Тема дня: Главное о COVID-19 в Ставропольском крае

Не всегда скорая помощь

05.02.2019, 16:55 Ставропольский край
Почему «неотложка» может опоздать, а больным бывает проще обратиться в поликлинику

За исключением немногих везунчиков все мы имеем опыт взаимодействия со «скорой помощью». Кто-то вызывал бригаду себе, кто-то родственникам; у одних это случалось пару раз за жизнь, другие вынуждены набирать заветные цифры на телефоне катастрофически часто. Послевкусие от общения с врачами тоже разное: от восторгов и благодарности за спасённую жизнь, до проклятий и обвинений в непрофессионализме. 

Главврач ГБУЗ СК «Станция Скорой медицинской помощи» города Ставрополя Александр Михайловский оценивает работу своей службы на твёрдую четвёрку, но говорит, что в каждом случае надо разбираться индивидуально. Если бригада действительно проявила халатность и сделала что-то не так, то спрос будет самый строгий – благо, все звонки фиксируются, все выезды записываются. Но зачастую речь идёт о банальном непонимании того, как функционирует вся эта система. Мы не медики, а заодно и не юристы, но пообщались с обеими сторонами потенциального конфликта, дабы попытаться наладить диалог между ними. Оставим за бортом вопиющие ситуации, в которых разбираются специалисты, и остановимся на типичных историях. 

 

Гонка со временем 

Пожилая женщина заболела. Температура доходила до 40 градусов, и «скорую» вызвали сразу же, только приехала она через несколько часов – когда удалось сбить жар своими силами. 

  

Обычно такое происходит зимой, в разгар эпидсезона. Если обычно в Ставрополе фиксируется около 400 вызовов, то в эти дни их число может превысить 800. Так как машин и экипажей всегда мало, вызовы делят на две категории: экстренные и неотложные. Первых, к слову, в течение года примерно всегда одинаковое количество – 200-250. Так вот, экстренные вызовы – это реальная угроза жизни больного: опасная травма, приступ и так далее. Тогда «скорая» мчит на всех парах, с мигалками и сиреной, потому что каждая секунда на счету. По закону, она обязана приехать в течение 20 минут, и, как правило, успевает уложиться в это время. Конечно, пробки и нештатные ситуации на дорогах никто не отменял, но бригада действительно делает всё возможное, чтобы успеть. 

Неотложные вызовы – это все остальные. На них тоже всегда выезжают, не отказывают никому. Но если у одного пациента высокая температура, а у другого подозрение на инсульт, то приоритет очевиден.  

 

Вопрос как диспетчер по телефону может отделить зёрна от плевел и принимать решения о порядке выездов, сложный. Но, прежде чем получить эту должность, фельдшер должен минимум 10 лет «откатать» в бригаде и за это время, несомненно, получает огромный опыт. 

Отдельная история – маленькие пациенты. Даже если случай не вызывает особых опасений, к детям выезжают как можно скорее. А вот если взрослый и в целом здоровый человек слёг с гриппом, ему всё же лучше звонить в поликлинику: врачи обязаны выезжать на дом в любой день недели. 

 

Неверный диагноз 

У студента ставропольского вуза, приехавшего из другого региона, аллергия. Обычно она себя никак не проявляет, но стоит съесть не тот продукт – и начинается сильный отёк. Не дожидаясь опасных последствий, он сразу звонит в «скорую». Бригада приезжает оперативно, парню делают укол и отвозят в краевую больницу. Там в приёмном отделении ругаются, что нужно было колоть не внутримышечно, а внутривенно, впрыскивают лекарство и отправляют домой. Через некоторое время история повторяется, несмотря на попытки объяснить, что и как нужно делать. 

 

Дело в том, что у врачей «скорой помощи» задача вполне конкретная: купировать опасные симптомы и передать пациента уже тем докторам, которые будут лечить саму болезнь. В зависимости от ситуации это может быть госпитализация или звонок в поликлинику. Но в любом случае бригада снимет высокую температуру, но не будет назначать курс лечения. 

Увы, для большинства из нас все врачи – это такие всезнайки, которые во всём разбираются, всегда ставят верные диагнозы после короткого словесного описания, да ещё и рецепт нужный дадут. Увы, это не так.  

 

Бело-красные пепелацы 

К пациентке приехала «скорая», в которой не оказалось нужного оборудования, а сама машина была в ужасном состоянии, вся грохотала и еле ехала.  

Александр Михайловский в ходе эфира на местном телеканале заверил, что все бригады «скорой помощи» укомплектованы необходимым оборудованием. А вот автопарк довольно старый, хоть понемногу и обновляется. 

 

Судя по отзывам ставропольцев, реальная ситуация немного хуже, но в каждом случае всё объясняется стечением обстоятельств: весь кислород мог «выйти» на предыдущего пациента, а старая машина могла сломаться или попасть в аварию – и какими бы самоотверженными врачи ни были, тут ничего не поделаешь. 

