Ребят распределяют по возрасту. Каждая из групп готовит свой проект.
 
«Самое главное в нашей работе — предоставить детям выбор сыграть то, что интересно в их возрасте. Все решения обсуждаем и принимаем совместно. Режиссёр предлагает три музыкальных пьесы. Сначала читаем в студии, затем ребята определяют, какое именно произведение мы воплотим на сцене», — поясняет режиссёр Сергей Селихов.
 
Кроме сценического мастерства детям преподают вокал и хореографию. За 27 лет юные актёры сыграли более пятидесяти спектаклей, а детский музыкальный театр из Ставрополя неоднократно становился победителем местных и международных конкурсов. Впрочем, на этом ни его создатель, ни воспитанники не планируют останавливаться. Ведь впереди ещё столько театральных сезонов.
 
Фото: из архивов детского музыкального театра «Светлячок»