Тема дня: Главное о COVID-19 в Ставропольском крае

Маршрутки должны исчезнуть: урбанисты рассказали, как решить транспортные проблемы в Ставрополе

30.11.2020, 17:04 Ставропольский край
Эксперты проанализировали текущую ситуацию с автобусами, троллейбусами и маршрутками в краевой столице. Они назвали ряд механизмов, которые помогут сделать перемещение по городу быстрым и комфортным.

Как рассказал эксперт АНО «Города за здравый смысл» Алексей Целиковский, общественный транспорт — это комплексная услуга.

«Эта услуга должна быть качественной и безопасной. Пользуясь общественным транспортом вы не должны испытывать сильно больше неудобств, чем просто прогуливаясь по улице», — отметил Целиковский.

Аварии с участием маршруток — далеко не редкость. Дело в том, что перевозчикам важно побольше заработать, а это напрямую зависит от числа перевозимых пассажиров, говорит эксперт. От этого начинается борьба на дороге. Водители превышают скорость, пересекают сплошные, проезжают на красный сигнал светофора.

Основатель сообщества Stav.urban Андрей Черняков считает, что упорядочить работу маршруток может система брутто-контрактов. Её уже внедрили несколько городов России и других стран. Механизм предполагает, что плата за проезд будет поступать заказчику по организации транспортного обслуживания. Причём учитываться будет километраж, а не число пассажиров. Это повысит безопасность перевозок.

У системы брутто-контрактов есть свои недостатки. Например, необходимость муниципалитету самому организовать сбор средств с пассажиров. Существующие специалисты не подготовлены к такой деятельности, а на переобучение и отлаживание уйдёт порядка 5-6 лет. Также вполне возможны убытки для администрации: затраченные средства могут не окупиться, если поток людей будет меньше, чем запланируют.

Эксперты указывают, что на 70-80 троллейбусов в Ставрополе приходится около двух тысяч маршруток. Причина тому — простота организации такого способа пассажирских перевозок.

«Перевозками пассажиров. занимаются многочисленные предприниматели. Порог вхождения в этот бизнес довольно низкий. Достаточно иметь в собственности микроавтобус, и вы можете возить людей. Есть, конечно, требования к состоянию подвижного состава. Но как показывают рейды ГИБДД, этими требованиями можно довольно просто пренебрегать», — считает Алексей Целиковский.

Часто преимуществом маршруток люди называют более высокую скорость движения. При этом не всем очевидно, что происходит это за счёт уменьшения безопасности. Водители маневрируют, превышают допустимую скорость, нарушают правила. Из-за этого регулярно происходят аварии.

«Подвижной состав большой вместимости вполне может конкурировать со скоростью маршрутки, но с гораздо большим уровнем безопасности. Однако для этого ему нужна инфраструктура. Это выделенные линии, удобные остановочные карманы, быстрая посадка/высадка пассажиров и оплата проезда. Если проанализировать и уменьшить задержки на каждом отрезке пути, можно достичь существенного увеличения средней скорости движения», — объяснил эксперт Алексей Целиковский.

Урбанисты сходятся во мнении, что для решения проблем следует пересмотреть отношение к общественному транспорту.

«Его работа должна быть в приоритете, ведь именно от его качества напрямую зависит скорость передвижения по городу. Чем хуже общественный транспорт, тем больше машин и заторов в городе. Сейчас этого приоритета нет. Напротив, в текущем году закрыли большинство выделенных линий. А конкретных планов по разработке новых пока нет», — рассказал Алексей Целиковский.

Эксперты отмечают необходимость комплексной реформы инфраструктуры общественного транспорта. Для этого нужно провести исследования запросов населения. На их основе внедрять новые маршруты и выделенные линии, обновлять состав общественного транспорта, уверен урбанист.

«Есть обнадёживающие новости о заявках на участие в федеральных программах по обновлению подвижного состава троллейбусного парка. В случае успешного прохождения конкурсных процедур мы сделаем существенный шаг к светлому транспортному будущему. Но без комплексных мер это останется локальной историей. Просто наличие новых троллейбусов не решит всех проблем», — отметил Алексей Целиковский.

Эксперт отметил, что примером того, что можно сделать конкретно в Ставрополе, служит Белгород. Недавно там провели реформу. Основным нововведением стали выделенные линии для общественного транспорта.

«Что касается первоочерёдных требований к самому транспорту — он должен быть низкопольным, а по размерам соответствовать пассажиропотоку. Например, нельзя допускать микроавтобусы к магистральным маршрутам с большим пассажиропотоком. Вы получите либо забитые маршрутки, либо пробки из маршруток, либо и то и другое — всё это в Ставрополе происходит ежедневно. Есть конкретные исследования, для какого пассажиропотока запускать ту и или иную категорию общественного транспорта», — рассказал урбанист.

Эксперт добавил, что удобство зависит не только от транспорта.

