ср, 24 апр.
19:49
Ставрополь
+19 °С, ясно
Эксклюзивы

Пока без покатушек: почему шеринг самокатов и велосипедов в Ставрополе никак не приживается

19 мая 2021, 16:25Статьи
Фото:

Как такие сервисы влияют на формирование комфортной городской среды? Сколько должна стоить одна поездка на электросамокате, чтобы принести прибыль бизнесу? Почему предпринимателям краевой столицы пока не удаётся «зайти» в шеринг самокатов и велосипедов и может ли эта ситуация измениться в ближайшем будущем? Об этом читайте ниже.

Не так давно жители краевой столицы могли взять напрокат двухколёсное транспортное средство, стоящее прямо на улице. Никаких ларьков и специальных пунктов — площадки с электросамокатами и велосипедами, выкрашенными в «фирменный» жёлтый цвет, встречались достаточно часто. Совершить поездку можно было с помощью специального мобильного приложения.
Сейчас, однако, всё это изобилие индивидуальной мобильности заметно пошло на спад. Места, где раньше можно было взять в краткосрочную аренду небольшого «железного коня», ныне пустуют. Что же произошло?
Нерентабельный транспорт
Генеральный директор ООО «Ставшеринг», партнёр сервиса аренды велосипедов UrentBike в Ставрополе Владимир Палиев рассказал корреспонденту «Победы26», что сейчас компания поставила шеринг «на паузу». Собеседник подчеркнул, что причина этого — именно финансовые показатели, а не какие-то административные проблемы.
«Видимо, этот сервис лучше всё-таки работает в курортных и столичных городах. У нас не получается сделать его окупаемым. В основном граждане пользуются шерингом для развлекательных поездок. Люди не рассматривают его как альтернативный вид транспорта. По моим наблюдениям, ежедневно на работу таким способом добирались лишь единицы. И те делали это регулярно», — пояснил Владимир Палиев.
Предприниматель рассказал, что основная целевая аудитория сервиса в Ставрополе — молодёжь. Пик поездок приходился на вечернее время — с 18 часов и до самой ночи. Часто шерингом пользовались студенты, которые совершали колёсные прогулки по живописным местам города.
«Как только заканчивалась сдача экзаменов — июль-август, наблюдалось заметное сокращение числа аренд», — отметил Владимир Палиев.
Бизнесмен рассказал, что основная проблема — сделать шеринг электросамокатов окупаемым. Для этого нужно, чтобы ценник услуги находился на соответствующем уровне.
«В Москве, в сезон, это 9 рублей за минуту, ещё 50 рублей стоит активация, таким образом час будет обходиться около 600 рублей. В столице сервисы пользуются спросом и окупаются. Сейчас у нас в городе есть пункты проката велосипедов и электросамокатов. Там цены примерно такие же, однако это нельзя назвать именно шерингом», — рассказал Владимир Палиев.
Предприниматель пояснил, что высокие цены отпугивают клиентов в Ставрополе. В то же время заметно снизить стоимость поездок не выходит — если разместить по городу большое количество точек с электросамокатами, приходится нести высокие операционные расходы, а никакой бизнес не может выжить, работая себе в убыток.
Туманные перспективы
Владимир Палиев пояснил, что в ближайшее время компания не планирует возобновлять работу шеринга велосипедов и электросамокатов. При этом от первых было решено полностью отказаться даже в отдалённой перспективе, полностью сосредоточившись на вторых. Однако и здесь есть сложности.
«Нам не удалось достичь взаимовыгодных условий с нашим партнёром. Они хотят, чтобы мы приобрели их технику, а я считаю, что это очень большие риски и в Ставрополе мы не окупимся. Теоретически, если бы город заинтересовался данной темой и разработал какую-нибудь программу субсидирования таких закупок, это могло бы помочь, но пока ничего такого нет», — рассказал предприниматель.
Бизнесмен отметил, что текущие меры по поддержке туризма не подходят для развития таких сервисов, так как последние не соответствуют критериям, необходимым для получения помощи от государства. Инвесторы тоже считают покупку электросамокатов для сдачи в аренду рискованной и пока не желают вкладывать в данную затею свои средства.
По словам Владимира Палиева, в городах КМВ шеринг самокатов прибылен. Так, одна из крупных международных сетей даже работает на территории курортов без посредников.
В прошлом году одна из сетей проката выставляла на продажу 10 станций самокат-шеринга, расположенных в проходимых местах по всему Ставрополю, за 3,95 миллиона рублей. Представитель компании пояснил, что причиной такого решения стала пандемия и падение рентабельности. Однако через некоторое время фирма передумала продавать станции.
Недавно на одной из интернет-досок вновь появилось сообщение о продаже 10 бесконтактных станций для шеринга самокатов. Потенциальному покупателю предлагают приобрести их почти за 2,6 миллиона рублей.
Продавец отмечает, что объекты успешно отработали уже два сезона и могут быть адаптированы для электросамокатов с возможностью их подзарядки. Отмечается, что сами станции могут быть также площадкой для размещения рекламы. Покупателю обещают доход до 600 тысяч рублей в месяц на прокате и ещё от 60 тысяч рублей за счёт рекламодателей. Сам продавец готов торговаться и сбавить цену. В объявлении также сказано, что продажа станций обусловлена исключительно личными обстоятельствами.