Часто возникают вопросы и к самим бригадам: бывают грубоваты, не проявляют должного уважения и заботы. С одной стороны, это результат пресловутой профессиональной деформации: когда ты ежедневно работаешь с человеческим страданием, трудно не зачерстветь. С другой — низкие зарплаты и постоянные переработки. Фельдшер «скорой помощи» — очень трудная и далеко не самая высокооплачиваемая работа. Впрочем, если вам нахамили, то всегда стоит позвонить в диспетчерскую и пожаловаться: в вашей ситуации обязательно разберутся. 

 

Семь вёрст не крюк 

Здесь примеров хоть отбавляй. Пациенты из Дёмино (той части, которая не относится к краевому центру) или Татарки могут часами ждать бригаду из Михайловска и потом ещё ехать в Шпаковскую райбольницу, хотя Ставрополь – под боком. Или КМВ, где можно оказаться не на той стороне речки, разделяющей два давно сросшихся населённых пункта, и из-за этого ожидание помощи может вырасти в несколько раз. 

  

Это давно назревшая проблема. Каждый муниципалитет обслуживается своей станцией «скорой помощи», и медики зачастую оказываются заложниками административно-территориального деления. Но в нашем регионе наконец взялись за её решение. В этом году на Кавминводах, а затем и в Ставропольской агломерации (Ставрополь и Шпаковский район) будут созданы единые диспетчерские службы, которые позволят организовать выезд к пациентам более оперативно и без привязки к городам и сёлам. Кто окажется ближе, тот и поможет. 

*** 

Несмотря на все претензии к работе «скорой помощи», это, безусловно, героическая профессия. На каждый случай некорректной работы и опоздания на вызов приходятся сотни и тысячи спасённых жизней. Работу экстренных служб, конечно, необходимо улучшать: обновлять автопарк, обеспечивать оборудованием, повышать зарплаты, но всё это задачи властей. Нам же, простым пациентам, стоит забыть о потребительском отношении и не вызывать «неотложку» попусту. Если же что-то пошло не так, всегда стоит позвонить диспетчеру и оставить жалобу. Не берут трубку – значит все заняты, но до вашего звонка обязательно дойдёт очередь. И в любом случае не стоит забывать об элементарном «спасибо». 

 

Станислав Маслаков 

Иллюстрации: Сергей Лычак 

Год 2020
20MER
Поддержка для ставропольцев В своём Послании губернатор Ставрополья Владимир Владимиров касался различных аспектов социально-политического развития региона, но красной нитью прошла мысль о том, что всё это делается для сбережения и улучшения жизни каждого человека.
Здоровое будущее Ставрополья Тема поддержки и развития здравоохранения в регионе стала ключевой в Послании губернатора Владимира Владимирова.
Село — опора Ставрополья Выступая с ежегодным Посланием, глава края подчеркнул важность сельского хозяйства и рассказал, как региональные власти помогут аграриям и простым жителям ставропольской глубинки.
Удар держим, обещания выполняем Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров рассказал об экономических последствиях пандемии коронавируса для региона и о перспективах роста благосостояния.
Каким будет новый «Машук»? Рассказываем о перспективах «Ставропольского Артека»
Как ставропольские производители совершенствуют свои возможности На Ставрополье уже несколько месяцев успешно реализуют национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». В сложной эпидемиологической ситуации многие предприятия вынуждены простаивать, сокращать оборот и продажи. На этом фоне всё больше региональных производителей учатся работать по системе бережливого производства — она помогает оптимизировать процесс, сократить издержки, выиграть время и даже мотивировать персонал.
«Бояться нужно либо до, либо после»: ставрополец Олег Скрипочка — о выходе в открытый космос Космонавт Олег Скрипочка, который недавно вернулся из своего третьего полёта, рассказал корреспонденту ставропольского информагентства «Победа26» о буднях на орбите и развеял популярные мифы.
«Еда в тюбиках — миф»: ставропольский космонавт Олег Скрипочка рассказал о жизни на МКС 17 апреля космонавт Олег Скрипочка завершил свой третий полёт. Члены экспедиции благополучно вернулись на землю и приступили к реабилитации. Корреспонденту ставропольского информагентства «Победа26» удалось расспросить земляка о подготовке и самом путешествии, а также поговорить о популярных мифах.
Планы и амбиции: кандидаты на пост мэра Ставрополя — о приоритетных задачах Городская дума решит, кто возглавит краевой центр, 11 июня. Корреспонденту «Победы26» удалось пообщаться с некоторыми претендентами и узнать, что в первую очередь они планируют сделать в новом качестве.
Кому пророчат кресло мэра Ставрополя? Приём заявок на должность главы краевой столицы завершился 25 мая. Свои кандидатуры на рассмотрение конкурсной комиссии подали 12 человек. Кто из них пройдёт отбор и займёт пост, 11 июня решит городская дума. Как оценивает претендентов общественность и какие задачи ставит — в материале «Победы26».
Когда ставропольцам не до благоустройства Аналитический центр «Рейтинг.Победа26» выяснил, на что жаловались жители региона в апреле.
Как ставропольцы хоронят древний город под мусором То место, которое современники знают как Татарское городище, было домом для людей три тысячи лет назад. Но не все современные ставропольцы относятся к нему с почтением. Сейчас вся окраина леса превратилась в большую свалку.