Тема дня: Выборы-2021

Кто виноват в детской агрессии? Ставропольские эксперты о том, как не допустить беды

09.06.2021, 11:05 Ставропольский край
Психологи считают, что замкнутость, агрессия, необщительность ребёнка «растут» из отношений в семье. Отсутствие доверия к родителям и учителям, сверстникам часто приводит к печальным последствиям. Как защитить несовершеннолетнего от опасностей в коллективе, к кому обратиться за помощью или с кого спрашивать в случае происшествия — в материале «Победы26».

События, которые произошли в казанской школе № 175 в начале мая 2021 года, вновь вскрыли давние проблемы — как самого поведения детей, так и безопасности в учреждениях. Только за 2020 год в Ставропольском крае более тысячи несовершеннолетних обратились за помощью в больницы. Большинство из них травмировались дома, во дворе или в школе.

После трагедии в Казани на Ставрополье провели проверки во всех образовательных организациях. Выяснилось, что большинство недочётов лежат в области технического оснащения. Например, в учреждениях не хватает систем видеонаблюдения и территориального ограждения. В ГКУ Ставрополья «Краевой центр обеспечения деятельности в сфере образования» сообщили, что для устранения нарушений выделят средства из бюджетов трёх уровней.

Как бы то ни было, средства контроля в школах не дают 100-процентной гарантии того, что дети не получат травмы. Уполномоченный по правам ребёнка в регионе Светлана Адаменко пояснила, что преподаватель и директор несут ответственность за все происшествия, которые случаются в стенах образовательных учреждений. Это регламентирует «Закон об образовании в РФ» и приказ Минобразования и науки РФ от 27 июня 2017 года.


Разрешение ситуации

Чаще всего конфликты, связанные с получением травм детьми, разрешаются мирным путём при участии школьной службы примирения и конфликтной комиссии.

«Однако в крае есть примеры обращения в суд родителями. Два года назад в Кочубеевском округе ученик одной из школ получил травму на уроке физкультуры, когда преподаватель отвлёкся. Образовательное учреждение не признало вины, поэтому родители обратились в суд. Руководство школы препятствовало разбирательству: не было предоставлено материалов служебного расследования и характеристики на ребёнка. Тогда родители обратились к детскому омбудсмену, который помог исправить ситуацию. В результате суд вынес решение в пользу мальчика, а школу обязали возместить материальный ущерб в 60 тысяч рублей», — рассказала детский омбудсмен Светлана Адаменко.

Солидарен со специалистом и ставропольский адвокат Игорь Усков. Он уверяет, что школа должна полностью нести ответственность за всё, что происходит в её стенах, если только не докажет свою невиновность.

«Отсутствие своей вины учреждение может доказать, если оно приняло все меры безопасности, но всё равно ребёнок получил травму. Например, рядом был преподаватель, который следил за всем. Однако в моей практике был такой случай: ученик травмировался на уроке физкультуры, когда на занятии находился тренер. В такой ситуации суд посчитал, что виноват преподаватель в том, что он не доследил за школьником», — поделился Игорь Усков.


Как понять, что ребёнок в беде?

Переводить психологическое напряжение в физическое дети могут из-за невозможности выплеснуть эмоции. На этой почве возможны даже проблемы со здоровьем. Нестабильное состояние, давление и замкнутость могут привести к чрезмерной жестокости школьников.

Ставропольский семейный психотерапевт Ирина Тургулина отметила, что ситуации, когда агрессия проявляется в высшей степени, напрямую связаны с отношениями внутри семьи. Бывает так, что родители, видя новости о трагичных событиях в школах, начинают чрезмерно контролировать ребёнка.

«Родители могут запугать ребёнка чрезмерным контролем: требованием дать пароль от соцсетей, слежкой, угрозами. Однако дети в такие моменты хотят только защититься — начинают врать, терять доверие к семье, хотя причин для волнения может и не быть. Потом этот «клубок» распутать очень сложно. Лучше родителям встать наравне с ребёнком: создать страницу в соцсетях, погрузиться в этот мир, познакомиться с друзьями — быть с детьми наравне», — отметила Ирина Тургулина.

Ребёнок впитывает всё из взаимоотношений в семье, в первую очередь из того, как родители выражают агрессию. Дети не существуют сами по себе, они живут и развиваются с опорой на взрослых, поясняет семейный психотерапевт.

«Когда в семье неправильно выражается агрессия, ребёнок может уже не справляться со внутренним стрессом, а так как на родителей эти эмоции он выплеснуть не может, то перекладывает на сверстников, школу, незнакомых людей. Важно помнить, что в вопросе воспитания детей нельзя опираться только на школу или лишь на родителей — это большой и комплексный труд», — добавила специалист.

