Тема дня: Новая объездная и «умный» транспорт — каким видят будущее Ставрополя чиновники и урбанисты

Квест по югу Ставрополя: какие препятствия преодолела активистка в инвалидном кресле

19.10.2021, 16:47 Ставропольский край
Общественники второй раз протестировали Ставрополь на доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сколько непроходимых мест нашли урбанисты в юго-западном районе? Готовы ли тротуары и бордюры к велосипедам, коляскам и средствам индивидуальной мобильности? Как составлялась «Карта недоступности» — в материале «Победы26».

Организатором акции «Карта недоступности» стал Станислав Киреев. Он представляет организацию «Города за здравый смысл».

Всё началось с того, что в 2020 году урбанисты хотели проверить доступность городской среды для велосипедистов и самокатчиков. При разработке проекта пришло понимание, что есть категории людей, которые заинтересованы в доступности больше владельцев средств индивидуальной мобильности. Это колясочники и молодые мамы.

«С прошлого года администрация реконструирует приоритетные точки, за что им больше спасибо. Они сделали несколько пандусов, где-то срезали барьеры. Некоторые улучшения не стоили практически ничего: пришёл человек с болгаркой и срезал лишний бордюр. Мы поняли, что проблема не в деньгах. Иногда мэрия не знает, где и что нужно менять. Мы решили подсказывать», — говорит Киреев.

Акцию проводят осенью, чтобы администрация могла заложить средства на реконструкцию непроходимых точек при планировании бюджета. В этот раз такие локации вносили в приложение «Карта недоступности». Его на средства гранта разработал Станислав Киреев.

Программа позволяет загружать снимки локаций и обозначать все проблемные величины: высоту, длину, ширину, угол наклона. Данные собираются в единую базу и отображаются на карте города.

«В прошлом году мы передали в мэрию 53 точки. Их реконструкция стоила 4,5 миллиона. Для бюджета Ставрополя это небольшие деньги. Но если мы отдадим 50 тысяч точек, это будет стоить 400 миллионов рублей, соответственно, на это уйдёт большая часть бюджета. Понятно, что это невозможно. Поэтому мы хотим, чтобы наша акция стала федеральной и появился фонд софинансирования для ремонта всех точек», — добавил Киреев.

Приложение может работать во всех городах России. Там указан уровень доступности для разных категорий людей: самокатчиков, велосипедистов, маломобильных. По итогу программа сможет проложить безбарьерный маршрут из точки А в точку Б. Для этого нужно собрать всю информацию по недоступным точкам.

Все мы друг друга боимся

Отправным пунктом акции «Карта недоступности» стала площадка перед Тухачевским рынком. Первая группа пошла по улице Ворошилова к парку Победы, вторая — в сторону Перспективного к музею «Россия — моя история». Третья — по дублёру улицы Пирогова — переулку между рынками, к центру соцобслуживания пожилых и инвалидов.

На четвёртом маршруте активисты проверили на доступность саму улицу Пирогова. Последнее направление — дублёр Тухачевского, отрезок до ТЦ «Берёзка».

На одном из маршрутов в качестве тестировщика выступила инвалид-колясочник Анастасия Заярная. Она участвует в акции второй раз.

«В 2020 году было много вопросов по акции, мы ожидали негативной реакции. В этот раз всё прошло нормально. Если получится реконструировать новые точки, как прошлый раз, это уже хорошо. Со временем все вместе мы сделаем удобный и комфортный город для каждого. Это огромное дело. Я за то, чтобы проект продолжался, чтобы приложение развивалось и улучшалось. Главное не останавливаться на достигнутом», — говорит Анастасия Заярная.

Общественница прошла маршрут от рынка до ТЦ «Берёзка». На нём нашли 12 недоступных точек. В частности, сложные съезды с тротуаров, неподъёмные пандусы, высокие бордюры. Заярная рассказала, что ей пришлось часто объезжать непроходимые тротуары по дороге.

«Я боюсь ехать по дороге, водители боятся. Все мы друг друга боимся. Негативной реакции от автомобилистов никогда не встречала, они всё понимают и объезжают. Из дома я выхожу по сезону. Зимой никто из колясочников по улице не передвигается. Скользко, а когда подморозит — колёса плохо крутятся. По снегу коляска ездить и вовсе не приспособлена», — говорит Анастасия Заярная.

Общественники сошлись во мнении, что самый сложный пандус расположен на остановке «21 школа» по улице 50 лет ВЛКСМ. Представительница комитета по соцзащите администрации Ставрополя Екатерина Запорожцева назвала его «пандус-убийца». Она пояснила, что на сооружение можно заехать только с посторонней помощью. По её словам, это нормативно урегулировано — есть такое понятие, как «условная доступность».

