пт, 19 апр.
22:01
Ставрополь
+13 °С, облачно
Эксклюзивы

Контроль с воздуха: как на Ставрополье ловят нарушителей с помощью дронов

8 октября 2021, 13:21Статьи
Фото:

Для чего на дорогах начали использовать беспилотный патруль, как он помогает инспекторам? Будет ли наблюдение с помощью дронов регулярным и готовы ли к этому водители? Что думают эксперты по поводу использования дронов — читайте в материале.

Сотрудники Госавтоинспекции начали использовать беспилотные летательные аппараты, чтобы фиксировать нарушения на дорогах. Дроны для патрулирования в Ставропольском крае появились в ноябре 2020 года. За это время провели всего два тестовых рейда.
Оба раза беспилотник запускали над трассой в Шпаковском округе — при подъезде к Ставрополю, в районе подъёма и спуска. По словам начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения краевой Госавтоинспекции Евгения Синицына, это самый аварийный участок. Чаще всего причиной смертельных ДТП там является выезд на встречную полосу.
«Во время проведения рейдов не было цели задокументировать как можно больше правонарушений. Рейды были пробными, их организовали, чтобы наладить механизм работы», — говорит Синицын.
Собственных беспилотников в управлении ГИБДД нет: сеть принадлежит Росгвардии. Дроны взлетают, когда оба подразделения проводят совместные рейды по безопасности на дорогах.
Беспилотники используют для выявления грубых нарушений правил дорожного движения: выезд на встречную полосу и езда по обочине. Также устройство применяют для розыска угнанных машин, во время погони. По словам Синицына, пока такого опыта на Ставрополье не было, но это возможно.
Активист Андрей Репин поддерживает подобные внедрения. По его мнению, бороться с нарушениями при нынешнем уровне культуры вождения в России можно только с помощью контроля, видеофиксации и крупных штрафов.
«Я считаю, что штрафы за нарушение ПДД должны быть значительно выше, чем сейчас. Многие лихачи не боятся и не платят их. Помимо этого, должны быть введены более жёсткие наказания в виде лишения прав и ареста автомобиля. Потому что часто бывает, что удостоверение забрали, а человек всё равно ездит. Дроны — это правильная мера. Суть в том, что никто не будет знать, где он находится, никто не будет понимать, когда его может настичь наказание», — пояснил свою позицию Репин.
Как работают дроны
Для патруля с помощью дрона выбирается участок дороги длиной 5–8 километров. В рейде участвуют два экипажа: по одному в начале и конце выбранного отрезка пути.
Беспилотник запускают в точке «А». Когда он обнаруживает выезд автомобиля на встречную полосу — фокусируется на нём и ведёт до точки «В». Там стоит второй экипаж. Всё это время идёт запись видео, которое потом используют в качестве доказательства нарушения в суде.
Дрону требуется постоянное наблюдение: он не способен самостоятельно распознать нарушение и отправить запись в центр автоматической фиксации. Поэтому им в ручном режиме управляет оператор — сотрудник Росгвардии.
Беспилотник, с которым сейчас работает Госавтоинспекция Ставрополья, может находиться в воздухе без подзарядки около двух часов. По словам Евгения Синицына, пока используется только одно устройство.
«Нет необходимости внедрять их массово, чтобы на одном участке летало одновременно несколько аппаратов. Кроме того, применение беспилотника серьёзно ограничено внешними факторами — его не запустишь при сильном ветре, в дождь, снег и град», — пояснил Синицын.
Где будет наблюдение
Дроны будут запускать только во время специализированных рейдов. Чаще всего — за городом, потому что аварии из-за выезда на встречку в основном происходят на федеральных и региональных трассах.
«Перед тем как поднять дрон в воздух, необходимо очень многое согласовать, так как нам эта техника не принадлежит. Постоянных полётов беспилотников не будет, только в рамках специальных рейдов. Регулярность пока не определена, потому что этот механизм ещё не выработан», — говорит сотрудник Госавтоинспекции.
Что касается указателей, которые предупреждают о видеофиксации с помощью беспилотников, то их на Ставрополье нет. Пока их установили только в Краснодарском крае.
«На сегодняшний день планируются места установки указателей. Их определят с учётом аварийности участков. Сейчас проводится анализ участков, где будет эффективно применение дронов», — пояснил Синицын.
Нужны ли знаки
По закону автоматическое средство фотовидеофиксации нарушений ПДД должно быть сертифицировано в соответствии с ГОСТом, пояснил адвокат Виктор Чернухин. Также ему следует пройти метрологическую поверку.
Водителей необходимо уведомлять с помощью информационных табличек «Фотовидеофиксация». Однако всё это касается только стационарных камер, уточнил юрист.
«В случае БПЛА речь идёт лишь о выявлении и фиксации нарушений, а не об автоматическом режиме фиксации. При возбуждении дела об административном правонарушении инспектор ДПС имеет право принимать к сведению любую информацию, которая может иметь отношение к делу. Это может быть и фотография с мобильного устройства, и видеозапись с авторегистратора, в том числе и запись с беспилотного летательного аппарата», — добавил Чернухин.
В суде видеозапись с беспилотника будет лишь одним из доказательств.
Активист Андрей Репин считает, что водителей следует предупреждать о наличии камер, но не указывать конкретные места. По его словам, обычно скорость сбавляют лишь там, где есть знаки.
«Не все боятся знаков, и привычка к более адекватному вождению не вырабатывается. Когда человек понимает, что можно ехать как угодно, то он так и делает. Дроны будут фиксировать нарушения и позволят делать разборы, кто прав, кто виноват. Чем больше видео, тем лучше, чтобы потом нельзя было уйти от ответственности», — добавил Репин.
С 1 сентября 2021 года заработал закон, согласно которому не обязательно устанавливать знаки в непосредственной близости от камер. Указатель будут размещать на въезде в населённый пункт, где есть много дорог.
По словам Евгения Синицына, сейчас камеры стоят только в самых аварийных местах. Их функция — предотвратить ДТП, а не просто выявить нарушение.
«Однозначно, когда водитель видит знак, он снижает скорость. Он не хочет получить штраф. К сожалению, как только он проезжает этот участок, он ускоряется. Однако камеры могут менять места дислокации, и с каждым годом их становится больше. По сути, мы приводим к тому, чтобы водитель самостоятельно принял решение, что не нужно нарушать», — пояснил Синицын.
Инспектор также добавил, что привычка к адекватному вождению вырабатывается, но это длительный процесс.
«Тенденция однозначно меняется, но говорить о том, что стало в разы безопаснее на дорогах, на сегодняшний день нельзя, поскольку активное внедрение камер происходит в России всего 7–8 лет. Чтобы у водителя выработался безусловный рефлекс, нужно ещё много времени», — пояснил Синицын.