Ситуацию могут усугубить воспитание ребёнка только одним родителем, сокрытие конфликтов или слишком открытые ссоры супругов, нехватка финансов. При этом из-за последнего пункта у школьника могут развиться комплексы.

«На ребёнка может оказываться сильное давление со стороны сверстников из-за того, что он отличается от них — одевается не модно из-за нехватки денег, не так ведёт себя, физически отличается от других», — пояснила семейный психотерапевт.

Когда ребёнок начинает прогуливать школу, плохо учиться, закрываться в себе, родителям важно не поддаваться панике и спокойно разобраться в ситуации.

«Ребёнок не хочет идти в школу по разным причинам: не хочет видеться с учителями или сверстниками, по дороге в учреждение могут происходить травмирующие события, к которым ему больно возвращаться. Когда такое случается, не нужно давить на ребёнка и загонять его в рамки, лучше первым делом родителю пойти к психологу и обсудить со специалистом возможные причины поведения школьника. И уже после этого смотреть за ребёнком, если появится повод для беспокойства, то уже стоит посетить психолога вместе», — рассказала Ирина Тургулина.

За любым агрессивным поведением стоит определённая потребность, которая по каким-то причинам не удовлетворяется, отмечает детский психолог Анастасия Цветкова.

«Будучи слабыми внутри, дети защищаются, питаясь уязвимостью другого. Агрессивным детям сложно сочувствовать и помогать, но именно это и есть лекарство от насилия. Как правило, ребёнок не может сам справиться с переживаниями и принимает неадекватные решения, которые могут помешать дальнейшей жизни. Например, чтобы не испытывать боли, дети начинают избегать общения. Если не оказать своевременную помощь, последствия могут быть серьёзными», — добавила Анастасия Цветкова.

По словам детского психолога, давление со стороны сверстников особенно опасно в подростковом возрасте, когда ребёнок хочет принадлежать группе, нуждается в общении.

«Это основная задача подросткового возраста. В условиях травли ребёнок переживает отчуждение, оказывается в эмоциональной изоляции и не может получить то, в чём отчаянно нуждается», — пояснила специалист.

Также Анастасия Цветкова рассказала, что жертвой агрессии чаще всего становятся дети со слабым Я, неуверенные в себе и очень послушные.

«Им сложно защитить себя, обозначить свои границы, трудно просить о помощи — им кажется, что это приведёт к ещё большей беде. Таким образом, дети становятся «лёгкой добычей» для буллинга. Важно понимать, что при травле ребёнку не помогут навыки самообороны, остановка насилия возможна только при вмешательстве взрослых», — считает детский психолог.

Первая помощь школьнику и учителю

Ставропольские специалисты настоятельно рекомендуют не запускать проблемы детей и своевременно обращаться за помощью к психологам. Работать нужно не только с самим ребёнком, но и с родителями. Если школьник оказался в трудной ситуации и не может напрямую рассказать обо всём близким, можно обратиться на круглосуточный телефон доверия: 8 (800) 200-01-22. Также в Ставропольском краевом психологическом центре ведёт работу кризисный центр, необходимые контакты для записи можно найти на официальном сайте www.psycentre26.ru.

Семейный психотерапевт Ирина Тургулина отметила, что иногда в школах не хватает хороших психологов, к которым может обратиться не только ученик, но и педагог.

«Часто в школах понятие психолога сильно искажается, нет ощущения закрытости, конфиденциальности, доверия. Педагог или ученик не могут просто прийти и поговорить о том, что их беспокоит. Также будет неправильно брать ребёнка, которого травят, и вести его к психологу, делая это демонстративно. Нужно проводить работу со всем классом не в формате лекции, а в мягкой тренинговой работе с коллективом, группой подростков, которые достаточно авторитарны, выбиваются из класса», — считает семейный психотерапевт.

Ставропольский специалист рассказала, что для улучшения взаимоотношений между детьми и учителями в школах помогло бы создание регулярных собраний педагогов. Из-за того, что они тоже подвержены стрессу, может возникнуть эмоциональное выгорание. Вследствие таких изменений преподаватель часто перестаёт адекватно оценивать поведение детей, забывает, как вести себя при хамстве со стороны учеников, может превысить полномочия, чтобы самоутвердиться.

«Стоит создать определённые мероприятия, на которых учителя смогут встречаться с психологом и говорить о том, что их беспокоит. Это позволит профилактировать профессиональное выгорание и помогать найти общий язык как со школьниками, так и с родителями», — добавила Ирина Тургулина.