«К сожалению, не везде мы можем сделать нормативно. Здесь мы рассматривали массу разных вариантов, но это единственное, что получилось сделать. Больше вытянуть нельзя, потому что там уже проезжая часть. По склону его сделать нельзя, потому что там проходят коммуникации. Термин «условная доступность» введён нормативно. Есть свод правил и приказ минтруда по паспортизации объектов, где именно такая схема доступности может быть. Это сделано для мам с колясками», — пояснила представитель комитета.

В остальном маршрут был нетрудный — на 50 лет ВЛКСМ пару лет назад благоустроили пешеходную зону. Единственный отрезок, где у Анастасии Заярной возникли сложности, — дублёр улицы Тухачевского. Однако там передвигаться непросто и обычным пешеходам: высокие бордюры, разбитые тротуары, стихийная парковка.

Частники

Сам факт ведения розничной торговли или оказания услуг обязывает собственника или арендатора обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных людей. Это регулируется законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». За несоблюдение можно получить штраф: для должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей, для юридических — от 20 до 30 тысяч.

Важно отметить, что требование с 1 июля 2016 года применяется к строящимся или реконструируемым объектам. Поэтому они хотя бы частично соответствуют нормам. Старый фонд переделывают с трудом, отмечают общественники.

Практически все торговые точки на маршрутах — магазины, парикмахерские или банки — были труднодоступны.

Общественники перечислили основные нарушения. Это слишком крутые пандусы или их отсутствие, невозможность воспользоваться кнопкой из-за высокого расположения или препятствий на пути к ней. Даже когда активистке помогли вызвать специалиста, она не смогла попасть в здание, потому что подъёмник был неисправен.

Общественники отметили, что часто подъёмники или отсутствуют, или находятся в неисправном состоянии. На вопросы участников акции представители торговых точек в основном разводили руками и уходили: отвечать было нечего. А сотрудница одной парикмахерской пояснила, что кнопку отключили только что, а лифт на ремонте.

Кстати, цены на подъёмники варьируются от 70 тысяч до 700 тысяч рублей в зависимости от технических характеристик.

Анастасия Заярная рассказала, что ещё ни разу не видела подъёмник в рабочем состоянии.

«Хочется зайти в кафе с друзьями, а не можешь, потому что лифт не работает. И всё, настроение испорчено. Очень неприятно, когда на кнопочку нажал, а никто не вышел. Кнопка должна быть на уровне 80-100 сантиметров от земли, чтобы человек подъехал на кресле и спокойно нажал. У нас их ставят за каскадом ступеней или на уровне полутора метров, или высоко возле двери», — пояснила активистка.

Не каждый объект старой застройки можно приспособить для коляски. Несмотря на это, человеку обязаны обеспечить доступность услуги: либо оказать помощь в преодолении препятствий, либо доставить на дом.

Перед поездкой куда-либо Анастасия Заярная находит организацию в 2gis и расспрашивает о её доступности для инвалидов-колясочников. Только потом едет сама.

«Редко себя в чём-то ограничиваю: если нужно в магазин, то иду. Просто в моём случае это узкий круг организаций, в которые я смогу попасть. Если нет условий, то не настаиваю на своём праве посетить торговую точку. По закону отказать они мне не могут и обычно предлагают занести в здание. Во-первых, это очень смущает. Зачем меня заносить, если я сама справлюсь. Во-вторых боюсь, что начнут заносить и уронят. Поэтому моменты с навязанной помощью всегда стараюсь отсекать», — добавила Заярная.

Екатерина Запорожцева пояснила, что администрация обеспечивает доступную среду только на муниципальной земле. Что касается частников, то здесь полномочия отсутствуют — обязать улучшить условия может только суд. Доступность торговых точек, кафе и парикмахерских регулирует прокуратура, отметила представитель отдела минсоцзащиты мэрии. Если человек на коляске не может попасть в магазин, необходимо обратиться к надзорникам, написать жалобу об уклонении от соблюдения требований.

«На кого-то прокуратура накладывает штраф, кого-то обязывает, и они устраняют недочёты добровольно, кого-то заставляют через суд. Как показывает практика, суд выносит постановление выполнить мероприятие по доступности, а владельцы на это плюют, платят небольшой штраф и живут дальше», — говорит Запорожцева.

Дворы

По словам Станислава Киреева, на карте недоступности нужно постараться отметить точки на муниципальной земле, чтобы приступить к реконструкции.

Во дворах ситуация иная и более плачевная, сделали вывод общественники. В первую очередь об инфраструктуре должны заботиться собственники, ведь большая часть земли приватизирована.

«Если заедем в любой двор, то потом оттуда не выедем: совсем нет инфраструктуры. Там мы ни на что не можем влиять, поскольку дворы принадлежат управляющим компаниям или ТСЖ. Чтобы выполнить там работы, собственники должны скинуться деньгами. Получается, что люди в инвалидных креслах не могут пользоваться той инфраструктурой, которую мы пытаемся сейчас наладить, потому что элементарно не могут выехать из своего двора. Это совместная история жителей, УК и администрации города», — пояснил Киреев.

