Тема дня: Главное о COVID-19 в Ставропольском крае

Полвека в пути: история ставропольского троллейбуса

26.02.2020, 17:21 Ставропольский край
Троллейбусная система в Ставрополе, одна из старейших на Северном Кавказе, сейчас переживает не лучшие времена. Из 12 маршрутов в городе осталось всего 6, а количество подвижного состава сократилось почти втрое. Несмотря на это, троллейбусное предприятие продолжает свою работу, ежедневно выпуская на линию больше полусотни машин. Основные вехи истории ставропольского троллейбуса и его современное состояние — в материале «Победы26».

Подготовка к запуску троллейбусного движения в Ставрополе началась в 1958 году и длилась шесть лет. За это время в городе было протянуто несколько десятков километров контактной сети и построен троллейбусный парк. Первые троллейбусы вышли на улицы города 24 июля 1964 года, но официально троллейбусное предприятие было учреждено только неделю спустя — 1 августа.

Поначалу в городе существовал всего один маршрут — «Железнодорожный вокзал – Газостанция», протянувшийся от ж/д вокзала до нынешней площади 200-летия. Ходили по нему троллейбусы ЗиУ-5, выпуск которых был налажен в Саратовской области несколькими годами ранее.

Второй троллейбусный маршрут появился спустя полтора года после запуска «единички» — 1 декабря 1966 года. Маршрут №2 «Вокзал – Кирпичный завод» соединил центр города и юго-западную окраину (район нынешнего пересечения улиц Шпаковской и Доваторцев). Впоследствии он дважды продлевался: сперва до 23-й школы, а потом и до улицы 45-я параллель.

В 1968 году запускается маршрут №3 «Вокзал – Партшкола», в 1973 году — №5 «Малая Химия – Партшкола», а в 1975 году — №6 «улица Тухачевского – Овощехранилище». Всего же к 1992 году в городе существовало 12 троллейбусных маршрутов, из которых №11 был скоростным. Специально для этого по улице Лермонтова была проложена линия, позволявшая троллейбусам быстро и без остановок объезжать загруженную центральную часть города.

В советское время существовали планы запуска троллейбусного движения в районе «Мамайка». Там предполагалось протянуть контактную сеть по улице Биологической в сторону улицы Южной. Кроме того, планировалось построить второй троллейбусный парк на проспекте Кулакова, в районе мемориала «Танк». Что касается подвижного состава, то в планах была закупка сочленённых троллейбусов большой вместимости для работы на одном из самых загруженных маршрутов — №6, соединявшем юго-западную и северо-западную части города.

За всю 55-летнюю историю ставропольского троллейбуса в городе эксплуатировалось более 600 машин. Троллейбусы ЗиУ-5, ставшие первыми для Ставрополя, работали вплоть до конца 1970-х. Последнего представителя этого поколения до начала 2000-х можно было увидеть на городском аэродроме ДОСААФ. Это была машина с номером 11 — одна из первых вышедших на улицы города в 1964-м. В 1975-м этот троллейбус списали, и почти 30 лет его кузов использовался в качестве склада на аэродроме. Утилизировали только в 2003-м.

С конца 1970-х в город начали поступать троллейбусы ЗиУ-682В, эксплуатация которых продолжалась несколько десятилетий: последний представитель этой модели был списан только в 2011-м. А в 1992-м на предприятие завезли ЗиУ-682Г. Их и поныне можно увидеть на улицах краевого центра.

Сейчас основу подвижного состава на предприятии составляют БТЗ-52764Р производства Башкирского троллейбусного завода. Партия из 54 машин поступила в Ставрополь в 2009-м. Ещё на предприятии есть около десятка более старых ЗиУ-682Г. В будние дни на улицы выходят 56 троллейбусов, обслуживающие шесть маршрутов. В выходные выпуск подвижного состава на линию меньше: от 26 до 37 машин.

Имеются в парке и два учебных троллейбуса. В пассажирском салоне никаких изменений нет, все отличия находятся в кабине. Здесь установлено второе сиденье и ещё один комплект педалей для проверяющего.

За состоянием троллейбусов, выходящих на маршрут, на предприятии строго следят. В парке машины проходят весь ряд техобслуживания: от ежедневного сервиса и мойки до техосмотра и капитального ремонта.

Технический осмотр проводится раз в полгода: проверяются рулевая и тормозная системы, а также состояние шин и креплений колёс. Осмотру и проверке подлежит и электрическое оборудование транспортных средств.

