пт, 29 март
00:11
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

Очень большой Ставрополь

15 января 2020, 17:03Статьи
Фото:

Как и зачем растёт краевая столица?

Мы, конечно, давно уже что-то подозревали, смотря на новые высотные районы, построенные среди бывших полей, стоя в утренних и вечерних пробках, да и просто гуляя по центру города. Ставрополь не просто растёт, а явно обгоняет свои официальные цифры. И вот, в конце прошлого года глава города Андрей Джатдоев, выступая на бизнес-форуме, подтвердил всё это уже вполне официально: в Ставрополе постоянно проживает не менее 520 тысяч человек. А более скромная статистика — результат технической ошибки.
Так сколько же нас?
Точнее о реальных масштабах населения краевой столицы мы узнаем уже осенью, по итогам очередной Всероссийской переписи. Но есть основания полагать, что Андрей Джатдоев ещё и поскромничал. Рекламный сервис одной из социальных сетей вообще утверждает, что в радиусе пяти километров от Ставрополя проживает свыше миллиона пользователей. Конечно, у некоторых из нас заведено по несколько аккаунтов, но с учётом младенцев, стариков и далёких от этой сферы людей выходит подозрительно много.
Но даже если реальная цифра окажется близкой к той, что озвучил глава города, она будет отражать лишь часть правды. Вернее сказать, её формальную сторону. Потому что город — это в первую очередь совокупность людей, живущих в одной местности, и созданной для них инфраструктуры. И в этом плане Ставрополь — разбросанный по довольно обширной территории мегаполис, включающий в себя десятки относительно самостоятельных населённых пунктов. Специалисты относят к нашей агломерации всё, что находится между Изобильным, селом Грачёвкой и Невинномысском. Мы можем жить в одном городе, работать в другом и отдыхать в третьем. Но даже если говорить о ядре агломерации – фактически сросшихся Ставрополе, Михайловске, Татарке, Надежде и ещё нескольких поселениях, то в совокупности здесь живёт не меньше 600-700 тысяч человек.
А в первые рабочие дни нового года был подписан План реализации Стратегии пространственного развития РФ, в котором мы фигурируем как перспективная территории опережающего развития «г. Ставрополь — г. Михайловск». К слову, в регионе таких территорий две, и вторая, естественно, объединяет города КМВ. Так что, мы можем относиться к этому по-разному, но Большой Ставрополь — это де-факто почти миллион человек с тенденцией к росту и уплотнению ядра агломерации.
Почему так происходит?
Судьба любого города неразрывно связана с судьбой той страны, в которой он находится, но куда более замысловатыми механизмами, чем принято считать. Достаточно вспомнить, как в советские времена исчезали с лица земли некогда богатые поселения, зато в совершенно невыносимых условиях Крайнего Севера строились новые промышленные центры с сотнями тысяч жителей. А, к примеру, в сходной с Россией по климату Канаде 90% населения живёт на узкой полоске вдоль южной границы.
Постсоветская история нашей страны изобилует разными сюжетами, но общий тренд вполне очевиден: в условиях экономической нестабильности люди потянулись на юг, либо в Москву и другие крупные города: чем больше, тем проще выжить. Но даже у мегаполисов всё складывается по-разному: одни стремительно развиваются, другие в лучшем случае топчутся на месте. Краснодар не знает, что делать с демографической нагрузкой, а Волгоград вряд ли останется миллионником. И когда ситуация в стране достигла пресловутой стабильности, процесс перетекания людских потоков из одних мест в другие только усилился.
Ставрополю повезло долгое время быть в стороне от этой гонки за человеческим капиталом. Мы росли в основном за счёт собственных сельских территорий и русских переселенцев с обоих склонов Кавказского хребта. Но при этом — постепенно, без больших скачков. Жители Севера и Сибири предпочитали Краснодар и Сочи: там и богаче, и ближе к морю. Зарплатами и обилием работы мы тоже не блещем. Увы, и значительную часть самых активных и амбициозных ставропольцев мы потеряли по той же причине: они уехали туда, где больше жизни во всех смыслах.
