чт, 28 март
20:52
Ставрополь
+8 °С, ясно
Эксклюзивы

Не так быстро: можно ли «выжить» при ограничении в 40 километров?

20 декабря 2019, 14:59Статьи
Фото:

Корреспонденты «Победы26» продолжают ставить эксперименты над собой. В этот раз наш коллега-автомобилист решил испытать собственные и чужие нервы: три дня он ездил по Ставрополю, стараясь не превышать скорость в 40 километров в час. Насколько это возможно в сегодняшних условиях и почему у журналиста краснели уши, читайте в нашем материале.

В основном по городу можно ездить со скоростью 60 километров в час. Многие водители по привычке накидывают ещё плюс 20, за которые, согласно российским ПДД, не наказывают. В итоге получается 80 км/ч. На такой скорости почти любое ДТП будет смертельным для его участников.
Это подтверждают цифры исследований. По данным Всемирной организации здоровья повышение средней скорости движения на 1 процент увеличивает риск ДТП с летальным исходом на 4 процента. Если машина сбивает пешехода на скорости 65 километров в час, риск того, что он погибнет в 4,5 раза выше, чем если бы автомобиль двигался со скоростью 50 километров в час.
Многие российские урбанисты призывают снизить разрешённую в городе скорость до 50 или даже 40 километров в час. По такому пути пошли многие европейские города. В том же Минске вскоре могут установить лимит в 50 километров в час. Корреспондент «Победы26» «примерил» на себя жёсткие скоростные ограничения в Ставрополе и подготовил мини-дневник этого эксперимента.
День 1. Шок
Первое время всё внимание было сконцентрировано только на том, чтобы не превышать. Это оказалось сложнее, чем я думал: нога еле касалась педали газа, скорость казалась неуютной. Особенно на улице Космонавтов. Здесь водители привыкли ездить гораздо быстрее, что, кстати, то и дело приводит к страшным ДТП.
Едем в крайней правой полосе, а все остальные проносятся мимо так, что машину аж сотрясает потоками воздуха. Пришлось включить музыку поспокойнее, чтобы хоть как-то отбить желание поддать газу.
На работу успел вовремя — пробки сжирают любую разницу в скорости. Время поездки домой оказалось дольше обычного. Улицы были уже свободны, можно было бы чуть ускориться, но нельзя. Спокойная музыка помогла и тут, получился вечерний автомобильный променад.
День 2. Отрицание
На работу вновь приехал вовремя — пробки сделали своё дело. Привычка держать 40 уже стала формироваться, но появились какие-то неприятные ощущения. Приходилось сдерживать себя, чтобы не нажать на педаль. На широких дорогах казалось, что вся жизнь проносится мимо, словно груженый КамАЗ. А на узких улочках у меня в прямом смысле краснели уши, когда я представлял, что говорят водители плетущихся позади машин. Например, на Тельмана, несмотря на плотную парковку по краям, кочки и другие помехи, ставропольские автомобилисты привыкли не убирать ногу с газа.
Пик неприятия малых скоростей наступил вечером, когда дороги опустели, но надо было идти до конца и не превышать.
Справка: «Нештрафуемый порог» был установлен в России в 2013 году для того, чтобы водители не становились жертвами погрешности несовершенных на тот момент радаров. Несмотря на то, что техника стала более совершенной, норму до сих пор не скорректировали и не отменили, хотя сейчас подобные инициативы высказываются всё чаще.
При этом многие водители против. Даже премьер-министр России Дмитрий Медведев недавно заявил в присутствии СМИ, что снижение порога до 10 километров в час приведёт к повышению количества штрафов из-за того, что такая разница в скорости «не ловится водителями».
День 3. Принятие
На работу опоздал, но не из-за лимита скорости. Просто решил покататься по городу побольше, выйти за рамки стандартного маршрута, чтобы лучше ощутить, что это — 40 километров в час.
На третий день я уже не тратил силы на самоконтроль и не боролся с желанием поднажать. В сухом остатке — избыток контроля за рулём.
Собственно, это и есть цель ограничения: позволить водителям принимать решения на дороге спокойно и своевременно, а не как во время ралли — в адреналиновом бреду. Обязательно ли при этом замедляться до 40 километров? Наверное, нет. Во всяком случае, не везде. Если профильные структуры постараются сделать умные ограничения там, где это надо, водителям в целом будет комфортно.
Но случится ли это? Разговоры об ограничениях ведутся уже десяток лет и непременно вызывают жаркие споры. Реальных подвижек пока нет. Есть надежда хотя бы на отмену допустимых «плюс 20». Как считают многие урбанисты, уже это сделает дороги более комфортными.
P.S. День после эксперимента
На работу не опоздал. Ехал 60 и не испытывал желания притопить. Включил спокойную музыку и просто наслаждался дорогой без спешки.
Фото: Никита Пешков, Эдуард Корниенко/ИА «Победа26»