чт, 28 март
15:49
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Мария Огнева: никто не знает идеальной схемы фильма

28 апреля 2019, 11:45Статьи
Фото:

Мария Огнева — сценарист недавно прошедшей в прокате «Пиковой дамы. Зазеркалье». Также она один из кураторов обучающей резиденции международного кинофестиваля «Герой и время», который состоится с 25 мая до 2 июня в Железноводске.

На резиденции 20 человек со всей России пройдут обучение по трём направлениям: «Режиссёрская мастерская. Документальное кино», «Сценарная мастерская. Игровое кино», «Кинокритика». Первая часть интенсива прошла в марте, ещё две намечены на май и ноябрь. По итогу каждая из лабораторий представит готовые работы — документальные фильмы, игровые сценарии и критические статьи. Мария Огнева в интервью «Победа26» рассказала о том, что такое работа сценариста, как взаимодействовать с продюсером, как продвигать свои проекты и что ждёт резидентов на следующей сессии.
 — На ваш взгляд, какой жанр сейчас наиболее востребован и «покупаем» в кино? Какие жанры нравятся лично вам?
— Зрителю обычно проще идти на что-то понятное, что заранее определено, на жанровое кино — комедию, хоррор, приключения, боевик. Он будет недоволен, если придёт на «комедию» и надо будет не только смеяться, но и думать о чём-то серьёзном. Поэтому, как и в театре, чистый жанр более популярен, чем то, что называется «артхаус». Думаю, что так во всём мире. Лично мне нравятся и жанровые вещи, если они хорошо сделаны, и артхаусные. Мне нравятся фильмы с хорошими историями.
 — Идеальная схема для сценария кино: с чего начать?
— Никто не знает идеальной схемы, её просто нет. Есть множество теорий и учебников, чаще всего зарубежных, в которых предлагаются такие схемы. Кто-то говорит, что в истории должно быть три акта, кто-то — пять, кто-то — восемь. Но единственно верной версии нет. Нужно просто читать много учебников, применять то, что кажется близким и правильным, много писать, пробовать, ошибаться. Только так.
 — Сколько раз переписывается сценарий? Это оплачивается? Как себя обезопасить, чтобы заказчик не заставил переписывать бесплатно? Заказчики могут отказаться от работы с вами, если им не понравится сценарий после нескольких драфтов?
— Обезопасить себя можно договором, который подписывается до начала работы. Там должно быть всё прописано, в том числе количество драфтов. Продюсеру выгодно, чтобы это не было прописано, и чтобы он мог заставлять переписывать миллионы раз бесплатно. И всё, когда историю переписывали 25 раз, это значит, что в договоре просто не был прописан этот пункт.
Заказчики, конечно же, могут отказаться от работы со сценаристом после каждого этапа. Продюсер тоже может не принять нынешний драфт и не заплатить за него. При этом сценарист тоже имеет право в какой-то момент сказать: «Всё, я больше не могу. Дальше без меня».
  — Некоторые сценаристы говорят, что герой в кино — «сжат», он не может быть реальным. Так ли это?
— Герой должен быть максимально реальным. Мы не можем показывать множество его характеристик, потому что не все они влияют на сюжет. Но, придумывая героя, мы делаем его максимально объёмно. Если герой кажется нереальным, то это проблема сценариста — значит, он не продумал героя.
 — Реально ли сценаристу из России написать сценарий для Netflix или Amazon, чтобы его купили и экранизировали?
— Если мы говорим про сценариста, который написал сценарий и решил отправить его на Netflix или Amazon, то, наверно, пока это невозможно. Другой вопрос, что Netflix сейчас покупает большое количество уже снятых русских сериалов, делает к ним субтитры и показывает у себя. Пока это единственная реальная возможность, чтобы русских авторов где-то узнали. Но если русский автор хочет написать сценарий и продать его в Голливуд, боюсь, его ждёт разочарование, потому что там есть огромное количество авторов, для которых английский язык — родной, и для которых американская культура — это то, в чём они варятся всю жизнь. Поэтому даже если сценарий будет переведён, это всё равно будет заметно. Это как когда мы читаем на русском языке хороший перевод книги, мы всё равно чувствуем, что это перевод. Поэтому до Голливуда нам пока далеко и до какого-то сотрудничества тоже. Но, опять же, Netflix часто создаёт коллаборацию с продакшенами той страны, в которую он заходит. И сейчас уже есть слухи, что он хочет создавать контент для России в России. В этом случае всё реально. Мне кажется, это будет огромный прорыв для нас, если это произойдёт.
 — Имеет ли сценарист право участвовать в съёмочном процессе? Это было бы на пользу или нет? Как на самом деле всё происходит?
— Чаще всего сценарист не участвует в съёмочном процессе. Но никто ему не запретит приехать на съёмочную площадку и посмотреть, что там происходит. При этом он не может в процессе съёмки подойти и сказать: «Я передумал. Пусть герои теперь говорят то-то и то-то». Но когда снимается сериал, то есть такая должность, как сценарист на площадке. Он, если вдруг что-то произошло, например, не приехал актёр, а сцену нужно снимать, или режиссёр понял, что сцена не работает, то прямо «на коленке» переписывает сценарий. В кино чаще всего такого нет, только при работе с сериалами.