В любом случае важную роль в безопасности подростка играет воспитание. Бережное отношение к нему в семье и школе поможет избежать негативных ситуаций. Ставропольские психологи рекомендуют чаще интересоваться состоянием школьника, его настроением, мыслями и проблемами. Доверие и понимание — главные ключи к сердцу ребёнка.

Прямая линия с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым
Большая транспортная реформа в Ставрополе началась с пяти маршрутов. К чему это приведёт Зачем понадобилось сокращать часть маршруток в Ставрополе, что будут делать частные перевозчики, которые останутся без работы? Каким будет «переход» на автобусы и сколько их нужно, чтобы покрыть трафик, — читайте в материале «Победы26».
Оживление скифов: как в Ставрополе прошёл фестиваль исторической реконструкции В Ставрополе, на главной поляне Татарского городища, прошёл фестиваль исторической реконструкции. Его участники были одеты и вооружены как скифы, которые владели этими землями тысячелетия назад. «Победа26» пыталась разобраться, зачем это нужно в мире гаджетов и машин.
Изменения в ЕГЭ-2022. Почему ставропольским школьникам будет сложно как никогда В 2022 году единый государственный экзамен пройдёт по-новому. Корректировки уже определил Федеральный институт педагогических измерений. Что поменяется, как это скажется на подготовке и оценках? Почему будущим выпускникам будет сложнее, чем всем, кто сдавал ЕГЭ раньше, — в материале «Победы26».
Ценные приветы из ХХ века: что можно купить на блошином рынке в Ставрополе Каждые выходные по утрам рядом с Центральным парком в Ставрополе коллекционеры и владельцы раритетных вещей выкладывают свои сокровища на импровизированные прилавки. Здесь есть товары на любой вкус, в том числе и действительно редкие вещи, которые могут стать необычным подарком или интересным сувениром.
Будущее ставропольских школ: как скоро ученики смогут проводить лабораторные работы с алмазами и нефтью Ставропольские учёные разрабатывают технологию, которая сможет перевернуть школьный мир — такого не делал ещё никто в России. Речь о виртуальных лабораториях, способных повысить качество образовательного процесса и облегчить работу учителям. Что будет в виртуальной реальности — в материале ИА «Победа26».
Как устроены выборы 2021 года на Ставрополье: разбор Как будут проходить выборы, где и кого будут выбирать ставропольцы, почему на голосование отведено три дня? Какие правила ввели в пунктах для голосования и что изменилось для избирателей — читайте в материале «Победы26».
На Ставрополье устанавливают всё больше вышек сотовой связи. Опасны ли они для людей — объяснили эксперты Влияют ли сотовые вышки на здоровье человека? Правда ли, что их излучение вызывает утомляемость, усталость, головокружения? Сколько станций нужно, чтобы решить проблемы со связью? На каком расстоянии от домов они должны находиться? Ответы на эти и другие вопросы — в материале «Победы26».
Пролетая над верхушкой леса: как проходят будни ставропольских парапланеристов Михаил Рыбасов говорит, что ему никогда не снятся полёты, ведь он летает наяву. «Победа26» провела один день с пилотом-инструктором и парапланеристом, чтобы узнать, как он это делает.
«Токио — город из компьютерной игры»: ставропольский легкоатлет об изнанке Паралимпиады и отношении к российским спортсменам В Токио завершились летние Паралимпийские игры 2020 года. За день до этого в Ставрополь вернулся легкоатлет Игорь Баскаков. Домой он привёз четвёртое место за метание диска и пятое — за толкание ядра в категории спортсменов с нарушениями зрения. Ставропольчанин рассказал, как прошли Игры и что его поразило больше всего.
Как молодым специалистам найти хорошую работу? Ставропольские эксперты о возможностях студентов и выпускников Как найти работу после вуза? Есть ли способы выпускнику получать зарплату наравне с опытным сотрудником? Когда лучше начинать делать карьеру? Кого готовы брать на работу крупные ставропольские компании? Учащихся каких специальностей нанимают ещё со студенческой скамьи? Во всех этих вопросах разбиралась «Победа26».
Какой будет осень 2021 года: прогноз ставропольских экспертов Ожидается ли в этом сезоне много дождей? Когда доставать пальто и сапоги? Грозят ли краю какие-либо погодные аномалии? Можно ли сделать точный прогноз на все три месяца? Как предсказывали погоду в старину? Об этом — в материале ИА «Победа26».
Электросамокаты и велосипеды — транспорт будущего или проблема для Ставрополя? Законны ли ограничения скорости для двухколёсного транспорта? Кто больше страдает — водители или пешеходы? Какие травмы чаще всего случаются после происшествий с электросамокатами и велосипедами и как можно обезопасить всех участников движения — читайте в материале «Победы26».