При этом причин для отъезда со временем становилось всё меньше. За последнее десятилетие в Ставрополе появилось почти всё, чему мы завидовали в более богатых городах: от сетей фастфуда и современной торгово-развлекательной инфраструктуры до благоустройства, которое ставят в пример всей стране. А ещё новая поликлиника, несколько школ и десятки детских садов — может, недостаточно, но лучше, чем в большинстве других региональных центров. В сочетании с относительно невысокой стоимостью жизни это делает город всё более привлекательным для переезда. Проблема с нехваткой работы и низкими зарплатами компенсируется тем, что всё больше народа трудится удалённо. А явная усталость Краснодара и Сочи, которым всё труднее переваривать новые потоки приезжих, вынуждают переселенцев искать альтернативы.
Одним словом, Ставрополь вполне естественно вырос из центра притяжения для жителей собственного региона в перспективное направление для переезда из самых разных уголков России и зарубежья. Вернее сказать, он только-только достиг этого и сам ещё до конца не осознаёт себя в новом статусе. Пожалуй, первой официальной заявкой на это стала прошлогодняя Студвесна стран БРИКС и ШОС. Город, о котором не все знали даже в собственной стране, заявил о себе на весь мир.
Что нам с этим делать?
Ставрополь хоть и отстал в прошлые десятилетия от некоторых соседей, сейчас вполне может считаться городом опережающего развития. Не считая застарелой проблемы с общественным транспортом, у нас всё решается быстро и с запасом. Чего стоят новые проспекты, проекты трёхуровневых развязок или огромного культурного центра. Но это не значит, что к новому статусу оказались готовы сами жители. Многие из нас привыкли к тихой провинциальной неге и не приходят в восторг от разноцветных людских толп и масштабных событий. Кто-то не верит, что город всё это потянет, а кто-то и не хочет, чтобы потянул. Новость о преодолении полумиллионного рубежа вызвала много неоднозначных реакций в социальных сетях.
Так что же нам со всем этим делать? Во-первых, расслабиться. Рост или увядание городов — естественный процесс, на который мы не особо влияем. Для того, чтобы Ставрополь вновь стал тихим и провинциальным, необходимо одно: чтобы здесь было плохо жить и люди уезжали отсюда. Вряд ли мы этого хотим.
Так что, у Ставрополя только один путь: расти и развиваться. По возможности — планомерно, с учётом ошибок того же Краснодара. С упором на качество жизни, а не красивые цифры.
Правда, официальное признание города полумиллионником всё же даёт некоторые преимущества. Мы попадаем в другой разряд городов по федеральному финансированию, на нас обратят внимание новые инвесторы (сети «АШАН», «ИКЕА», Decathlon временами меняют политику, но в любом случае им интересны только крупные города), чаще будут проводиться международные мероприятия, да и застарелые проблемы станет проще решать. Хотя бы с тем же общественным транспортом.
К слову, если внимательно прочитать Стратегию пространственного развития, то там весьма много очень интересных пунктов, так или иначе касающихся Ставрополя. Более конкретные планы появятся уже в этом году, но, похоже, из транспортного тупика мы вскоре превратимся в транзитный узел, а грядущие стройки культурных и социальных объектов затмят всё то, что уже сделано в городе.
Хотим мы того или нет, но Ставрополь — уже не тот тихий губернский городок, в котором мы родились. Он переходит в высшую лигу, и для будущих поколений его жителей это безусловно хорошо. Но, разумеется, не всех это устраивает. В любом случае, в нашем крае есть и другие города – небольшие, провинциальные, но очень зелёные и милые, которым ещё долго не угрожает стать мегаполисами. Зеленокумск, Ипатово или легендарный Благодарный с распростёртыми объятиями встретят любого, кто устал от столичной суеты и хочет простой, размеренной и предсказуемой жизни.
 
Иллюстрация: Сергей Лычак/ИА «Победа26»