Как сообщил Дмитрий Шевелёв, в ходе акции нашли 116 точек недоступности на пяти маршрутах. В их числе 39 высоких бордюров, 31 неправильный съезд, 18 пандусов, 14 препятствий, 9 ям и 5 лестниц, которые нужно объезжать. Это предварительные итоги: данные будут обрабатываться до конца недели, а потом поступят в мэрию Ставрополя.

Почта России
Нужно менять всю транспортную систему Ставрополя — эксперты за круглым столом обсудили наболевшие вопросы отрасли Что будет с городской транспортной системой Ставрополя через 5-10 лет? Как избавиться от пробок и нужно ли социализировать общественный транспорт? О том, как планируется развивать инфраструктуру, и какие проблемы будут решать в первую очередь — читайте в материале «Победы26».
Электрошокеры и «Игра в кальмара»: по каким запросам ставропольцев шоумены готовят новогодние корпоративы в 2021 году Первые числа декабря — это последний срок для бронирования дат под корпоратив с программой. Действительно ли в 2021 году вырос спрос на такие мероприятия, почему шоумены Ставрополя повысили цены на свои услуги и зачем сотрудники компаний выбирают конкурсы с электрошокерами и «Игрой в кальмара» — объясняем в материале «Победы26».
Ставропольский астролог рассказала, каким станет последний месяц года для всех знаков зодиака Почему Близнецам стоит последить за своим языком? Стоит ли Тельцам пытаться вернуть бывших? Зачем Львам выбиваться в лидеры? Успеют ли Девы везде и всюду? Об этом — в материале «Победы26».
Сколько стоит беременность суррогатной матери на Ставрополье и почему родители доверяют чужой женщине жизнь своего ребёнка В минувшее воскресенье в России отмечали День матери. Поздравляют в эту дату тех, кто подарил жизнь своему ребёнку. Однако существуют и суррогатные мамы, которые выносили малыша для других родителей. Есть ли в Ставропольском крае такие женщины, за какие суммы они готовы взять на себя ответственность за жизнь маленького человека и может ли сурмама передумать отдавать малыша родителям, рассказываем в большом материале «Победы26».
Уверенно, но скучно: октябрьская повестка большинства ставропольских мэров не заинтересовала журналистов Октябрьский медиарейтинг глав муниципалитетов Ставропольского края обошёлся без крупных скандалов, но это сыграло на руку не всем его участникам.
Бюджет на 2022 год, поддержка многодетных и развитие сельского хозяйства: спикер думы Ставрополья рассказал о самых важных законах За полтора месяца, прошедших с «больших выборов», парламентарии Ставропольского края успели не только разработать нужные для региона законопроекты, но и принять ряд важных законов. Председатель Думы Ставропольского края Николай Великдань встретился с журналистами «Победы26» и рассказал о проделанной вместе с коллегами по депутатскому корпусу работе.
На балансе транспортного предприятия Ставрополя есть старые автобусы. Можно ли их запустить на линии? Как старые автобусы оказались в троллейбусном парке Ставрополя в 2018–2019 годах, почему транспорт уже никогда не поедет и что с ним делать дальше? Об этом — в материале «Победы26».
История самолёта из парка Победы Ставрополя: два десятка лет в небе и полёты с Терешковой В 2021 году Ил-18 из ставропольского парка Победы исполнилось 60 лет. Многим он известен благодаря одиозному кафе «Лайнер», однако история самолёта куда глубже. Об этом — в материале «Победы26».
Ставропольские эксперты рассказали, можно ли доверять скидкам во Всемирный день шопинга Для чего придуман день, когда все товары якобы стоят меньше, чем обычно? Удастся ли сделать выгодные покупки на распродажах? Как маркетологи манипулируют сознанием покупателей и что делать, чтобы не попасться на их уловки? Что говорят сами продавцы? Об этом — в материале «Победы26».
Совместимы ли вакцины от ковида и гриппа? Главный ставропольский инфекционист развеяла мифы о прививках «Победа26» собрала самые популярные мифы об иммунизации от гриппа и обсудила их с главным внештатным специалистом по инфекционным заболеваниям минздрава региона, доктором медицинских наук Ларисой Ткаченко. Также эксперт рассказала о совместимости вакцин и осложнениях при заражении двумя видами инфекции.
Открытие месяца: на Ставрополье появилась профессиональная лига волейболистов Спортсмены уже начали участвовать в соревнованиях, но процесс формирования ещё продолжается. Как начала свой путь «СтГАУ-Ставрополь» и какие цели ставят её игроки — в материале спецпроекта ИА «Победа26» «Открытие месяца».
От «новой искренности» к «новой нормальности»: как ставропольские мэры отработали сентябрь Instagram После резкого роста динамики в августе произошёл ожидаемый спад. Показатели страниц в Instagram руководителей городов и округов Ставропольского края вернулись к традиционным форматам, как и их места в рейтинге.