О её авторах из керамической мастерской ART&FACT мы уже писали год назад. Тогда основатель студии Анна Багдасарова посетовала, что Ставрополью не хватает своей идентичности, узнаваемого стиля. Вместе с художником Катериной Ли они замахнулись на то, чтобы исправить эту ситуацию. И вот теперь они — одни из участников конкурса, который воплотит эту мечту в жизнь.
Сегодня мастерская скорее напоминает выставочный зал. Светлые окна, стеллажи по периметру и огромный стол в центре. На столе стоит каменное яйцо с незнакомым, но интуитивно понятным орнаментом. Оно бы вполне сошло за археологическую находку, но на самом деле это тотем из обожжённой глины, который уже скоро может стать одним из фирменных ставропольских сувениров.
Катерина Ли: У нас была цель — создать уникальный, узнаваемый стиль, в котором, с одной стороны, было наследие той земли, на которой мы живём, а с другой — наши мысли о том, как люди, жившие на этой территории, могли воплотить свои представления о мире, который их окружает. Это времена года, стихии, архаичные символы, которые мы создавали и наносили на теперь уже тотем.
Анна Багдасарова: Доктор исторических наук Юрий Прокопенко пишет, что у скифо-сарматских племён был культ, очень схожий с ираноязычными культами Солнца, который потом слился в культ Солнца и Огня, и в нём почиталась теория зарождения Вселенной из космического яйца. Осваивая эту тему, мы вбираем образ доисторического Сарматского моря и ныне вымерших животных, которые жили на этой территории.
— Получается, вы решили создать для Ставрополья какую-то альтернативную историю?
Анна Багдасарова: Нет, мы не придумываем альтернативную историю и не любим, когда это так называют. Мы дополняем те исторические факты, которые дошли до нас благодаря археологическим исследованиям и литературным источникам, начиная с Геродота, и творчески дополняем их. Как часто пишут: «мифический образ скудно проработан». Это значит, что недостаточно информации по этому персонажу. Но можно провести параллели со схожими образами из других пантеонов и внести дополнение — то, чего не хватает. Точно так же мы как художники заполняем эти пустоты со своей стороны. При этом стараемся, чтобы эта заполненность не противоречила уже известным дискретным фактам.
Катерина Ли: Считайте это гипотезой.
Анна Багдасарова: Мы создаём этот стиль не на пустом месте. В его основе лежат скифо-сарматские орнаменты и вкрапления из других культур, проживавших на нашей территории. Мы можем что-то дополнить, внести свои трактовки, но остаёмся в тех рамках, когда образы интуитивно понятны. Солярные символы, плодородие, изобилие — всё это воплощалось несчётное количество раз и воспринимается «памятью предков».
— То есть, вы создаёте такие псевдоартефакты для связи времён?
Катерина Ли: Можно сказать, что этот тотем — псевдоартефакт. Но создавая его, люди закладывают некий культурный код.
Анна Багдасарова: И по этому коду можно считать то, о чём думал скульптор. Керамика в этом плане — универсальный материал, который богаче, чем что-либо, даёт представление о технологиях, образе жизни и культуре создателей.
Как придумать символ Ставрополья
— Конкурс «Сувенир Ставрополья» практически воплощает то, о чём вы говорили в прошлом году. Как вы о нём узнали и какое участие принимаете?
Катерина Ли: Год назад мы собрались с Аней, сидели на террасе и обсуждали, что нет у Ставрополя узнаваемого лица…
Анна Багдасарова: Даже общей темы нет. Идея с конкурсом «Ставропольский сувенир» прекрасна, но нельзя думать, что сувенир — это конкретный предмет. Должна быть сквозная идея, объединяющая тема, которая может быть воплощена в любой форме: магните, колокольчике, тарелке — да в чём угодно. Она должна узнаваться на уровне орнаментов, символов, интуитивно считываемых знаков. Недостаточно сделать просто колокольчик, по которому человек просто будет помнить, что побывал в Ставрополе. Нужна универсальная концепция.
Эта тема витает. Она с прошлого года буквально концентрировалась в воздухе. В нашей мастерской она воплотилась в проект «Легенды Сарматского моря». Со стороны властей — в этот замечательный конкурс. Это параллельные истории, и о самом конкурсе мы узнали меньше месяца назад. Мы просто случайно встретились с его организаторами, а они сказали, что как раз собирались нас приглашать. Но осознание того, что это востребовано, что совершенно разные люди думают об одном и том же, очень помогает в работе.
Сейчас есть ощущение, что все готовы к появлению ставропольского образа. Причём не на уровне «хорошо, если было бы», а на уровне конкретных предложений и проектов.
— Но почему именно сейчас? Мы не были готовы к этому пять или двадцать лет назад?
Катерина Ли: Обычно формирование ремёсел — это очень долгий процесс. На основе тысячелетнего опыта воспроизведения каких-то культурных образцов возникал стиль. У нас сейчас всё проходит стремительно. Только что ничего не было, и вот оно начинает появляться.
Анна Багдасарова: Сама идея создания ставропольского сувенира ущербна без обращения к опыту прошлого. Нельзя сказать: «а давайте придумаем какой-нибудь символ». Его нужно найти, прочувствовать, понять, почему это именно он. Без исторического контекста он не то чтобы невозможен, но будет случайным и неубедительным. Поэтому все прошлые попытки создания некой идентичности Ставрополя не имели успеха. Полученные результаты были разрозненными. В них не было смысловой пропитанности.