На капитальный ремонт отправляются троллейбусы с большим пробегом — в несколько сотен тысяч километров. Тогда машина на длительное время выводится из эксплуатации. Её поднимают, снимают все узлы и агрегаты, включая колёса, токоприёмники и тяговый двигатель. В салоне полностью демонтируют пассажирские кресла, пол и обшивка. В итоге остаётся только корпус, который тщательно исследуется на наличие коррозии.

Все снятые с троллейбуса агрегаты также проходят проверку, на которой решается вернуть ли их в дальнейшую эксплуатацию, отправить на ремонт или вовсе списать.

Сейчас ставропольский троллейбусный парк проводит капитальный ремонт только на моделях ЗиУ-682Г, более новым БТЗ-52764Р он пока не требуется.

Для обеспечения питанием контактной сети на территории троллейбусного парка здесь же расположена тяговая подстанция. Всего таких станций в городе десять — они запитывают током 206 километров контактной сети.

Фото: Сергей Пархисенко/ИА «Победа26»

CO
СКФУ
Вирус не пройдёт: как Ставрополье противостоит коронавирусу На момент публикации статьи в крае подтверждено пять случаев заражения коронавирусом. Чтобы блокировать вирус, губернатор ввёл ряд ограничительных мер, которые начнут действовать уже с 28 марта.
Instagram как суровая необходимость Все главы ставропольских муниципалитетов работают в социальных сетях, но успех везде разный. Одни не боятся идти на открытый, в том числе и конфликтный диалог с жителями, другие предпочитают следовать стандартным схемам. Вместе с экспертами аналитический центр «Рейтинг.Победа26» выяснил, какой из этих подходов лучше работает.
«Человеку предлагают обследоваться на ВИЧ – он считает, что его оскорбили» После эксперимента с добровольным тестированием на ВИЧ корреспондент ИА «Победа26» пообщался с главным врачом Ставропольского краевого центра СПИД Денисом Штаневым. Есть ли у ВИЧ симптомы, можно ли вылечиться полностью и что на самом деле спасёт человечество от этой коварной болезни — читайте в нашем материале.
Не причуды, а экодвижения Минимизировать загрязнение планеты можно, если осознанно подойти к производству отходов. С каждым днём в мире всё больше людей понимают важность проблемы и организовывают различные движения. Корреспондент информагентства «Победа26» решила в течение недели прочувствовать на себе, что испытывают участники пяти самых распространённых мировых общественных эконаправлений и рассказать о результатах эксперимента.
Безопасные проверки ставропольских газовиков Несмотря на профилактические меры в связи с угрозой распространения коронавируса, сотрудники газовых служб продолжают вести плановые осмотры в домах жителей края. Причина — необходимость обеспечить безопасную и качественную работу оборудования, контроль за которым требуется вне зависимости от внешних факторов.
На Ставрополье успешно реализуется проект наращивания производительности труда Регион приступил и успешно продолжает участие в реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Один из примеров — ОАО «Светлоградагромаш». Предприятие специализируется на выпуске почвообрабатывающей техники — плугов.
Бережливые технологии для ставропольских производителей Всё больше предприятий Ставрополья подключаются к нацпроекту «Производительность труда и поддержка занятости». «Победа26» начинает серию материалов о том, каких успехов удалось добиться компаниям региона при переходе на бережливое производство.
Опробовано на себе: тест на ВИЧ Корреспондент ИА «Победа26» отправилась в краевой центр СПИД, чтобы проверить своё здоровье, узнать тонкости процедуры и особенности анонимного тестирования.
Что нужно для концерта рок-звёзд в Ставрополе? Ставрополь не так уж редко посещают звёзды поп и рок-музыки, как из России, так и из-за рубежа. К сожалению, чаще всего это вчерашние звёзды, те же легенды рока к нам либо ездят очень редко, либо не заглядывают вообще. Всё упирается в организационные вопросы. «Победа26» пообщалась с арт-директорами из Ставрополя и выяснила, что требуется для выступлений законодателей музыки.
Как пережить коронавирус Краткая инструкция, которая пригодится каждому
Зараза не пристанет В Ставрополе стартует производство антисептика, который поможет в борьбе с коронавирусом.
Ставропольцы из Поднебесной: три истории о том, как в Китае противостоят коронавирусу Корреспондент краевого информационного агентства «Победа26» пообщался с тремя жителями Ставрополья, которые оказались в эпицентре эпидемии или поблизости, когда новый вирус набирал обороты. Как сейчас обстоят дела в Поднебесной и боролись ли в стране с фейками — читайте в нашем материале.