«Это и удобство остановочных пунктов, и наличие правильно спроектированных выделенных линий, и качество пешеходной инфраструктуры. Все это в комплексе создаёт удобство перемещения по городу. Например, остановочный пункт должен быть спроектирован так, чтобы троллейбус или автобус имел возможность вплотную подъехать к месту посадки. А пассажир мог просто зайти в автобус, не прыгая вверх вниз по ступенькам и бордюрам. Классические остановочные карманы, которых большинство в городе, не позволяют этого сделать», — объяснил Алексей.

Андрей Черняков указал на ещё одну важную часть необходимых изменений. Как считает эксперт, решить проблему общественного транспорта можно только одним способом: отказаться от беспересадочной модели.

При такой системе дороги делятся на две категории — магистральные и подвозящие маршруты. Последние соединяют основные дороги с жилыми районами и социальными объектами. Человек садится на остановке у своего дома практически на любой транспорт, а затем пересаживается на тот, который курсирует по основным улицам. За пересадки, сделанные в рамках определённого времени, платить не нужно.

Таким образом, решить проблемы с общественным транспортом могут ряд нововведений. Это пересадочная модель, выделенные линии, обновлённый состав и брутто-контракты. Комплексный подход с опорой на результаты исследований сделает город комфортным и для пешеходов, и для водителей, уверен эксперт.

Есть ли опасность в участившихся сообщениях о подземных толчках на Ставрополье? Объясняет учёный с мировым именем Каждая новость о землетрясениях в горах Кавказа вызывает волну публикаций о сейсмоопасности региона. Доморощенные «учёные» пугают перспективой пробуждения Эльбруса и тем, что в случае сильного толчка Ставрополь может провалиться под землю. Достоверность прогнозов объяснил заведующий лабораторией сейсмической опасности Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, доктор физико-математических наук Алексей Завьялов.
Бесплатные парковки в центре Ставрополя: какова цена халявы Места для стоянки авто в центре Ставрополя по-прежнему остаются бесплатными. Как долго это продлится? Хорошо это или плохо? Почему тема так взволновала горожан? В ситуации разбиралось ИА «Победа26».
В знак протеста: ставропольские таксисты создали собственный агрегатор, чтобы подвинуть «Яндекс» и «Максим» Водители решили составить конкуренцию крупным агрегаторам и создали собственное приложение. Получится ли у них рулить на ставропольском рынке и что может этому помешать, разбиралась редакция «Победы26».
Как изменился Ставрополь в 2020 году Несмотря на пандемию коронавируса, в краевой столице активно продолжалось благоустройство и строительство объектов. О том, как изменился город за минувшие 12 месяцев – в материале «Победы26».
Как на Ставрополье лечат болезни сердца: подробный разбор от ставропольского кардиолога Повлиял ли коронавирус на организацию лечения, почему в отрасль вливают всё больше средств, кому положены льготные лекарства и как не навредить здоровью на новогодних праздниках — в материале ИА «Победа26».
Ставропольские эксперты рассказали, как «воскреснуть» после Нового года Оливье, салат с курицей и ананасом, селёдка под шубой, алкоголь. Если вы уже съели и выпили всё, что можно, и теперь чувствуете себя не в состоянии вершить поставленные на 2021 год цели, то следующий материал ИА «Победа26» — для вас.
Ажиотаж на лекарства: что происходит в ставропольских аптеках Разбираемся, почему выросли цены и из продажи исчезли некоторые препараты, а также можно ли изменить ситуацию.
Ставропольские эксперты спрогнозировали, рухнет ли экономика в 2021 году Российские и зарубежные экономисты говорят о том, что надвигается глобальный мировой кризис. Он станет главным последствием пандемии коронавируса. Насколько правдивы эти прогнозы, и придётся ли ставропольцам потуже затянуть пояса — выясняла «Победа26».
Сколько ставропольцы потратят на блюда для новогоднего стола Новый год традиционно считается одним из самых любимых праздников россиян. Помимо перемен, он сулит веселье, подарки и застолья, требующие определённых финансовых вложений. Сколько в среднем стоит накрыть праздничный стол, читайте в материале ИА «Победа26».
«Пятигорск — тоже немножко Тула»: интервью с Львом Толстым Ставропольское краевое информационное агентство завершает серию необычных интервью с известными поэтами писателями, побывавшими на Ставрополье многие годы назад. Финальным нашим героем стал Лев Николаевич Толстой.
Подмороженное недовольство: ставропольцы вновь стали реже жаловаться на свои проблемы в соцсетях Аналитический центр «Рейтинг.Победа26» выяснил, какие проблемы больше всего волнуют жителей региона. Обнаружились новые точки роста претензионной активности на фоне общего спада.
«Чтобы картинка была не хуже, чем у подруги»: откровения ставропольских пластических хирургов Современная пластическая хирургия способна серьёзно преобразить внешность человека, избавить его от врождённого или приобретённого дефекта, комплексов, приблизить к мечте. О том, какие операции самые популярные на Ставрополье, читайте в нашем материале.