чт, 25 апр.
14:07
Ставрополь
+27 °С, ясно
Эксклюзивы

С берегов Ташлы — к звёздам: когда на Ставрополье появится свой космодром

12 апреля 2021, 08:08Статьи
Фото:

Вместе с энтузиастами отрасли и представителями госкорпорации «Роскосмос» ИА «Победа26» разобралось, какой потенциал есть у Ставрополья и почему в регионе до сих пор нет крупных объектов космической инфраструктуры.

Илон Маск роняет прототипы ракет и мечтает о колонизации Марса. Дмитрий Рогозин рисует мемасики и утверждает, что у России есть своя лунная программа. Китай строит уже пятый космодром. Человечество обратило свой взгляд к звёздам и сейчас, через 60 лет после полёта Гагарина, вновь начинает верить, что на пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы.
А где во всём этом мировом процессе Ставрополье? Край считается и житницей, и кузницей, и здравницей России, богатый на ресурсы, но не остался ли он на обочине этой истории? Как говорил один из прежних руководителей региона, «жён космонавтов имеем, а космонавтов пока не имеем». Теперь уже и свой космонавт есть, но для ставропольских амбиций этого мало. Хочется, чтобы мировые СМИ выходили с заголовками «С космодрома под Нефтекумском стартовал первый межзвёздный корабль», а Центр управления полётами располагался где-нибудь в Михайловске.
Возможно ли такое будущее? На вопросы ответили эксперты.
Ключ на старт!
Начнём с небольшого ликбеза по физике. Почему главный космодром Советского Союза был построен на Байконуре, а США — на мысе Канаверал? Факторов много, но один из главных заключается в близости к экватору. Поэтому для стран, расположенных в Северном полушарии, наиболее выгодными будут самые южные локации из возможных.
«Безусловно, чем ближе к экватору Земли, тем легче осуществлять запуски. Тем меньше расход топлива, тем более тяжелые грузы можно поднять на орбиту. Поэтому запуск ракеты-носителя «Союз» с экваториального космодрома «Куру» во французской Гвиане и запуск «Союза» с космодрома «Плесецк» — это совершенно разные вещи. Грузоподъёмность разная», — пояснил популяризатор отечественной космонавтики, руководитель общественной организации «Советский космос» Максим Цуканов.
После развала СССР страна арендует Байконур у Казахстана. Собственный космодром в Плесецке из-за северного расположения не может обеспечивать, например, пилотируемые полёты или вывод на орбиту слишком тяжёлых объектов. Поэтому сразу задумались о строительстве нового космодрома на своей территории, но поюжнее.
«С учётом предъявляемых требований к месту расположения космодрома и географии территории Российской Федерации, на этапе предварительного выбора потенциальных мест расположения космодрома рассматривались территории возможного низкоширотного его расположения (ниже 60º с.ш.). В том числе Северо-Кавказский регион, Ставропольский край, Республика Калмыкия, Дагестан и Астраханская область», — рассказали в пресс-службе госкорпорации «Роскосмос».
Но к выбору места для таких сооружений существует много других требований. Ракета после старта не должна пролетать над густонаселёнными районами и территорией других государств. Поля падения ступеней следует расположить в безлюдных местах или в нейтральных водах. При этом необходима возможность убрать всё, что упало с неба, чтобы не вредить экологии, а инфраструктура нужна достаточно развитая, чтобы обеспечивать стабильную работу всего комплекса.
Одним словом, ни один из южных регионов России под эти требования, увы, не подходил, и их отсеяли практически сразу. Места мало, население плотное, соседние страны рядом, да и труднопроходимых локаций хватает.
Поэтому был выбран участок, где сейчас достраивается космодром «Восточный». Места там хватает, дороги рядом, ступени падают в Тихий океан, а если случится авария, то не нанесёт большого ущерба гражданской инфраструктуре.
Таким образом, пока в космос летают на ракетах и других способов не придумали, звёздной гавани на Ставрополье не будет.
А если помечтать?
Впрочем, ключевое слово тут — «пока». Максим Цуканов напомнил, что задача космического агентства — доставка людей и грузов на орбиту. И ракета — лишь один из способов. Возможно, самый простой, но это не значит, что самый лучший.
«Отличная идея, например, это строительство «космического лифта» или «стратосферной башни». Или воздушные старты с самолётов-космодромов. Вообще идей, как доставить так необходимый человечеству груз на орбиту — очень много. По мере развития технологий и фундаментальных научных знаний их будет становиться всё больше. И вот для таких объектов на Ставрополье может и найтись место», — уверен Максим Цуканов.
Но даже и при существующих технологиях регион может быть использован для размещения объектов космической инфраструктуры.
«Территории Северо-кавказского региона и Ставропольского края могут быть рассмотрены как места размещения станций дальней космической связи и новых обсерваторий», — рассказали в «Роскосмосе».
При этом в ведомстве прокомментировали информацию о том, что на Ставрополье собираются построить Центр подготовки космонавтов. Новость была растиражирована СМИ в конце 2019 года, но с тех пор никаких подвижек в этом направлении не наблюдалось.
Как выяснилось, не планируется перевезти из Звёздного городка весь Центр. Речь лишь о том, чтобы использовать бальнеологический комплекс Северного Кавказа для восстановления здоровья космонавтов и тренировок на разных высотах.
Так что и здесь грандиозных строек пока не предвидится.
Ставрополье — с краю?
Но говорить о том, что Ставрополье совсем не задействовано в космической отрасли, было бы неверно. Даже если не считать «нашего» космонавта Олега Скрипочку, прямо или косвенно многие ставропольцы и расположенные в регионе предприятия помогают протаптывать тропинку к звёздам.
К примеру, 25 августа 2020 года группа компаний «СтилСофт», расположенная в Ставрополе, получила бессрочную лицензию на осуществление космической деятельности. Конечно, речь пока не о своих ракетах и спутниках, но дело не менее важное: разработка, производство, испытания, установка, монтаж, техническое обслуживание, доработка и модернизация оборудования объектов космической инфраструктуры. Если проще, ставропольское предприятие будет обеспечивать безопасность наземных объектов Роскосмоса.
Вообще у Ставрополья много оборонных предприятий, создающих оборудование в том числе и для космических нужд, но, как правило, ничего конкретного на эту тему никто не рассказывает.
А главный вклад Ставрополья в освоение космоса всегда был и будет заключаться в людях. Местные университеты, а с недавних пор и «Кванториумы», готовят новые поколения учёных и инженеров в самых разных областях. «Победа26» недавно писала про десятиклассника Андрея Пронина, который получил приглашение на работу от компании — резидента Сколково — ООО «Лоретт». Она занимается разработкой инновационного оборудования и технологий для приёма данных с космических спутников.
Так что, пусть ракеты и не будут пронзать небо над бескрайними ставропольскими полями, свой вклад в освоение космоса край делает. Станет ли он со временем более весомым, зависит в первую очередь от населения. Главное, почаще смотреть вверх и понимать, что будущее — там.