Катерина Ли: У тех символов не было истории, они появлялись как образы сегодняшнего дня и воплощение полиграфических возможностей. Да, красивая картинка, хорошо скомпонована. Но о чём она? А люди любят истории. Люди любят догадываться. Когда всё на виду, то истории нет, человек не участвует в этом процессе.
— Вы решили черпать вдохновение в истории. Но почему именно сарматы?
Катерина Ли: Моей задачей было понять, о чём думали и что рисовали древние люди, кочевавшие по Северному Кавказу, какие знаки они оставляли. И на самом деле — почти ничего. Греческое, китайское, северных и южных земель — у нас можно найти следы многих культур. Выделить в этом что-то своё, которое было бы вскормлено землёй, практически невозможно. Потому что кочевники. Мне нужно было чем-то объединить все эти кочевые народы: солнце, земля, вода — самые простые вещи, которые нас окружают.
— Но всё равно это образы какого-то древнего прошлого. А как же настоящее и будущее? Символ должен быть универсальным в этом плане.
Анна Багдасарова: Символ плодородия, взятый из архаичных кодов, как ничто другое уместен для сегодняшнего Ставрополья. А что касается будущего, то каким человек для себя его видит? Это процветание. Он хочет жить и жить хорошо. Он хочет что-то создавать и оставлять после себя. Не дробя этот вектор на более мелкие составляющие, этот образ плодородия, изобилия и благоденствия проходит из прошлого в будущее.
Катерина Ли: Мы через эту стилистику начинаем просто описывать историю. Взять, к примеру, наших южных слонов, которые жили здесь задолго до людей, или само Сарматское море. Главное, что мы нашли свой художественный язык, которым можно описать любую эпоху. Вот, к примеру, христианский образ — это тоже часть нашей истории. Вот современность…
В это время Анна и Катерина показывают простую картонную коробку, на сторонах которой написаны разные сюжеты. Главный из них — стилизованный рисунок Ставрополя: вздыбившийся посреди степей холм, на котором стоят Триумфальная арка, Ангел-хранитель, Казанский собор и другие узнаваемые места города.
— Забавный у вас Ставрополь вышел. Запоминается.
Анна Багдасарова: Мы стараемся, чтобы человек, живущий здесь, сказал: «Да это же Ставрополь!». Вот наша возвышенность, основные символы города — они уже узнаваемы. Задача любого сувенира, участвующего в конкурсе, именно в этом: человек говорит: «Это Ставрополь, и я его люблю!». Вот и всё, чего мы хотим.
Катерина Ли: Нас в институте учили системно подходить к разработке проекта. И в случае с символикой Ставрополья, копнув глубоко, я поняла, что не могу просто остановиться на казачестве, как это часто делают. Оно не фундаментально. И те народы, что жили здесь до этого, они тоже не были первыми.
Анна Багдасарова: Поэтому мы взяли Сарматское море. Это настолько протяжённая во времени конструкция, что каждый человек может найти в ней свою проекцию, то, что ему интересно и близко. Мы не исключаем казачество, хазар, скифов, доисторические времена. В этой реконструкции можно найти всех, не дробя и не выделяя что-то одно. Этим наш проект также отличается от прошлых попыток.
— Вы планируете как-то взаимодействовать с другими участниками конкурса «Сувенир Ставрополья»? Или между вами существует конкуренция?
Анна Багдасарова: Так получилось, что когда мы узнали о конкурсе, то уже были к нему готовы. Но мы не настаиваем, что это единственный возможный вектор развития сувенирной продукции. Это всегда сложный и долгий процесс. Те, кто хочет принять участие в конкурсе, вынуждены вначале крепко подумать, создать в голове образ. Даже если у тебя были идеи, для реализации требуются время, усилия и самые разные таланты.
Мы очень хотим познакомиться с другими участниками, потому что нам интересно, как мыслят люди, которые хотят создавать что-то для Ставрополя.
— Говорят, для этого даже устроят мастер-класс, куда соберут всех участников…
Анна Багдасарова: С этим вышла забавная история. Когда мы встретились с организаторами конкурса, то в числе прочего рассказали, что нам необходима ремесленная палата — своего рода профсоюз, который позволит нам объединяться и в творчестве и организационно, решать какие-то проблемы, предлагать проекты, которые будут увидены и воплощены. И они нам отвечают, что работа в этом направлении идёт полным ходом и вскоре она будет создана. Наступает момент, когда многие усилия и чаяния сливаются в один поток.
Сразу после конкурса мы организуем фестиваль творческих ремесленных профессий, который будет длиться неделю, и в нём будет сделан упор на образование. Да, там будут показы, маркет и всё прочее, но главное — лекции и мастер-классы. Не просто «как что-то сделать», а профессиональный подход.
Катерина Ли: Каждый мастер будет рассказывать о своём творчестве как профессии. Оборудование, работа с заказчиками, материалы, контакты с властями, юридические и финансовые аспекты. Мы хотим показать, как организовать производственный процесс, как собирать команду, как привлекать специалистов и ресурсы. И ремесленная палата тут как нельзя кстати.
Приём заявок на конкурс «Сувенир Ставрополья» продолжается. Все желающие могут отправить их на электронную почту по адресу SKsuvenir@inbox.ru. По телефону 8 962 444-65-85 вас всегда проконсультируют и помогут оформить заявку, а если нужно — и доработать проект.
Фото: Родион Колчанов, Анна Багдасарова