чт, 28 март
17:58
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Оптимизация власти

18 ноября 2019, 15:42Статьи
Фото:

На Ставрополье стартовал проект «Бережливое правительство».

О том, что работу краевых властей собираются организовать по-новому, губернатор Владимир Владимиров впервые объявил ещё в сентябре на своей программной пресс-конференции в Москве:
 
«Мы будем внедрять «Бережливое правительство». Оно, может, будет не первым и не вторым в России, но я очень хочу, чтобы наши внутренние процессы сократились по времени. Во время ожидания, когда машина провернется, а ты ждешь со стороны, возникает вопрос, зачем там все сидят, если небольшой разовый вопрос не могут решить в течение полутора часов», — сказал Владимиров.
 
Спустя два месяца началась практическая реализация проекта. Его руководителем назначен зампред правительства, руководитель аппарата правительства Ставропольского края Вячеслав Гладков, а администратором — заместитель начальника управления по обеспечению проектной деятельности аппарата правительства региона Мария Симанкина. «Победа26» разобралась с тем, что такое «бережливое правительство» и как его внедрение повлияет на жизнь субъекта.
Почему мы?
Владимиров не зря уточнил, что мы в этом вопросе не первые и не вторые. Пилотные проекты под методологическим руководством госкорпорации «Росатом» внедряются в 19 регионах страны — от кавказских республик до Чукотки. В их числе и Ставропольский край, который привык быть в числе лидеров.
В отличие от многих регионов, для Ставрополья участие в программе — результат наметившегося перехода в высшую лигу. Количество и сложность реализуемых проектов растёт с каждым годом, а вместе с ними и перспективы, так что работать по старинке команда Владимирова попросту не смогла бы, да и не хочет.
Край как мегакорпорация
В основе «Бережливого правительства» лежит подход, который позволил многим индустриальным гигантам оптимизировать производство и отвоевать своё место под солнцем. У «Тойоты» это Toyota Production System, включающий знаменитый принцип «5 S». У «Боинга» — свой метод, но весьма близкий по идеологии и структуре. Что характерно, первые внедряют его с 1949, другие — с 1978 года, но без даты окончания. Потому что «есть у революции начало, нет у революции конца» — не такая уж и смешная фраза. Оптимизировать можно любые процессы, а в стремительно меняющемся мире это становится жизненно необходимым: завершая одну модернизацию, приходится готовиться сразу к новой.
Госкорпорация «Росатом» аккумулировала западные и отечественные наработки в этой сфере и создала свою собственную школу управления, щедро сдобренную методологией Петра Щедровицкого. В результате она стала одним из немногих примеров того, как огромная постсоветская производственная структура не деградировала за девяностые-нулевые, как многое в стране, не просто пережила смутное время, но и активно осваивает мировые рынки. Как выяснилось, подход русских атомщиков оказался применим вообще в любых сферах.
 
«Производственная система «Росатом» — это новая «пересборка», комбинация известных инструментов совершенствования систем управления любыми процессами», — уверены в госкорпорации.
 
В самом простом изложении она сводится к переводу любой системы из текущего (что имеем) в целевое (чего хотим) состояние с уменьшением всех типов потерь. А они есть везде: на заводах, в офисах и коридорах власти. Полностью устранить их, наверное, нельзя, но стремиться надо. Делается это тремя способами: устранение собственно потерь, вскрытие неиспользуемых резервов и мобилизация человеческого потенциала.
Как всё будет работать?
Образ чиновника как ленивого бюрократа, конечно, имеет мало отношения к реальности. В здании, наверное, любого правительства можно увидеть горы распечаток, снующих туда-сюда сотрудников и их уставшие от бесконечных переработок лица. Любой документ проходит весьма длинный путь, состоящий зачастую из десятков согласований и подписей. Отработанные бюрократические механизмы со временем становятся всё менее эффективными, а просто отменить их нельзя. Поэтому для начала следует изучить саму систему и найти в ней слабые места:
 
«Процессы есть везде — в бизнесе и на производстве, в государственном и муниципальном управлении, при оказании услуг в здравоохранении, образовании, и где угодно. И они могут быть оптимизированы. Для этого мы составляем карту процесса — описываем, как в нём перемещаются люди и документы, определяем, сколько на это уходит времени и предлагаем устранить временные потери там, где это возможно и не нанесёт ущерба качеству. Одновременно мы улучшаем размещение людей и объектов, чтобы оптимизировать движение, ведь иногда мы даже не замечаем, как много времени и сил тратится на излишнюю транспортировку и перемещения», — рассказывает Мария Симанкина.
 
На первом этапе в проекте участвуют пять ведомств: министерство дорожного хозяйства и транспорта, министерство здравоохранения, министерство туризма и оздоровительных курортов, министерство сельского хозяйства, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также аппарат правительства края и администрация города-курорта Железноводска. В каждом из них сформирована рабочая группа по оптимизации. Координирует их действия головная рабочая группа под управлением зампреда Вячеслава Гладкова. Все они прошли обучение у кураторов от «Росатома» и получили все необходимые знания.
Несмотря на то, что работа этой распределённой команды, насчитывающей почти 50 специалистов, только началась, уже сейчас удалось найти 28 процессов, которые будут оптимизированы на первом этапе проекта. Делается это следующим образом. В каждом процессе есть этапы, когда создаётся ценность для конечного потребителя, и периоды, такую ценность не создающие, но потребляющие ресурсы, в первую очередь время. Рисуя карту потока создания ценности по каждому из процессов, специалисты выявляют его этапы и потери, стараясь сократить их тем или иным способом.
 
«Например, в аппарате правительства края оптимизируется маршрутизация и навигация в здании, транспортное обслуживание, работа с обращениями граждан, согласование проектов правовых актов губернатора и правительства, подготовка и проведение еженедельных планёрок у губернатора и заседаний правительства», — объяснила Мария Симанкина.
 
Помимо этого, министерства оптимизируют несколько процессов для граждан. Так, Минздрав среди прочего улучшит обработку вызова скорой помощи, Минсельхоз — вопросы контроля за промышленным и товарным рыбоводством, племенным животноводством и кормопроизводством. Миндор займётся совершенствованием процесса установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов перевозки пассажиров и багажа.
К окончанию первого этапа, а произойдёт это примерно через полгода, их будет значительно больше. На основании полученного опыта работу масштабируют на все властные структуры края.
Не на пустом месте
На самом деле это не первый проект по внедрению новых управленческих практик на Ставрополье. Уже третий год у нас реализуется «Бережливая поликлиника». В медицинском университете организована «фабрика процессов» — учебный центр по вопросам бережливого производства в сфере охраны здоровья. Три поликлиники города Ставрополя (две взрослых и одна детская) работают по-новому: в них организованы безбарьерные регистратуры и практически исчезли очереди. В разы сократилось время на прохождение диспансеризации и проведение лабораторных исследований. Сейчас этот опыт хотят распространить на другие медучреждения.
С 2019 года край участвует в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости», в рамках которого идёт внедрение принципов бережливого производства на предприятиях края. Результаты этой работы обещают показать уже в следующем году.
Что до самого «Бережливого правительства», то итоги по нему будут подводить скорее всего только промежуточные. Оптимизация — это бесконечный процесс. И главным его результатом будет даже не то, с какой скоростью та или иная бумага преодолевает коридоры власти, а удовлетворённость нанимателей — по сути, всех жителей края — работой своих управленцев.
 
Иллюстрации: Сергей Лычак/ИА «Победа26»