 — Как складывается в реальности работа между продюсером и сценаристом? Продюсер влияет на то, каким в итоге получится фильм? Кинокомпания может что-то изменить в сценарии после его приобретения?
— Продюсер — это человек, который имеет контроль над всеми стадиями производства фильма или сериала. Естественно, он имеет право вносить правки и после того, как сценарий написан и отдан, и может захотеть переписать его полностью или отдать какому-то другому сценаристу. Сценарист, конечно, подчиняется продюсеру. Я как сценарист начинаю чувствовать, что такая схема не совсем меня удовлетворяет и не даёт возможности доносить идею в том виде, в котором хотелось бы. Поэтому сейчас учусь продюсированию и в будущем вижу себя и как сценариста, и как креативного продюсера, чтобы была возможность контролировать идею от придумывания до конечного воплощения.
 — Недавно в кинотеатрах закончился прокат фильма «Пиковая дама. Зазеркалье». Как проходила работа над сценарием? Что вам самой понравилось/не понравилось?
— Мне пришлось для работы над ней просмотреть огромное количество хорроров. Режиссёр Александр Домогаров-младший дал мне целый список. В целом, я могу сказать, что мне не стыдно за этот фильм. Он хорошо и красиво снят, хорошо сыгран. Есть какие-то сюжетные линии, которые при финальном монтаже ушли, и я над этим, к сожалению, не была властна. Но в целом получилась прекрасная, грустная история, страшная история. Мне многие зрители писали и говорили, что было страшно и было интересно. Поэтому я довольна. Планирую и дальше работать с жанром хоррора, потому что в нём можно на дне закопать очень глубокую, очень важную историю, а сверху прикрыть её жанром. В данном случае это история про брата и сестру, про их любовь, про то, как они приходят друг к другу и жертвуют своими жизнями ради друг друга.
 — Почему фильм может собрать в прокате много, но не окупиться? Как происходит прокат фильма?
— Все деньги, которые зарабатывает фильм, делятся пополам. Из них половина идёт кинотеатрам, из второй половины ещё процентов 10–15 забирает прокатчик. То, что остаётся, это заработок продюсера или продакшена. Если бюджет фильма был больше, чем та половина, которая осталась, естественно, фильм не окупается в прокате. Российские фильмы, к сожалению, чаще не окупаются, продакшены закрываются, продюсеры должны денег. Если они выходят в ноль, то это уже неплохо для продюсера. Сейчас российский зритель с большим недоверием относится к родному кино. Он лучше пойдёт на американскую ерунду, чем на хороший крепкий русский фильм. И пока зрители не начнут доверять отечественным производителям, такая ситуация будет продолжаться.
 — Что делать, если настал кризис? Есть вообще такое понятие, как «кризис» или «застой», или это просто лень?
— Я не верю в лень и в то, что писатели не пишут, потому что им лень писать. Это прокрастинация, это творческий кризис, это писательский блок. С этим нужно бороться. В первую очередь необходимо понять причину, почему вы не пишете. Чаще всего это страх неудачи или как-то связано с неудачей, которая уже случилась. Надо разобраться с собой, с причиной, и потом уже бороться с блоком.
 — Какие главные ошибки при общении с людьми индустрии совершают новички?
— Мне кажется, самая большая ошибка новичков в том, что они не разбираются, куда они шлют что-то, не понимают, что, где и как происходит. Отправлять в личку сообщения известным сценаристам с требованием прочитать их сценарий или с вопросом, куда отправить сценарий, — это странно. Совет — ищите людей, которые могут вам помочь и не посчитают вас сумасшедшим, и пытайтесь попасть в индустрию через питчинги. Это как раз тот случай, когда вы можете найти людей, которые согласятся вас прочитать, послушать ваш логлайн и так далее. Но бомбёжка всех, не разбираясь, кто чем занимается, — это неправильно.
 — По вашему мнению, как прошла работа в резиденции? Какие слабые стороны есть у учеников, какие сильные? Что будет в следующий раз на обучении?
— На мой взгляд, она прошла прекрасно. Я в восторге от своих учеников-сценаристов. В первую очередь потому, что они безумно хотят учиться. С такими горящими глазами и с таким интересом меня давно не слушали ученики. Если человек, не важно сколько ему лет, горит желанием учиться, то всё с ним будет прекрасно. Я верю в своих учеников, верю, что по прошествии ещё двух сессий у нас получатся интересные и крутые сценарии.
В следующий раз мы с ними встречаемся в мае. К этому времени у ребят будет готовый синопсис — это схема сюжета, и презентация проекта. Мы будем говорить про диалоги, как придумать речь для конкретного героя. Большая часть учеников уже прислала свои синопсисы. Я их читаю. В мае будем обсуждать.
 
Фото: Сергей Корнев, Егор Максимов
Иллюстрация: Сергей Лычак