Будущее — за мобильностью
Эксперт АНО «Города за здравый смысл», пользователь и популяризатор электросамокатов Дмитрий Шевелёв считает, что станции для проката данного вида микротранспорта устарели. В развитых мегаполисах стремительно внедряется «свободный» принцип размещения такой техники.
«Станция может находиться, например, в трёх кварталах от твоего дома. Довольно неудобно идти за самокатом такое расстояние. Опять же, оставлять его нужно тоже в пределах специальной зоны, которая может далеко располагаться от того места, куда нужно доехать человеку», — пояснил собеседник.
По мнению Дмитрия Шевелёва, Ставрополь нуждается в сервисах шеринга электросамокатов. Краевая столица неплохо приспособлена для такого транспорта, однако есть некоторые сложности со специализированной инфраструктурой.
«Было бы неплохо организовать специальные парковки и точки зарядки, хотя бы платные. Это бы облегчило жизнь не только пользователям сервисов шеринга, но и владельцам электросамокатов. Такие объекты можно было бы расположить неподалёку от торговых центров и оборудовать площадки навесами от дождя и снега», — считает Дмитрий Шевелёв.
Собеседник отметил, что шеринг электросамокатов — очень «продвинутая и современная история». Такие сервисы избавляют людей от необходимости покупать автомобиль, велосипед или даже электросамокат. Появляется возможность просто выйти на улицу, взять транспортное средство в аренду и, заплатив небольшую сумму, быстро и комфортно добраться в любую точку города.
Велошеринг тоже нужен
Директор ставропольского отделения спортклуба «Велоконтинент» Евгений Гурин отметил, что велошеринг в Ставрополе появился лишь два года назад. Сервис сразу стал довольно популярным у жителей и гостей краевой столицы.
«На данный момент слышал, что велошеринг в городе прекратит своё существование с этого года. Однозначно утверждать, что это полностью достоверная информация, я не могу. По моему личному мнению, велошеринг нашему городу нужен. Это удобно как нашим жителям, так и добавляет привлекательность самому городу», — считает Евгений Гурин.
Собеседник рассказал, что с инфраструктурой для велосипедов в Ставрополе тоже немало проблем. В целом она недостаточно развита.
«Да, в последнее время небольшой сдвиг с места наш город сделал. Стали появляться новые велодорожки, но все они сосредоточены преимущественно в одном районе города. Для развития велоинфраструктуры этого явно мало. Должна быть системность в подходе к решению данного вопроса. Нужно стремиться создать в городе единую сеть велодорожек, чтобы жители смогли добраться на велосипеде из одной части населённого пункта в другую», — подчеркнул Евгений Гурин.
При этом вложения в данную сферу весьма выгодны. Директор ставропольского отделения спортклуба «Велоконтинент» рассказал, что, согласно исследованию, проведённому департаментом транспорта Лондона, 1 доллар, вложенный в инфраструктуру для велосипедистов, приносит городской экономике около 18 долларов, в то время как инфраструктура для автомобилей приносит лишь 5 долларов.
Ставка — на индивидуальную мобильность
Всё больше городов в мире, в том числе и в России, стараются снизить зависимость своих жителей от наличия личного автомобиля. Об этом рассказал эксперт АНО «Города за здравый смысл», урбанист Андрей Черняков.
«Удобнее и правильнее два-три квартала в магазин ехать всё-таки не на машине, а на велосипеде. В итоге улучшается экологическая ситуация, становится меньше пробок и снижается аварийность на дорогах», — подчеркнул Андрей Черняков.
Схожего мнения придерживается и другой эксперт АНО «Города за здравый смысл», урбанист Алексей Целиковский. Он подчеркнул, что среда населённых пунктов получает заметные преимущества от того, что люди сами могут выбирать наиболее комфортный способ передвижения из нескольких доступных вариантов. Однако при этом сервисы шеринга велосипедов и самокатов должны быть встроены и синхронизированы с системой общественного транспорта.
«Это такая дорожная инфраструктура, где и личный автомобиль имеет право на жизнь. Например, вы паркуете машину недалеко от места назначения, где вам комфортно, а потом остаток пути преодолеваете на арендованном самокате или велосипеде. Так решается вопрос с нехваткой парковочных зон в наиболее популярных районах города. Опять же люди получают возможность экономить своё время», — пояснил Алексей Целиковский.
Будут ли в Ставрополе работать сервисы шеринга велосипедов и самокатов?
В администрации краевой столицы сообщили, что в соответствии с постановлением «Об утверждении Схемы размещения отдельных видов некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя» от 08.04.2021 в городе предусмотрено создание ряда пунктов проката велосипедов, самокатов, сезонных аттракционов и другого вида спортивного инвентаря. В Октябрьском районе должно появиться 9 таких объектов, в Ленинском — 19, а в промышленном — 46.
В мэрии добавили, что с 2015 года и до сегодняшнего дня за согласованием размещения пунктов проката самокатов дважды обращалась одна из индивидуальных предпринимательниц. Бизнес-вумен на 10 лет согласовали размещение 18 площадок на территории Ленинского и Промышленного районов города. Других заявлений по данному вопросу в администрации Ставрополя пока не получали.