чт, 25 апр.
13:15
Ставрополь
+25 °С, ясно
Эксклюзивы

«Пятигорск — тоже немножко Тула»: интервью с Львом Толстым

24 декабря 2020, 10:39Статьи
Фото:

Ставропольское краевое информационное агентство завершает серию необычных интервью с известными поэтами писателями, побывавшими на Ставрополье многие годы назад. Финальным нашим героем стал Лев Николаевич Толстой.

Как и в предыдущих интервью (с Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым — прим.ред), для подготовки материалы мы использовали дневниковые записи и письма писателя.
— Лев Николаевич, расскажите, как же вы познакомились с Кавказом? Что вас привело сюда?
— Когда-то в детстве или в первой юности я читал Марлинского, и разумеется с восторгом, читал тоже не с меньшим наслаждением кавказские сочинения Лермонтова. Вот все источники, которые я имел для познания Кавказа.
— И как вам наши курорты оправдали ожидания? Уже освоились?
— В Пятигорске музыка, гуляющие, и все эти бывало бессмысленно-привлекательные предметы не произвели никакого впечатления.
— Вас не впечатлили гуляющие, может, дело в вас?
— Я не дурак, не урод, не дурной человек, не невежа. Непостижимо. Или я не для этого круга.
— Насколько нам известно, у вас много знакомых в Пятигорске, неужели никак не можете подобрать себе компанию?
— Я очень удивился встретив здесь на днях Еремеева-младшего. Он ужасно болен и женат на Скуратовой. Они здесь задают тон, но несмотря на это я редко вижусь с ними: она очень глупа, а он —Еремеев.
— Советую обратить внимание на старые Ермоловские ванны с галереей. Говорят, там можно хорошо отдохнуть.
— Галерея очень забавна: враньё офицеров, щегольство франтов и знакомства, которые там делаются.
— Так зачем же вы тогда остались, раз всё плохо?
— Главная цель моего приезда сюда — лечение, почему завтра посылаю за доктором и нанимаю квартиру один, на слободке. На Кабардинской слободке № 252».
— Уже успели там побывать, разглядеть где жить будете?
— Место, где стоит город, очень весёлое. Из гор текут горячие родники... По горе леса, кругом поля, а вдалеке всегда видны большие кавказские горы. На этих горах снег никогда не тает... Одна большая гора Эльбрус, как сахарная белая голова, видна отовсюду, когда ясная погода. На горячие ключи приезжают лечиться, и над ключами сделаны беседки, навесы, кругом разбиты сады и дорожки, а под горой есть слобода.
— А как вы здесь дни проводите, наверное, гуляете целыми днями и ищете музу?
— Здесь я уже две недели, веду образ жизни правильный и уединённый, так что я доволен и своим здоровьем, и своим поведением.Встаю в 4 часа и иду пить воду. Это длится до шести. Принимаю ванну и возвращаюсь к себе. Читаю или разговариваю во время чая с одним из наших офицеров, который живет рядом со мной и с которым столуюсь, затем сажусь писать до двенадцати — часа нашего обеда. Ванюша, которым я очень доволен, кормит дёшево и довольно сытно.
— О чём вы так много пишете с самого утра?
— Мне кажется, что всё время моего пребывания здесь в голове моей перерабатывается и приготовляется много хорошего (дельного и полезного), не знаю, что выйдет из этого.
— А чем займётесь в ближайшие дни, уже распланировали всё?
— Завтра обедаю в Бештау, и писать, писать.
— Вот вы много где успели побывать, а как бы вы описали Пятигорск?
— Я хотел бы описать тебе дух Пятигорска, но это не так уж трудно, как объяснить иностранцу, что такое Тула... Пятигорск — тоже немножко Тула, только кавказская. Театр, собрание, всякий год бывают свадьбы, дуэли. Ну, одним словом, чисто парижская жисть.
— А есть что-то особенное в этом городе по сравнению с другими?
— До сих пор я не делал здесь глупостей. Это будет первый город, из которого я не увезу раскаяния.