чт, 28 март
18:37
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

От станка до поста министра: как сложилась судьба выдающегося ставропольца

7 февраля 2020, 18:12Статьи
Фото:

Ветеран труда Ставрополья Александр Андреевич Кондраченко проработал вместе с Владимиром Ильичом Калашниковым плечом к плечу 20 лет. Они трудились над развитием системы мелиорации, заложили Большой Ставропольский канал, ночевали в полях, когда работали над проектами по созданию водопроводов для сельских территорий. Корреспондент «Победы26» пообщался с близкими земляка, чтобы больше узнать о его жизни.

Ставрополец Владимир Ильич Калашников был одним из тех руководителей, которые поднимали страну в послевоенные годы. Он родился в Будённовске в 1929 году. Окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт и начал быстро продвигаться по карьерной лестнице. Уже к 25 годам возглавил машинно-тракторную станцию, которая снабжала техникой аграриев всего района. Потом был первым секретарём в совхозах Предгорного, Кочубеевского, Андроповского районов. А скоро его заметили и назначили руководителем краевого управления мелиорации, секретарём Ставропольского крайкома КПСС.
«Благодаря усердию Владимира Ильича начали строить Большой Ставропольский канал. Площадь орошаемых земель за девять лет его руководства выросла вдвое — до 290 тысяч гектаров», — вспоминает Александр Андреевич Кондраченко.
Большое значение Владимир Калашников уделял водоснабжению на селе: активно добивался строительства водопроводов и каналов в деревнях и хуторах, заботился о качестве питьевой воды для ставропольцев.
Когда выпадала свободная минутка, Владимир Ильич увлекался искусством, слушал музыку, писал картины. Одну из них в 2001 году подарил товарищу — Александру Кондраченко. На полотне изображены лес, цветы, яркое небо и облака. В последнее время ветеран часто и подолгу смотрит на картину, вспоминая своего коллегу.
«Всегда тосковал по Ставрополью»
В 53 года Владимира Ильича назначили на должность министра мелиорации и водного хозяйства РСФСР. Будучи представителем федеральной власти, он никогда не забывал про малую родину: вопросы из Ставропольского края решались «отдельным списком», приёмы велись без каких-либо отлагательств. Он помогал и медикам, которые просили новую технику, и строителям, когда им нужны были какие-либо материалы.
После нескольких лет управления Михаил Горбачёв назначил Калашникова первым секретарём Волгоградского обкома КПСС. В этом регионе ставрополец и остался, пока не вышел в 1990 году на пенсию.
Развал Советского Союза Владимир Ильич воспринял очень болезненно.
«Переживал, когда Советский Союз развалился, когда пропадали колхозы. Отец тогда говорил: а что нам перестраиваться, всю жизнь работали, трудились на благо страны, строили это. Утешение нашёл в книгах — у него была огромная библиотека. Читал философию, историю. А ещё возил из командировок в разных странах альбомы по живописи. Сейчас они пригодились дочке моей сестры, которая закончила художественное училище в Ставрополе. Передался ей талант деда», — говорит дочь Елена.
Семья
«В ту пору я часто бывал в Москве, всегда заезжал к Владимиру Калашникову. Он тосковал по Ставрополью, всегда радовался, когда я привозил ставропольские продукты. Приезжал на 60-ю годовщину строительства Невинномысского канала. В тот страшный день в сентябре 2010-го он ехал на дачу, но попал в аварию. Его сбила электричка», — рассказал Александр Андреевич.
О гибели Владимира Ильича его старшей дочке Елене сообщила мать. Это было утро субботы. В этот день супруга осталась дома, чтобы получить пенсию от почтальона за себя и мужа.
«Для нас это был шок. Мама позвонила, у отца при себе, когда он поехал на дачу, было удостоверение почётного гражданина Волгоградской области. Он его всегда с собой носил. По этой корочке его и опознали. Только накануне, в пятницу, мы с папой поговорили, он сказал, что хочет отдохнуть, съездить на дачу. Никто не знал, что так выйдет», — рассказала Елена Владимировна Калашникова.
Женщина очень тепло общалась с отцом, в последние годы его жизни часто созванивалась по телефону. Она с семьёй жила в Волгограде, а её старший сын — с дедушкой и бабушкой в Москве. Как призналась Елена, её отец всегда уделял много времени внукам, играл с ними.
«Был даже такой случай, когда сын случайно бросил мяч в лицо деду. Под глазом у него образовался большой синяк, и ему пришлось ходить на работу в солнцезащитных очках», — поделилась воспоминаниями Елена.
Ей с сестрой Владимир Ильич в детстве тоже уделял внимание, но «не так много, как хотелось бы». Несмотря на колоссальную занятость, отец часто водил девочек на прогулки в ставропольский лес, а ещё учил рисовать.
«К работе я отца никогда не ревновала: всегда понимала, что это его путь, и без него он будет несчастлив. Мы переняли от него ум, хватку, упорство. Папа никогда не помогал нам в учёбе, карьере, хотя наверняка мог бы. Он считал, что умный человек должен всего добиваться сам», — поделилась женщина.
С женой Владимир Ильич душа в душу прожил 53 года. Она пережила супруга на десять лет, каждый день вспоминала о нём и постоянно рассказывала о его достижениях.
Память
Владимир Ильич Калашников завещал похоронить его на малой родине — в Ставрополе. Память о земляке особо чтут в краевом совете ветеранов труда. Как рассказал Алексей Алексеевич Гоноченко, Владимир Ильич был из тех руководителей, которые глубоко разбирались в вверенном им вопросе. А ещё он всегда шёл навстречу людям, в которых был уверен, никогда не повышал голоса на подчинённых и часто бывал «на земле».
«Помню, был случай, когда на бюро крайкома готовил труновский райком отчёт, как выполняется постановление 25-го съезда партии. Комиссию крайкома возглавлял сам Владимир Ильич. Помню, спросил у меня, смотрел ли я материалы рабочей комиссии. Я сказал, что ещё не смотрел, а если он мне одобрит практическую деятельность райкома, то и не буду смотреть. Он рассмеялся. Это означало, что если одобрят — значит, критиковать не будут. Правильно, он и так знал, что и где происходит, поэтому шёл навстречу людям», — рассказал Алексей Алексеевич.
Могила Владимира Ильича Калашникова расположена рядом с местом упокоения его матери. Сейчас навещают их не часто. Александру Андреевичу Кондраченко уже 85 лет: много ходить не позволяет здоровье. Однако ни он, ни другие ветераны не забывают помянуть талантливого хозяйственника при любом случае.
Фото: семейный архив Елены Калашниковой