чт, 28 март
23:05
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

Лекарство от фашизма

16 октября 2020, 13:21Статьи
Фото:

В Ставропольской краевой психиатрической больнице презентовали «Книгу памяти». Во время мероприятия участникам рассказали о судьбе самого учреждения и его пациентов в период гитлеровской оккупации.

Россия впервые отмечает годовщину окончания Битвы за Кавказ. Это грандиозное сражение, длившееся 442 дня, во многом определило исход Второй Мировой войны.
В честь памятной даты сотрудники Ставропольской психиатрической больницы выпустили интерактивную электронную «Книгу памяти». В неё вошли истории родственников нынешних сотрудников учреждения, которые участвовали в Великой Отечественной войне, их портреты и документы военного времени. Это первое подобное издание, подготовленное исключительно силами медиков. Многие фотографии пришлось обрабатывать с помощью нейросетей, чтобы восстановить утраченные облики павших героев. 150-страничный труд охватил пока лишь часть коллектива, но в будущем пополнится новыми именами.
Презентация книги сопровождалась экскурсией, которую провела хранитель местного музея, кандидат философских наук Земфира Коркмазова. Она рассказала, что Ставропольская психиатрическая больница работает с 1907 года. Она стала одним из первых подобных учреждений в стране, чьи здания проектировались именно для этих целей. По сути, это был полноценный кампус на полном самообеспечении, находившийся на положенном по закону трёхкилометровом расстоянии от города, в живописной лесистой местности.
Но есть в более чем столетней истории больницы одно чёрное пятно. Оно связано с несколькими месяцами фашистской оккупации Ставрополя. Разумеется, к ней готовились, и часть пациентов и персонала удалось эвакуировать. Но события развивались слишком быстро. 25 июля 1942 года вермахт приступил к реализации плана «Эдельвейс», предполагавший стремительный захват Юга СССР. Уже 2 августа противник вошёл на территорию края, 3 числа захватил его столицу, 5-го — Невинномысск, а 12-го — Кавминводы.
4 августа 1942 года в Ставропольскую психиатрическую больницу приехали два немецких военных врача. Их сопровождал заведующий медотделом городской управы доктор Шульц и переводчик. Они собрали оставшийся персонал и объявили, что согласно новым действующим законам, психически нездоровые люди не должны находиться в городах и рядом с ними. Поэтому пациентов необходимо подготовить к отправке в учреждения, расположенные в сёлах Донском и Пролетарском. Там их обеспечат питанием и всем необходимым, поэтому большого количества вещей брать с собой не надо.
На следующий день в больницу прибыли автофургоны для перевозки пациентов. Якобы для обеспечения порядка и безопасности транспорт сопровождали бойцы СС под командованием оберфельдфебеля Геринга. Вероятно, уже тогда многие понимали, что это за машины и для чего они предназначены, но под дулами автоматов размышлять было некогда. «Пассажирская» часть, представляющая собой обитый изнутри цинком контейнер без окон, набивалась по 70 человек. Затем дверь плотно закрывалась снаружи, автомобиль уезжал, а через некоторое время возвращался за новой партией.
Разумеется, ни до каких сёл рачительные немцы, испытывающие дефицит топлива, не доезжали, да и нужды не было. Душегубки работали быстро и безотказно. Тела задохнувшихся пациентов и работников больницы вываливали в неприметном котловане где-то в окрестностях Ставрополя. Таким образом, в течение 5, 7 и 12 августа были вывезены и уничтожены 632 человека. Но на этом ужас не закончился. Опустевшая больница продолжила свою работу. Сюда свозили людей, определённых душевнобольными, а потом ещё дважды, 22 августа и 20 октября 1942 года, за ними приезжали душегубки.
После этого комплекс зданий и всё имущество в них перешёл в ведение вермахта, и предполагался к преобразованию в крупную воинскую часть. Но план «Эдельвейс» провалился. Советские войска контратаковали ещё более стремительно, возвращая себе город за городом. В январе 1943 года, когда стало ясно, что Ставрополь придётся оставить, немцы начали готовиться к эвакуации. Правда, в отличие от русских, они собирались вывозить не людей, а материальные ценности. В том числе и знаменитую чугунную лестницу психиатрической больницы. Её распилили и подготовили к перевозке, а здания взорвали. Но всё же лестница осталась в Ставрополе, и когда больницу возродили из руин, она вернулась на прежнее место.
Разумеется, эту историю помнят многие. Уничтоженным пациентам и медработникам ставят памятники и возлагают цветы. Но считать эту страницу закрытой нельзя. Поэтому руководство больницы совместно с научным сотрудником Центра изучения антисемитизма Технического университета Берлина Ириной Ребровой готовит новую книгу, посвящённую жертвам той трагедии.
По словам самой Ирины Ребровой, участвовавшей во встрече в режиме телемоста из Берлина, история зверств немецкого фашизма изучена недостаточно даже спустя 75 лет после Победы. Мы часто сводим представления о Холокосте к уничтожению евреев, но нацистская машина смерти стремилась ликвидировать и многие другие категории людей. Поэтому нельзя оставлять за пределами внимания хоть кого-то из жертв этой системы.
Эксперта всецело поддерживает главный врач Ставропольской краевой психиатрической больницы №1 Олег Боев. Он убеждён, что лишь сохраняя память о жертвах нацизма и тех, кто однажды его победил, мы способны не допустить возрождения этого чудовища. Это и есть столь необходимое в наши сложные времена лекарство от фашизма, которое повзолит помнить, какими усилиями енаши предки добились того, чтобы в 2020 году мы смогли отпраздновать 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Фото: Эдуард Корниенко.